именем Российской Федерации 22 июня 2011 года г. Кондопога Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Агеевой Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кедрозерского сельского поселения об обязании совершить определенные действия, установил: Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что ТО Госпожнадзора г. Кондопога была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации Кедрозерского сельского поселения. В результате проверки выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а также нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По факту выявленных нарушений составлен акт от ХХ.ХХ.ХХ № .... Указывает, что названные нарушения создают угрозу жизни и безопасности людей, находящихся на территории поселения, посетителей здания администрации поселения, работников, в случае пожара также создают угрозу наступления тяжких последствий, связанных с гибелью людей и причинением значительного материального ущерба. Руководствуясь статьями 45 ГПК РФ, статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ прокурор просит обязать администрацию Кедрозерского сельского поселения: разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; установить указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам; организовать обучение по программе пожарно-технического минимума руководителя и ответственного за пожарную безопасность; в здании администрации Кедрозерского сельского поселения по адресу: ........, установить систему пожарной сигнализации, установить систему оповещения о пожаре, выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, установить устройство защитного отключения, выполнить соединение электропроводов путем пайки, сварки, опрессовки или специальными зажимами, провести проверку и необходимый ремонт неисправных отопительных печей перед началом отопительного сезона. В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. уточнил заявленные исковые требования, просил обязать Администрацию Кедрозерского сельского поселения организовать обучение руководителя и ответственного за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума. Указал, что остальные нарушения устранены. Представитель ответчика Папченков А.М., действующий на основании устава, в судебном заседании пояснил, что с ХХ.ХХ.ХХ Администрация переехала в новое здание, указатели направления движения к искусственным водоемам установлены, муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности разработаны. Указал, что на момент проверки у ответственного за пожарную безопасность имелось действующее удостоверение о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, на данный момент его срок истек, обучение не проводилось. Суд, заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ О пожарной безопасности» определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. К ним относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Пунктами 1, 4, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды регламентирована обязательность предписанных требований пожарной безопасности. В пункте 3 ППБ 01-03 указано, что следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В силу пункта 36 норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645 обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Судом установлено, что на основании распоряжения № ... от ХХ.ХХ.ХХ ХХ.ХХ.ХХ территориальным отделом ГПН г. Кондопога проведена проверка ответчика администрации Кедрозерского сельского поселения, расположенного в ......... Из акта проверки № ... усматривается, что выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а также нарушения обязательных требований пожарной безопасности а именно: не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; отсутствует система пожарной сигнализации; не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в здании администрации; отсутствует система оповещения о пожаре в здании администрации; не выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводов; электроснабжение здания администрации не оборудовано устройством защитного отключения; руководитель не обучен пожарно-техническому минимуму; соединение проводов выполнено путем скруток; в помещениях установлены неисправные отопительные печи; отсутствуют направления движения к искусственным пожарным водоемам. В связи с наличием указанных нарушений в адрес ответчика заместителем начальника ТО ГПН г. Кондопога внесено предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ, которым указано на необходимость в срок до ХХ.ХХ.ХХ устранить данные нарушения, глава Кедрозерского сельского поселения привлечен к административной ответственности, постановление не обжаловано. Кроме того, главой администрации Кедрозерского сельского поселения не оспаривался факт того, что ответственный за пожарную безопасность на настоящий момент не обучен пожарно-техническому минимуму. Таким образом, факт наличия в настоящий момент следующего нарушения: руководитель и ответственный за пожарную безопасность не обучены пожарно-техническому минимуму – судом установлен, подтверждается материалами дела, показаниями свидетеля Д. Доказательств, подтверждающих устранение данного нарушения, суду не представлено, в процессе рассмотрения дела не добыто. Между тем, наличие данного нарушения требований пожарной безопасности не соответствует требованиям действующего законодательства, чем создает опасность для жизни и здоровья граждан. При таких обстоятельствах требование прокурора обязать администрацию Кедрозерского сельского поселения организовать обучение по программе пожарно-технического минимума руководителя и ответственного за пожарную безопасность – является обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Кондопожского района удовлетворить. Обязать администрацию Кедрозерского сельского поселения организовать обучение руководителя и ответственного за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд РК. Судья Е.Г. Великанов