Решение по иску о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки в части по вновь открывшимся обстоятельствам



Дело № 2-1058/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ХХ.ХХ.ХХ г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Агеевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондопожского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кондопожского городского поселения, Местной общественной организации «Общество автомобилистов города Кондопоги» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки в части по вновь открывшимся обстоятельствам,

установил:

Прокурор Кондопожского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском к Администрации Кондопожского городского поселения в суд по тем основаниям, что прокуратурой Кондопожского района при проведении проверки соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды установлено, что напротив домов ........ расположена свалка бытовых и иных отходов размером 100 м. на 60 м. (координаты: широта – N62о12.469, долгота – Е34о17.653). Администрацией Кондопожского городского поселения не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной несанкционированной свалки. Заявление мотивировано статьями 3, 4, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьями 3, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьями 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». На основании изложенного просит обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать названную несанкционированную свалку, расположенную напротив домов ........ размером 100 м. на 60 м. (координаты: широта – N62о12.469, долгота – Е34о17.653).

Судом к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечена Местная общественная организация «Общество автомобилистов города Кондопоги»; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Кондопожского муниципального района.

Помощник прокурора Большаков В.Н. в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования, просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную напротив домов ........ размером 100 м. на 60 м. (координаты: широта – N62о12.469, долгота – Е34о17.653) на земельном участке 10:03:01 01 12:54, без установления срока на ликвидацию.

В судебном заседании представитель Администрации Кондопожского городского поселения Я., действующий на основании доверенности, указал, что ликвидацией несанкционированной свалки должен заниматься арендатор земельного участка, в данном случае Местная общественная организация «Общество автомобилистов города Кондопоги».

Представитель Местной общественной организации «Общество автомобилистов города Кондопоги» Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, согласилась с исковыми требованиями.

Представитель Администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (статья 4 Закона 7-ФЗ). Статьей 51 Закона № 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 1 статьи 2 Закона № 89-ФЗ).

В силу положений статьи 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что при проведении проверки соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды прокуратурой Кондопожского района обнаружена несанкционированная свалка бытовых и иных отходов, расположенная напротив домов ........ размером 100 м. на 60 м. (координаты: широта – N62о12.469, долгота – Е34о17.653).

Из пояснений сторон, фотоматериалов, проекта границ следует, что данная несанкционированная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером № ..., <данные изъяты> в границах Кондопожского городского поселения.

Согласно пунктам 1 – 3 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию данной деятельности на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований также определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения Кондопожского городского поселения, а не Кондопожского муниципального района, к ведению которого согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ относится лишь организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение также установлено пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ.

Вместе с тем, на основании распоряжения главы Администрации Кондопожского муниципального района № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ по договору № ... от ХХ.ХХ.ХХ названный земельный участок предоставлен в аренду МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги» на срок с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ для устройства учебного автодрома и автогородка; произведена государственная регистрация права в установленном законом порядке. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями Кондопожского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК.

Пунктом 4.2.2. Договора установлено, что арендатор обязуется обеспечить разработку и проведение мероприятий по исключению загрязнения и засорения водоохраной зоны и прибрежной полосы озера Нигозеро в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, выполнять работы по благоустройству и уборке территории (пункт 4.2.7. Договора).

Поскольку несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги», она подлежит ликвидации указанной организацией. Доказательств иной принадлежности участка, на котором расположена несанкционированная свалка, а также доказательств ее ликвидации суду не представлено, в процессе рассмотрения дела не добыто.

Суд учитывает отсутствие мотивированных возражений МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги» а также то, что ХХ.ХХ.ХХ заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Кондопожского муниципального района проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства ответчиком, выявлено нарушение: факт нецелевого использования земельного участка № ...; в его адрес внесено соответствующее предписание об устранении нарушения, постановлением № ... от ХХ.ХХ.ХХ МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях, постановление не обжаловано.

В связи с изложенным суд полагает надлежащим ответчиком МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги» и освобождает Администрацию Кондопожского городского поселения от гражданско-правовой ответственности.

Анализ исследованных доказательств позволяет сделать вывод о доказанности факта нарушения МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги» требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. При таких обстоятельствах требование прокурора к МОО «Общество автомобилистов города Кондопоги» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании положений статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет Кондопожского муниципального района пропорционально удовлетворенной части требований. Учитывая имущественное положение ответчика, финансируемого из местного бюджета и несение им существенных расходов для исполнения решения суда, суд считает возможным в силу пункта 2 статьи 333.20 НК РФ уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, до СУММА.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Кондопожского района удовлетворить.

Обязать Местную общественную организацию «Общество автомобилистов города Кондопоги» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную напротив домов ........ размером 100 м. на 60 м. (координаты: широта – N62о12.469, долгота – Е34о17.653) на земельном участке с кадастровым номером № ....

Взыскать с Местной общественной организации «Общество автомобилистов города Кондопоги» государственную пошлину в бюджет Кондопожского муниципального района в размере СУММА.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд.

Судья Е.Г. Великанов