Решение от 25.08.2010 г. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении



Дело № 2-600/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе судьи Костиной В.А., при секретаре Власовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аксентьевой А.М. к Администрации Петровского сельского поселения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Аксентьева А.М. обратилась в суд с заявлением к Администрации Петровского сельского поселения (далее Администрация), указывая в обоснование требований, что является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., узником концлагерей, инвалидом второй группы по общему заболеванию, проживает по адресу: ......... Дом двухквартирный, год постройки ХХ.ХХ.ХХ. Жилое помещение принадлежит ей на праве собственности в соответствии с договором от ХХ.ХХ.ХХ о безвозмездной передаче жилья в собственность в порядке приватизации. Квартира непригодна для проживания, износ дома составляет более 66 процентов; основные конструкции дома сгнили, щитовые конструкции дома не сохраняют тепло, крыша проваливается, полы перекошены, балки под полами сгнили. Администрация отказала в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что жилое помещение находится в собственности истца, пригодно для проживания, соблюдена учетная норма жилой площади. Данный отказ полагает необоснованным, не соответствующим требованиям действующего законодательства в области защиты жилищных прав участников Великой Отечественной войны, нарушающим ее законные права и интересы. Просила обязать Администрацию поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечить жилым помещением.

В судебное заседание Аксентьева А.М. не явилась по состоянию здоровья, о месте и времени судебного заседания извещена. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживает требования о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ХХ.ХХ.ХХ, доверяет представлять интересы представителю адвокату Евцемяки Г.Э.

Представитель истца адвокат Евцемяки Г.Э. поддержал заявленные требования, дополнив, что занимаемое Аксентьевой А.М. жилое помещение не соответствует нормативным требованиям и непригодно для проживания, физический износ жилого дома составляет более 70 процентов, на момент передачи жилого помещения в собственность истца капитальный ремонт дома не проводился. Просил взыскать с Администрации судебные расходы по производству судебной строительно-технической экспертизы в размере ........ рублей.

Ответчик Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена; представили письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск требования не признали, правовую позицию мотивировали отсутствием оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку Аксентьева А.М. имеет на праве собственности жилое помещение, которое по площади превышает учетную норму, согласно заключению межведомственной комиссии по результатам осмотра жилого помещения, оно соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (Министерство) своего представителя в судебное заседание не направило, телефонограммой ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск указывают, что в соответствии с действующим законодательством предоставление ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляются однократно при условии постановки их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления органом местного самоуправления соответствующих сведений в Министерство. От Петровского сельского поселения в Министерство не поступало каких-либо документов и предложений о решении вопроса о включении истца в единый по Республике Карелия список граждан, имеющих право на льготное улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе, в установленном законом порядке, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны. Одной из таких мер является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 28.07.2010 №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия относятся полномочия по обеспечению жильем инвалидов, участников (и иных категорий) Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Постановление) утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В соответствии с пунктом 1 Постановления обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность.

Указом Главы Республики Карелия от 15.12.2007 г. № 184 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В компетенцию Министерства входит организация предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (пп. «г» п. 22). Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия (п. 54).

Юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию при разрешении данного спора, является нуждаемость Аксентьевой А.М. в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). Согласно пункту 3 части 1 данной нормы права гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (пункты 3 и 5 статьи 52 ЖК РФ).

Статьей 54 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу частей 2, 3, 4 статьи 15 и части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания (далее - Положение).

Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Пунктом 34 Положения установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу требований статьей 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, показаний свидетелей, письменных доказательств. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Аксентьева А.М. ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., инвалид второй группы по общему заболеванию, данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.

Истица зарегистрирована и проживает в двухкомнатной неблагоустроенной квартире ........; общая площадь квартиры составляет ........ кв. м. Данное жилое помещение принадлежит истице на праве собственности на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от ХХ.ХХ.ХХ.

Согласно техническому паспорту на квартиру по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ физический износ жилого дома составлял 66%. Межведомственной комиссией Петровского сельского поселения проведено обследование указанного жилого помещения и ХХ.ХХ.ХХ принято заключение о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодности для постоянного проживания.

Согласно заключению эксперта ООО «Инжтехстрой» от ХХ.ХХ.ХХ Номеритс физический износ дома Номер и квартиры Номер по адресу: ........ составляет 71%. Жилое помещение и дом в целом не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (пункт 8.1.1. и приложение 1); СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» (п. 5.1, 8.2, 8.10); СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (табл. 4); СНиП 3.03.01.87 «Несущие и ограждающие конструкции» (п. 6.8 и табл. 25); СНиП 2.01.07.85* «Нагрузки и воздействия» (табл. 19, 20); СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные работы» (п. 4.43 и табл. 25). Жилое помещение не пригодно для проживания на основании пункта 33 Положения в связи с выявленными вредными факторами среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения с физическим износом в процессе длительной эксплуатации эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций дома, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Деформации конструкций дома, значительно превышающие предельно допустимые, и значительное биологическое повреждение деревянных конструкций свидетельствуют об исчерпывании несущей способности и опасности обрушения конструктивных элементов дома. Дом является аварийным и подлежит сносу. Реконструкция и капитальный ремонт являются нецелесообразными с учетом физического износа в 71%.

Статьей 86 ГПК РФ установлено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ, а именно: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд полагает, что данный вид исследования (производство экспертизы) был произведен компетентными специалистами, эксперты имеют необходимую квалификацию, был проведен осмотр жилого дома и квартиры, соответствующие измерения производились на месте, в распоряжение экспертов были предоставлены все необходимые документы.

Ответчик не представил бесспорных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что принадлежащее истцу жилое помещение соответствует вышеприведенным правовым нормам (требованиям) и пригоден для проживания. Факт нахождения жилого помещения истца в аварийном состоянии подтверждается материалами дела. Судом установлена нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.

ХХ.ХХ.ХХ Аксентьева А.М. обратилась с заявлением в Администрацию о постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений. Письмом главы Петровского сельского поселения Номер от ХХ.ХХ.ХХ заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием отказа указано, что представленные заявителем документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (статьи 51 и 54 ЖК РФ).

На основании изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что отказ Администрации в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не соответствует требованиям статей 51 и 54 ЖК РФ, следовательно, является незаконным. Иск является правомерным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 94, 98 ГПК РФ расходы по производству экспертизы суд относит на ответчика, с Администрации в пользу Аксеньевой А.М. подлежит взысканию денежная сумма ........ рублей.

Руководствуясь ст. 194, 198, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление удовлетворить. Обязать Администрацию Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района Республики Карелия поставить Аксентьеву А.М. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ХХ.ХХ.ХХ.

Взыскать с Администрации Петровского сельского поселения Кондопожского муниципального района ........ в пользу Аксентьевой Анны Михайловны в возмещение судебных расходов за производство экспертизы ........ рублей ........ копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи кассационной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.

Судья В.А. Костина

Полный текст решения изготовлен

ХХ.ХХ.ХХ