Именем Российской Федерации 5 июля 2011 года пос.Коноша Коношский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего - Якшиной Е.Н. при секретаре - Фафуриной Н.И., с участием истца Симановой Е.А. ответчика - представителя администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» Пашкова В.И., третьего лица - представителя Управления образования администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симоновой Е.А. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, УСТАНОВИЛ: Симонова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее – администрация МО «Коношский муниципальный район») о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении её сыну И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование своих требований истец указала, что ее сын И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в управлении образования администрации МО «Коношский муниципальный район» для определения в дошкольное образовательное учреждение. На момент подачи заявления ее сын состоит 31 в общей очереди на предоставление места в МДОУ «С» и не обеспечен местом в дошкольном муниципальном образовательном учреждении. Ей пришлось уйти с работы, так как не с кем оставлять ребенка дома. Она воспитывает сына одна, поэтому без работы и соответственно дохода, не может полноценно обеспечивать ребенка. Истец Симонова Е.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать администрацию МО «Коношский муниципальный район» предоставить ее несовершеннолетнему сыну И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах поселка Коноша в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Дополнила, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об устройстве сына в детское дошкольное учреждение, однако до настоящего времени место не предоставлено в связи с их отсутствием. При этом, ответчик сослался на отсутствие свободных мест, однако считает, что это свидетельствует, о бездействии администрации МО «Коношский муниципальный район» в обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования и нарушает конституционные права её ребенка по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Считает, что содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение своей семьи, в том числе и ребенка. Она является единственным кормильцем в семье и не может пользоваться платными услугами няни. Ответчик - представитель администрации МО «Коношский муниципальный район» Пашков В.И. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что администрация МО «Коношский муниципальный район» обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении в пределах муниципального образования «Коношский муниципальный район». Третье лицо - представитель Управления образования администрации МО «Коношский муниципальный район» Г.Т. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что в соответствии с порядком комплектования предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях МО «Коношский муниципальный район» осуществляется в порядке очередности. Согласно законодательству РФ и Архангельской области предусматривается льготный (внеочередной и первоочередной) порядок приема детей в дошкольные образовательные учреждения. По каждому образовательному учреждению создано три очереди: внеочередная, первоочередная и общая. И. стоит под номером 30 в общей очереди в детский сад «С». Суд, заслушав истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, приходит к следующему. Суд в соответствии со ст.39 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Согласно ст.18 Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность создания сети дошкольных образовательных учреждений. На основании ст.ст.4,25 Устава муниципального образования «Коношский муниципальный район» администрация МО «Коношский муниципальный район» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Коношского муниципального района и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения Коношского муниципального района в сфере организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «Коношский муниципальный район». В поселке Коноша Архангельской области зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования МО «Коношский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от 24 января 2011 года № 21, в редакции постановления от 18 марта 2011 года №122. Согласно указанному Порядку комплектования муниципальных образовательных учреждений, комплектование дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории МО «Коношское», осуществляет постоянно действующая комиссия, которая создается приказом начальника управления образования. Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждений МО «Коношский муниципальный район» осуществляется в порядке очередности. По каждому образовательному учреждению формируется три очереди: внеочередная, первоочередная и общая. В образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Комплектование образовательного учреждения детьми на новый учебный год осуществляется Комиссией в июне текущего года, в остальное время проводится доукомплектование. Вступившим в законную силу решением Коношского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Коношского муниципального района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении и было установлено, что на территории Коношского района действуют 10 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ), 7 структурных подразделений школ, в которых обучается 1 157 человек. Не обеспечены местами в учреждениях дошкольного образования на территории района на ДД.ММ.ГГГГ 567 человек (на ДД.ММ.ГГГГ - 554 ребенка). Высокая потребность в дошкольных образовательных учреждениях на территории Коношского района на ДД.ММ.ГГГГ составила среди детей в возрасте до 1,5 лет и с 1,5 лет до 3 лет. Согласно динамике очередности граждан МО «Коношский муниципальный район», претендующих на получение образования в муниципальный образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, с 2007 года очередь только увеличивается: 2007 год – 431 ребенок, 2008 год – 468, 2009 – 515, 2010 – 579. И в результате указанного бездействия в течение 2-3 лет муниципальные дошкольные образовательные учреждения Коношского муниципального района не смогут принимать воспитанников, так как вынуждены приводить численность контингента воспитанников в соответствие с лицензионными требованиями. Установленные данным решением обстоятельства в соответствии со ст.61 ГПК РФ, оспариванию не подлежат. В судебном заседании установлено, что согласно копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, И. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, мать – Симонова Е.А.. В ДД.ММ.ГГГГ Симонова Е.А. обратилась в управление образования администрации МО «Коношский муниципальный район» с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении «С» ее сыну Симонову И.С. Из уведомления, предоставленного управлением образования МО «Коношский муниципальный район», следует, что И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, записан в книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования МО «Коношское», под номером 30 в общей очереди в МДОУ «С». Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений п. Коноша от ДД.ММ.ГГГГ, списочный состав МДОУ детский сад «С» - 147 детей, из них выпуск – 24 человек, набор – 19 детей, предложено выдать путевки из первоочередной очереди - 12 детям, из общей очереди – 7 детям. Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что на момент рассмотрения дела И. место в детском дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, при этом ребенок достиг возраста <данные изъяты>. Кроме того, в судебном заседании установлено, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП «Коношская жилкомслужба», следует, что в состав семьи Симоновой Е.А. входит ее сын И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ «Отделением социальной защиты населения по <адрес>» следует, что Симонова Е.А. получала пособие на сына И., выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием временной регистрации. Из вышеизложенного следует, что истец обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду в ДД.ММ.ГГГГ, с момента подачи заявления прошло уже два года, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен, Симонова Е.А. является матерью одиночкой и единственным кормильцем семьи. Таким образом, учитывая, что на администрацию МО «Коношский муниципальный район» возложена обязанность сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть, семейные обстоятельства истца и его имущественное положение, суд приходит к выводу о том, что со стороны муниципального образования обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию МО «Коношский муниципальный район», осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обеспечить сына истца местом в детском дошкольном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ). Таким образом, к взысканию с ответчика подлежат судебные расходы, понесенные истцом, в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Симоновой Е.А. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» предоставить несовершеннолетнему И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах муниципального образования «Коношский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» в пользу Симоновой Е.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области. Председательствующий - Е.Н. Якшина