Решение по иску об обязании совершить определенные действия



Дело № 2-524/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июня 2011 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Агеевой Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондопожского городского поселения об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что ТО Госпожнадзора г. Кондопога была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации Кондопожского городского поселения. В результате проверки выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а также нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Указывает, что названные нарушения создают угрозу жизни и безопасности людей. Руководствуясь статьями 45 ГПК РФ, статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ прокурор просит обязать администрацию Кондопожского городского поселения: участки жилой застройки в районе ........ обеспечить наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений; разработать и выполнить для поселения мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в здании администрации Кондопожского городского поселения по адресу: ........ лестничные клетки отделить от примыкающих коридоров перегородками с дверьми с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; провести контрольные испытания электроустановок на соответствие требованиям нормативных документов по электроэнергетике (ГОСТ Р 50571.16-99, ПТЭЭП).

В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. уточнил заявление, просил обязать ответчика участки жилой застройки в районе ........ обеспечить наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений; разработать и выполнить для поселения мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, имевшиеся нарушения, кроме обеспечения участков жилой застройки в районе ........ наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений; разработать и выполнить для поселения мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, устранены. Также указал, что в предписании по результатам проверки установлен срок исполнения до ХХ.ХХ.ХХ, и к этому времени нарушения должны быть устранены.

Суд, заслушав явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. К ним относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Пунктами 1, 4, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды регламентирована обязательность предписанных требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Судом установлено, что на основании распоряжения № ... от ХХ.ХХ.ХХ в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ территориальным отделом ГПН г. Кондопога проведена проверка ответчика администрации Кондопожского городского поселения, расположенного в ......... Из акта проверки № ... усматривается, что выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а именно: для поселения не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; участки жилой застройки в районе ........ не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений.

В связи с наличием указанных нарушений в адрес ответчика начальником ТО ГПН г. Кондопога внесено предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ, которым указано на необходимость в срок до ХХ.ХХ.ХХ устранить данные нарушения, ответственное лицо С. привлечен к административной ответственности, постановление не обжаловано.

Ранее данные нарушения также выявлялись, что подтверждается актом проверки № ... от ХХ.ХХ.ХХ, предписанием № ....

Таким образом, факт наличия в настоящий момент следующих нарушений: для поселения не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; участки жилой застройки в районе ........ не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений – судом установлен, подтверждается материалами дела, показаниями свидетеля Д. Доказательств, подтверждающих устранение данных нарушений, суду не представлено, в процессе рассмотрения дела не добыто.

Доводы представителя ответчика о том, что в предписании по результатам проверки установлен срок исполнения до ХХ.ХХ.ХХ, и к этому времени нарушения должны быть устранены, при рассмотрении настоящего дела не может быть принят во внимание, поскольку надзорный орган установил указанный срок в рамках осуществления своей деятельности, тогда как прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц для обеспечения в данный момент безопасности жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах требования прокурора обязать администрацию Кондопожского городского поселения: участки жилой застройки в районе ........ обеспечить наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений; разработать и выполнить для поселения мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения – являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Кондопожского района удовлетворить.

Обязать администрацию Кондопожского городского поселения участки жилой застройки в районе ........ обеспечить наружным противопожарным водоснабжением от естественных водоемов с возможностью забора воды в любое время года, а именно: обустроить пирсы размерами 12 х 12 м. с радиусом обслуживания не более 200 м. до зданий и сооружений; разработать и выполнить для поселения мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения;

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд.

Судья Е.Г. Великанов