именем Российской Федерации 04 июля 2011 года г. Кондопога Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Агеевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курортного сельского поселения об обязании совершить определенные действия, установил: Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что ТО Госпожнадзора г. Кондопога была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации Курортного сельского поселения. В результате проверки выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а также нарушения требований пожарной безопасности. По факту выявленных нарушений составлен акт от ХХ.ХХ.ХХ № .... Указывает, что названные нарушения создают угрозу жизни и безопасности людей, находящихся на территории поселения, посетителей здания администрации поселения, работников, в случае пожара также создают угрозу наступления тяжких последствий, связанных с гибелью людей и причинением значительного материального ущерба. Руководствуясь статьями 45 ГПК РФ, статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ прокурор просит обязать администрацию Курортного сельского поселения: разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; пройти обучение по программе пожарно-технического минимума руководителю и ответственному за пожарную безопасность; в здании Администрации по адресу: ........: установить систему пожарной сигнализации и систему оповещения о пожаре, выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, выполнить решетки распашными или демонтировать их. В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. уточнил заявление, просил обязать администрацию Курортного сельского поселения: разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в здании Администрации по адресу: ........: выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, демонтировать решетки. Представитель ответчика Емельянова Н.А. в судебном заседании пояснила, что частично нарушения устранены, установлена система пожарной сигнализации, установлена система оповещения о пожаре, руководителем пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. К ним относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Пунктами 1, 4, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды регламентирована обязательность предписанных требований пожарной безопасности. В пункте 3 ППБ 01-03 указано, что следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112 ППБ 01-03). Пунктом 14 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315, пунктом А10 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 175, определено, что здания общественного и административно-бытового назначения независимо от площади и этажности подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Учреждения органов управления, другие административные здания высотой до 6 этажей должны быть оборудованы системой оповещения 2 типа (подпункт 15 таблицы 2 пункта 5.1 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323; подпункт 16 таблицы 2 пункта 7 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 173). В соответствии с пунктом 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6 проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем – по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования. Пунктом 40 ППБ 01-03 установлен запрет в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. В силу пункта 36 норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645 обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Судом установлено, что на основании распоряжения № ... от ХХ.ХХ.ХХ в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ Отделом надзорной деятельности Кондопожского района проведена проверка ответчика администрации Курортного сельского поселения, расположенного в ......... Из акта проверки № ... усматривается, что выявлены нарушения в реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, а именно: не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; для поселения не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. Также выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует система пожарной сигнализации в здании администрации; отсутствует система оповещения о пожаре в здании администрации; истек срок действия актов замеров сопротивления изоляции электропроводов; на окнах установлены глухие решетки; руководитель не обучен пожарно-техническому минимуму. В судебном заседании установлено, что ответчиком устранены нарушения: установлена система пожарной сигнализации, установлена система оповещения о пожаре, руководителем пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. В связи с наличием указанных нарушений в адрес ответчика заместителем начальника ОНД Кондопожского района внесено предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ, которым указано на необходимость в срок до ХХ.ХХ.ХХ устранить указанные нарушения, по данному факту глава Курортного сельского поселения привлечен к административной ответственности, постановление не оспорено. Таким образом, факт наличия нарушений: не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; для поселения не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; истек срок действия актов замеров сопротивления изоляции электропроводов; на окнах установлены глухие решетки, – судом установлен, подтверждается материалами. Доказательств, подтверждающих устранение данных нарушений, суду не представлено, в процессе рассмотрения дела не добыто. Данное обстоятельство также подтверждено пояснениями свидетеля Е. Между тем, наличие данных нарушений требований пожарной безопасности не соответствует вышеприведенным требованиям действующего законодательства, чем создает опасность для жизни и здоровья граждан. При таких обстоятельствах требования прокурора обязать администрацию Гирвасского сельского поселения устранить нарушения: разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в здании Администрации по адресу: ........: выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, демонтировать решетки, – являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Кондопожского района удовлетворить. Обязать администрацию Курортного сельского поселения разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в здании администрации Курортного сельского поселения (........): выполнить замеры сопротивления изоляции электропроводов, демонтировать решетки. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд. Судья Е.Г. Великанов Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ