Дело № 2-528/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г. Кондопога Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Яблонском А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гирвасского сельского поселения об обязании совершить определенные действия, установил: Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что ТО Госпожнадзора г. Кондопога была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации Гирвасского сельского поселения. В результате проверки выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а именно: не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Также выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует система пожарной сигнализации в здании администрации; не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в здании администрации; отсутствует система оповещения о пожаре в здании администрации; не выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводов в здании администрации; на окнах помещений в здании установлены глухие решетки; электроснабжение здания администрации не оборудовано устройством защитного отключения; руководитель и ответственный за пожарную безопасность не обучены пожарно-техническому минимуму; искусственные пожарные водоемы №№ 2-4, 6, 7 не находятся в постоянной готовности (отсутствует вода, забиты мусором, необходим ремонт); отсутствуют указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам. По факту выявленных нарушений составлен акт от ХХ.ХХ.ХХ № .... Указывает, что названные нарушения создают угрозу жизни и безопасности людей, находящихся на территории поселения, посетителей здания администрации поселения, работников, в случае пожара также создают угрозу наступления тяжких последствий, связанных с гибелью людей и причинением значительного материального ущерба. Руководствуясь статьями 45 ГПК РФ, статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ прокурор просит обязать администрацию Гирвасского сельского поселения: разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; пройти обучение по программе пожарно-технического минимума руководителю и ответственному за пожарную безопасность; привести в постоянную готовность искусственные пожарные водоемы №№ 2, 3, 4, 6, 7; установить указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам; в здании администрации Гирвасского сельского поселения по адресу: ........, установить систему пожарной сигнализации и систему оповещения о пожаре, выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, выполнить решетки распашными или демонтировать их, установить устройство защитного отключения. В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. поддержал заявление, уточнив его в части, просил демонтировать глухие решетки на окнах помещений. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. К ним относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Пунктами 1, 4, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды регламентирована обязательность предписанных требований пожарной безопасности. В пункте 3 ППБ 01-03 указано, что следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 14 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315, пунктом А10 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 175, определено, что здания общественного и административно-бытового назначения независимо от площади и этажности подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем, установок и средств пожарной автоматики должны выполняться собственными специалистами объекта, прошедшими соответствующую подготовку, или по договору организациями, имеющими лицензию ОУ ГПС на данный вид деятельности, с момента ввода установок в эксплуатацию (пункт 1.6. «УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ. РД 009-02-96», утв. Международной ассоциацией «Системсервис», введен Приказом Международной ассоциации «Системсервис» от 25 сентября 1996 года № 25). Учреждения органов управления, другие административные здания высотой до 6 этажей должны быть оборудованы системой оповещения 2 типа (подпункт 15 таблицы 2 пункта 5.1 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323; подпункт 16 таблицы 2 пункта 7 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 173). В соответствии с пунктом 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6 проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем – по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования. Пунктом 40 ППБ 01-03 установлен запрет в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. Согласно части 4 статьи 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников. В силу пункта 36 норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645 обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления (пункт 94 ППБ 01-03). У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 ППБ 01-03). Судом установлено, что на основании распоряжения № ... от ХХ.ХХ.ХХ ХХ.ХХ.ХХ территориальным отделом ГПН г. Кондопога проведена проверка ответчика администрации Гирвасского сельского поселения, расположенного в ......... Из акта проверки № ... усматривается, что выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а именно: не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Также выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует система пожарной сигнализации в здании администрации; не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в здании администрации; отсутствует система оповещения о пожаре в здании администрации; не выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводов в здании администрации; на окнах помещений в здании установлены глухие решетки; электроснабжение здания администрации не оборудовано устройством защитного отключения; руководитель и ответственный за пожарную безопасность не обучены пожарно-техническому минимуму; искусственные пожарные водоемы №№ 2-4, 6, 7 не находятся в постоянной готовности (отсутствует вода, забиты мусором, необходим ремонт); отсутствуют указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам. В связи с наличием указанных нарушений в адрес ответчика заместителем начальника ТО ГПН г. Кондопога внесено предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ, которым указано на необходимость в срок до ХХ.ХХ.ХХ устранить указанные нарушения. Ранее указанные нарушения требований пожарной безопасности также выявлялись, о чем свидетельствуют: распоряжение № ... от ХХ.ХХ.ХХ, акт проверки № ... от ХХ.ХХ.ХХ, предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ, постановление № ... от ХХ.ХХ.ХХ. Из материалов дела следует, что за невыполнение предписаний по устранению названных нарушений требований пожарной безопасности глава администрации Гирвасского сельского поселения привлекался к административной ответственности в 2009, 2010 годах. Таким образом, факт наличия указанных выше нарушений: не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; отсутствует система пожарной сигнализации в здании администрации; не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в здании администрации; отсутствует система оповещения о пожаре в здании администрации; не выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводов в здании администрации; на окнах помещений в здании установлены глухие решетки; электроснабжение здания администрации не оборудовано устройством защитного отключения; руководитель и ответственный за пожарную безопасность не обучены пожарно-техническому минимуму; искусственные пожарные водоемы №№ 2-4, 6, 7 не находятся в постоянной готовности; отсутствуют указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам, – судом установлен, подтверждается материалами. Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, суду не представлено, в процессе рассмотрения дела не добыто. Между тем, наличие данных нарушений требований пожарной безопасности не соответствует требованиям статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», НПБ 110-03, РД 009-02-96, НПБ 104-03, ПТЭЭП, ППБ 01-03, требованиям статьи 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», чем создает опасность для жизни и здоровья граждан. При таких обстоятельствах требования прокурора обязать администрацию Гирвасского сельского поселения устранить нарушения: разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; пройти обучение руководителю и ответственному за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума; привести в постоянную готовность искусственные пожарные водоемы №№ 2, 3, 4, 6, 7; установить указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам; в здании администрации Гирвасского сельского поселения по адресу: ........, установить систему пожарной сигнализации и систему оповещения о пожаре, выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, демонтировать глухие решетки на окнах помещений, установить устройство защитного отключения, – являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Кондопожского района удовлетворить. Обязать администрацию Гирвасского сельского поселения: - разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; - разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; - пройти обучение руководителю и ответственному за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума; - привести в постоянную готовность искусственные пожарные водоемы №№ 2, 3, 4, 6, 7; - установить указатели направления движения к искусственным пожарным водоемам; в здании администрации Гирвасского сельского поселения по адресу: ........: - установить систему пожарной сигнализации и систему оповещения о пожаре; - выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов; - демонтировать глухие решетки на окнах помещений; - установить устройство защитного отключения электроснабжения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд. Судья Е.Г. Великанов