Дело № 2-306/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 04 мая 2011 года г. Кондопога Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Агеевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гирвасского сельского поселения, открытому акционерному обществу «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, установил: Карельский межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения в суд по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрены материалы ГУ РК Кондопожское центральное лесничество об обнаружении несанкционированной свалки отходов площадью 8 га в квартале 212 выдела 6 <данные изъяты> участкового лесничества – в административных границах <данные изъяты> сельского поселения. В ходе проверки установлено, что свалка образована в результате жизнедеятельности граждан, проживающих в близлежащих населенных пунктах. Заявление мотивировано статьями 3, 4, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьями 3, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании изложенного просит обязать ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 212, выделе 6 <данные изъяты> участкового лесничества. Судом к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство», в качестве третьего лица – Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Иванова Н.В. в судебном заседании отказалась от искового требования к Администрации Гирвасского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, в связи с чем определением Кондопожского городского суда производство по делу в данной части было прекращено. Вместе с тем просила обязать ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 212, выделе 6 Гирвасского лесничества, в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что именно данная организация в силу норм действующего законодательства является надлежащим ответчиком. Представитель ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» Андронова В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, считая, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на Администрацию Гирвасского сельского поселения, поскольку вины арендатора лесного участка в образовании свалки не имеется, свалка образовалась в результате загрязнения бытовыми отходами населением поселения. Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (статья 4 Закона 7-ФЗ). Статьей 51 Закона № 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 1 статьи 2 Закона № 89-ФЗ). Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ лесничим <данные изъяты> участкового лесничества обнаружено нарушение в квартале 212, выделе 6 Гирвасского участкового лесничества – несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью 8 га, образовавшаяся в результате жизнедеятельности населения <данные изъяты> сельского поселения, что подтверждается протоколом о лесонарушении № ... от ХХ.ХХ.ХХ, соответствующей схемой-чертежом. Постановлением старшего участкового уполномоченного Кондопожского РОВД № ... от ХХ.ХХ.ХХ в возбуждении уголовного дела по данному факту отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 и статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации – в связи с отсутствием в деянии состава преступления. На основании требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора проведено повторное обследование указанной территории; в соответствии с актом осмотра № ... от ХХ.ХХ.ХХ государственного инспектора <данные изъяты> участкового лесничества работы по очистке свалки от бытовых отходов не производились. По сведениям ГУ РК «К.» Министерства по природопользованию и экологии РК от ХХ.ХХ.ХХ несанкционированная свалка в квартале 212, выделе 6 <данные изъяты> участкового лесничества находится в границах <данные изъяты> сельского поселения. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В силу пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (часть 2 статьи 24 ЛК РФ). Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ между Министерством <данные изъяты> и ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» заключен договор аренды лесного участка № ... площадью <данные изъяты> га, расположенного в том числе в квартале 212 выдел 6 <данные изъяты> участкового лесничества, что подтверждается материалами дела, не оспаривается ОАО «КЛПХ» сроком до ХХ.ХХ.ХХ. Пунктом 3.1 Договора установлено, что пользование лесным участком, переданным в аренду, осуществляется в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений, нормативно-правовыми актами РФ и РК. Арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду; принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора (пункт 4.4.13 Договора). В силу вышеизложенного, суд полагает ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» надлежащим ответчиком по настоящему и делу. Анализ исследованных доказательств позволяет сделать вывод о доказанности факта нарушения ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. При таких обстоятельствах требование Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» к ликвидации несанкционированной свалки является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Доводы представителя ОАО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» о том, что арендатор не обязан принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов, возникших не по его вине, суд полагает несостоятельным в силу изложенного, а также поскольку Правилами санитарной безопасности в лесах и пунктом 4.4.13 Договора прямо предусмотрена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на арендованном лесном участке. Вместе с тем, установление срока для исполнения решения законом не предусмотрено. Напротив, согласно статье 6 Федерального конституционного закона 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. Таким образом, оснований для установления срока ликвидации несанкционированной свалки суд не усматривает, поскольку неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично. Обязать открытое акционерное общество «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 212, выделе 6 <данные изъяты> участкового лесничества. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд. Судья Е.Г. Великанов решение в окончательной форме составлено ХХ.ХХ.ХХ