Решение от 30.08.2010 г. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении



Дело № 2-653/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2010 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе судьи Костиной В.А., при секретаре Власовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красильниковой К.Е. к Администрации Кяппесельгского сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении целевой субсидии на приобретение жилья,

установил:

Красильникова К.Е. обратилась в суд с заявлением к Администрации Кяппесельгского сельского поселения (далее Администрация), указывая в обоснование требований, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., малолетним узником концлагерей, инвалидом второй группы по общему заболеванию, проживает по адресу: ......... Администрация отказала в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный отказ полагает незаконным, нарушающим ее права, поскольку жилой дом, в котором она проживает, не соответствует техническим требованиям и непригоден для проживания. Просила признать незаконным отказ Администрации в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить ее такой учет и предоставить целевую субсидию на приобретение жилья.

Судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее Министерство).

В судебное заседание Красильникова К.Е. не явилась по состоянию здоровья, о месте и времени судебного заседания извещена, представила письменное заявление о взыскании судебных расходов за производство экспертизы и оплату услуг представителя в общей сумме ........ рублей.

Представитель истицы адвокат Вечерская С.Н. в судебном заседании поддержала требования об обязании поставить Красильникову К.Е. на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с ХХ.ХХ.ХХ года, включении истицы в единый по Республике Карелия список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлении целевой субсидии на приобретение жилья, по изложенным в иске основаниям. Настаивает на требованиях о взыскании судебных расходов, полагая их правомерными, указывая, что за производство судебной строительно-технической экспертизы истица уплатила ........ рублей, за услуги адвоката ........ рублей; истице была оказана правовая помощь в виде консультаций, представитель дважды принимал участие в двух судебных заседаниях.

Представить ответчика Администрации глава Кяппесельгского сельского поселения Дубень А.Н. иск признала в части требований по возложению на Администрацию обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях. Дополнила, что на основании заявления Красильниковой К.Е. от ХХ.ХХ.ХХ г. о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, межведомственной комиссией было проведено обследование жилого дома по адресу: ........, в котором проживает истица; согласно заключению межведомственной комиссии по результатам осмотра жилого помещения, оно соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем, не имелось оснований для удовлетворения заявления истицы. Заявленные истцом требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя считает несоразмерными, ссылаясь на то, что занятость представителя истицы в судебных заседаниях была непродолжительной.

Министерство (ответчик) своего представителя в судебное заседание не направило, телефонограммой ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск указывают, что в соответствии с действующим законодательством предоставление ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляются однократно при условии постановки их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления органом местного самоуправления соответствующих сведений в Министерство. От Кяппесельгского сельского поселения в Министерство не поступало каких-либо документов и предложений о решении вопроса о включении истицы в единый по Республике Карелия список граждан, имеющих право на льготное улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика (Министерства).

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе, в установленном законом порядке, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, состоявшие на их иждивении, получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на однократное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статья 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 28.07.2010 №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия относятся полномочия по обеспечению жильем инвалидов, участников (и иных категорий) Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Постановление) утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В соответствии с пунктом 1 Постановления обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность.

Указом Главы Республики Карелия от 15.12.2007 г. № 184 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В компетенцию Министерства входит организация предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (пп. «г» п. 22). Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия (п. 54).

Юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию при разрешении данного спора, является нуждаемость Красильниковой К.Е. в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). Согласно пункту 3 части 1 данной нормы права гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (пункты 3 и 5 статьи 52 ЖК РФ).

Статьей 54 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу частей 2, 3, 4 статьи 15 и части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания (далее - Положение).

Пунктом 22 Положения установлено, что высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Красильникова К.Е., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно; также является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей. Истица зарегистрирована и проживает по адресу: ........, жилое помещение является неблагоустроенным. Управлением социальной защиты Кондопожского района Республики Карелия ХХ.ХХ.ХХ г. Красильниковой К.Е. выдано бессрочное удостоверение № ..., согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших военнослужащих.

Согласно архивной справке Администрации от ХХ.ХХ.ХХ г. № ... год возведения жилого дома № ... по ........ – ХХ.ХХ.ХХ. Межведомственной комиссией Кяппесельгского сельского поселения проведено обследование указанного жилого помещения и ХХ.ХХ.ХХ г. принято заключение о соответствии указанного жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодности для постоянного проживания.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Согласно заключению эксперта И. от ХХ.ХХ.ХХ г. № ... физический износ дома № ... по адресу: ........ составляет 53,2%. Жилое помещение и дом в целом не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования – Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий … » (пункт 3.3); СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» (п. 5.1, 8.2, 8.10); СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные работы» (п. 4.43 и табл. 25), СНиП 2.01.07.85* «Нагрузки и воздействия» (табл. 19, 20); СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (табл. 4). Жилой дом не соответствует требованиям пунктов 10, 15 и 22 Положения. Жилое помещение не пригодно для проживания на основании пункта 33 Положения в связи с выявленными вредными факторами среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения с физическим износом в процессе длительной эксплуатации эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций дома, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Деформации конструкций дома, значительно превышающие предельно допустимые, и значительное биологическое повреждение деревянных конструкций свидетельствуют об исчерпывании несущей способности и опасности обрушения конструктивных элементов дома. Дом является аварийным и подлежит сносу.

Статьей 86 ГПК РФ установлено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ, а именно: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд полагает, что данный вид исследования (производство экспертизы) был произведен компетентными специалистами, эксперты имеют необходимую квалификацию, был проведен осмотр жилого дома, соответствующие измерения производились на месте, в распоряжение экспертов были предоставлены все необходимые документы.

Ответчики не представили бесспорных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что принадлежащее истице жилое помещение соответствует вышеприведенным правовым нормам (требованиям) и пригодно для проживания. Факт нахождения жилого помещения истицы в аварийном состоянии подтверждается материалами дела. Судом установлена нуждаемость Красильниковой К.Е. в улучшении жилищных условий.

ХХ.ХХ.ХХ г. Красильникова К.Е. обратилась в Администрацию с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как вдовы умершего ветерана Великой Отечественной войны, данное заявление Администрацией оставлено без удовлетворения. Отказ Администрации в принятии истицы на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не соответствует требованиям статей 51 и 54 ЖК РФ, следовательно, является незаконным.

На основании изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Красильниковой К.Е. о возложении обязанности на Администрацию по постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях является правомерным, обоснованным и подлежат удовлетворению.

Суд признает надлежащим ответчиком Министерство по требованиям о предоставлении целевой субсидии на приобретение жилья и считает необходимым возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанность по включению Красильниковой К.Е. в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлению ей указанной выплаты в порядке очередности в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 21 и положениями статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах».

Как указано выше, Красильникова К.Е. является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны, принадлежит к гражданам России, которым государство оказывает особую социальную поддержку. Единовременная денежная выплата должна быть предоставлена истице в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. (в ред. Указа Президента от 09.01.2010 № 30).

Доводы Министерства о том, что администрация муниципального образования не представила необходимые документы и предложение по включению истицы в вышеназванный список и о том, что Красильникова К.Е. не значилась в представленном Администрацией сельского поселения списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут служить основанием для отказа в иске.

Статья 94 ГПК РФ содержит перечень издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно данной норме закона к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителя; … другие признанные судом необходимые расходы. Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Интересы истца в предварительном судебном заседании ХХ.ХХ.ХХ г. и в судебном заседании ХХ.ХХ.ХХ г. по ордеру представлял адвокат коллегии адвокатов П. Вечерская С.Н., основанием выдачи ордера указано соглашение. Красильникова К.Е. ХХ.ХХ.ХХ г. уплатила в поименованную коллегию адвокатов денежное вознаграждение в сумме ........ рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № ... от ХХ.ХХ.ХХ г.

Представитель истца оказывал доверителю юридическую помощь в форме консультаций по правовым вопросам по настоящему делу, представлял его интересы в судебных заседаниях в суде первой инстанции, в том числе ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ года.

Учитывая сложность и характер спора, ценность подлежащего защите права – право истицы на жилище, объем выполненной представителем работы, разумность понесенных истицей затрат на оплату услуг представителя и конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым взыскать с Администрации Кяппесельгского сельского поселения в пользу Красильниковой К.Е. расходы на оплату услуг представителя в сумме ........ рублей. Данную сумму суд считает соотносимой с объемом защищаемого права. На основании статьи 94 ГПК РФ подлежат взысканию с Администрации Кяппесельгского сельского поселения в пользу истицы в возмещение судебных расходов за производство экспертизы ........ рублей. Отчет о проведении экспертизы приложен к материалам дела, факт оплаты стоимости услуг экспертов подтверждается квитанцией от ХХ.ХХ.ХХ г.

Администрация Кяппесельгского сельского поселения является органом местного самоуправления, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия является исполнительным органом государственной власти Республики Карелия. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194, 198, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление удовлетворить. Обязать Администрацию Кяппесельгского сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия поставить Красильникову К.Е. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ХХ.ХХ.ХХ года.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия включить Красильникову К.Е., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, в единый по Республике Карелия список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставить указанную выплату в порядке очередности в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № ФЗ-5 «О ветеранах».

Взыскать с Администрации Кяппесельгского сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу Красильниковой К.Е. ........ рублей, в том числе ........ рублей в возмещение судебных расходов за производство экспертизы, ........ рублей расходы на оплату услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.

Судья В.А. Костина

Полный текст решения изготовлен

01 сентября 2010 года.