Дело № 2-55/2011 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ХХ.ХХ.ХХ г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г., при секретаре Агеевой Е.М. с участием помощника прокурора Ивановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ПАРАД» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что из материалов проверки Управлением Росприроднадзора по РК следует, что ответчиком не соблюдаются положения законодательства об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду: ООО «ПАРАД» имеет источники выбросов в атмосферный воздух (дымовую трубу дровяной бытовой печи, снегоход «Буран», моторная лодка), в процессе производственной деятельности образуются отходы (отходы рыбы, тара полимерная от упаковки кормов, мусор от бытовых помещений, отходы из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки). Указывает, что таким образом ответчик оказывал негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году, но не осуществило исчисление и перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду; ООО «ПАРАД» не состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по РК как природопользователь, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Государственный учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и установление порядка исчисления и предоставления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из форм контроля за деятельностью природопользователей, за фактическими видами и объемами оказываемого ими негативного воздействия. Бесконтрольное природопользование недопустимо и может повлечь за собой причинение вреда окружающей среде и нарушение прав граждан. Заявление мотивировано статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьями 11, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2004 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», приказом Ростехнадзора от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400. На основании изложенного просит обязать ответчика встать на учет в Управление Росприроднадзора по РК как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить в Управление Росприроднадзора по РК расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2010 года в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
Судом к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (Управление Росприроднадзора по РК).
В судебном заседании помощник прокурора Иванова Н.В. уточнила заявленные требования, просила обязать ООО «ПАРАД» встать на учет в Управление Росприроднадзора по РК как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить в Управление Росприроднадзора по РК расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2010 года.
Представитель ответчика ООО «ПАРАД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Росприроднадзора по РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, своевременно, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель Управления Ростехнадзора по РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, своевременно, ходатайств об отложении дела либо о рассмотрении дела в отсутствие представителей не заявлял.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Указанная норма корреспондирует с принципами Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 года, Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и ее развитию, принятой в Рио-де-Жанейро 03-14 июня 1992 года, согласно которым забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имею право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду, к видам которого относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду, является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом № 7-ФЗ, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 Закона № 7-ФЗ).
Взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) с предприятий, учреждений, организаций иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации устанавливается Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (ред. от 14 июня 2001 года, с изм. от 14 мая 2009 года).
В соответствии с пунктом 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 в круг полномочий Службы входит ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно пунктам 1-3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года № 204 (ред. от 27 марта 2008 года) расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования; согласно пункту 4.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 101н от 31 августа 2010 года администратором доходов бюджета по осуществлению взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по РК от ХХ.ХХ.ХХ № ... проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ответчика.
По результатам проверки ответчику рекомендовано встать на учет, как предприятие – природопользователь.
По сведениям Управления Росприроднадзора по РК от ХХ.ХХ.ХХ по состоянию на указанную дату ответчик не состоит на учете как природопользователь – плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является обязательным. Доказательств обратного не имеется.
Таким образом, факт наличия нарушения судом установлен, ответчик не состоит на учете, как природопользователь, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие предприятием не исчисляется.
Между тем, государственный учет плательщиков платы за негативное воздействие и установление порядка исчисления и предоставления расчетов платы за негативное воздействие являются формами контроля за деятельностью природопользователей, за фактическими видами и объемами оказываемого ими негативного воздействия, в связи с чем уклонение ответчика от постановки на соответствующий учет, от представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и противоречит положениям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах требования прокурора обязать ООО «ПАРАД» встать на учет как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также представить в Управление Росприроднадзора по РК расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий квартал 2010 года суд считает подлежащими удовлетворению.
На основании положений статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет Кондопожского муниципального района пропорционально удовлетворенной части требований. На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций составляет 2000 рублей. Учитывая имущественное положение ответчика и несение им существенных расходов для приведения своей деятельности в соответствие с действующим законодательством, суд считает возможным в силу пункта 2 статьи 333.20 НК РФ уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, до СУММА 1.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ПАРАД» встать на учет как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также представить в Управление Росприроднадзора по РК расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2010 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПАРАД» государственную пошлину в бюджет Кондопожского муниципального района в размере СУММА 1.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд.
Судья Е.Г. Великанов