решение от 02.03.2011 г. о признании незаконным постановление органа местного самоуправления об утвержждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате и согласовании размещения ЛЭП



Дело № 2-225/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Макаровой О.И.

при секретаре: Косопаловой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Илющенко В.А. об оспаривании постановления Администрации Кондопожского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Илющенко В.А. обратился в суд с названным заявлением по тем основаниям, что имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный в районе ......... Летом 2009 г. около деревни ........, в том числе и около участка заявителя, без какого-либо разрешения на строительство и оформления соответствующих для этого документов ООО ПО «Севзапэлектрострой» была построена линия электропередачи ВЛ 10 кВ. Факт незаконности строительства и самовольного занятия земли подтверждается информацией, полученной от Администрации Кончезерского сельского поселения и проверками инспектора земельного контроля Росреестра по РК и прокуратуры Кондопожского района. Заявитель не давал ООО ПО «Севзапэлектрострой» своего согласия на размещение электролинии около своего земельного участка и не заключал соглашения об установлении частного сервитута. В целях защиты прав и интересов и во избежание незаконного получения земельного участка под самовольной постройкой направил в Администрацию Кондопожского муниципального района письмо от 03.02.2010 г. Из письма прокуратуры Кондопожского района от 01.10.2010 г. заявитель узнал, что Главой Кондопожского муниципального района издано постановление от ХХ.ХХ.ХХ № .... Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка ООО ПО «Севзапэлектрострой» для строительства ВЛ 10 кВ в районе ........ и предварительно согласовано размещение линии электропередач и трансформаторной подстанции. Из схемы расположения линии, являющейся приложением к акту выбора, следует, что предоставление такого земельного участка и строительство на нем линии электропередач повлечет нарушение и ограничение прав заявителя по использованию принадлежащего ему земельного участка, а именно: - охранная зона линии электропередач составляет по 10 метров от крайнего провода в обе стороны. Таким образом, заявитель считает, что данная охранная зона будет проходить и по его участку, что повлечет ограничения в его использовании и не исключает негативного воздействия электрического поля на здоровье заявителя и его семьи. Считает данное постановление незаконным, так как нарушены его права собственника земельного участка; в нарушение п. 3 ст. 31 ЗК РФ ответчиком не было проинформировано население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства ЛЭП; в акте выбора и обследования земельного участка нет подписи главного санитарного врача; в акте выбора имеются существенные противоречия по статусу испрашиваемого земельного участка (в п. 2 указано о строительстве на землях, принадлежащих на праве собственности А., а в п. 3 речь идет о землях фонда распределения); постановлением не утвержден акт выбора земельного участка для строительства, что не соответствует п. 6 ст. 31 ЗК РФ; отсутствует согласование территориального управления Росрыбаловства необходимое в том числе и с учетом п. 3 акта выбора, где отражено, что участок частично расположен в водоохраной зоне. В связи с изложенным просит признать незаконным постановление Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ за № ....

В судебное заседание Илющенко В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, доверяет представлять свои интересы Жмурину А.В., действующему на основании доверенности, который в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также в письменных пояснениях Илющенко В.А.

В судебном заседании представитель Администрации Кондопожского муниципального района РК Крюковцова О.Л., действующая по доверенности, заявленные требования не признала, представила в суд возражения по существу заявления, в котором указывает, что Администрацией вынесенным постановлением не нарушен закон и не нарушены права и интересы граждан.

Представитель ООО ПО «Севзапэлектрострой» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений по существу заявления не представили.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Оспариваемое постановление Администрации Кондопожского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании размещения линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции в районе д. Большое Вороново от ХХ.ХХ.ХХ получено Илющенко В.А. 15.12.2010 г., что подтверждается копией сопроводительного письма Администрации Кондопожского муниципального района от 15.12.2010 г. (л.д.16). Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем не пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Кондопожского муниципального района.

Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу ч. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Частью 5 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно ч. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Анализируя в совокупности указанные нормы права, следует признать, что обязанность информирования населения возникает у органов местного самоуправления, а в данном случае именно у Администрации Кондопожского муниципального района, поскольку указанный орган принимает соответствующее постановление, до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с целью выяснить, не повлекло ли выделение земельного участка нарушения прав других лиц.

Судом установлено, что Илющенко В.А. имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный в районе .........

Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... утверждена в соответствии с актом выбора и обследования земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ схема расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом квартале № ... площадью 0,15 га, расположенного в районе ........; разрешенное использование земельного участка – для строительства линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения и предварительно согласовано ООО ПО «Севзапэлектрострой» размещение линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции на земельном участке площадью 0,15 га в районе ........

Как следует из акта выбора и обследования земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ комиссия считает возможным предоставление данного земельного участка для строительства линии электропередач 10 кВ и установки трансформаторной подстанции.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя Администрации и возражений на заявление Илющенко В.А. в нарушение п. 3 ст. 30 ЗК РФ Администрация не проинформировала население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Оценивая в совокупности установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемым постановлением Администрации нарушены права заявителя на получение информации о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции.

Доводы представителя Администрации о том, что в законе не определено какой орган местного самоуправления и на какой стадии должен информировать население о возможном или предстоящем строительстве основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, принятое постановление Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании размещения линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции в районе ........ является незаконным, требования Илющенко В.А. о его отмене подлежат удовлетворению.

При этом суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ обязывает Администрацию Кондопожского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение закона.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, государственная пошлина в размере ........ рублей, уплаченная Илющенко В.А. при подаче заявления, подлежит взысканию с Администрации Кондопожского муниципального района в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 257- 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Илющенко В.А. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ... об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании размещения линии электропередач ВЛ 10кВ и трансформаторной подстанции в районе .........

Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение закона.

Взыскать с Администрации Кондопожского муниципального района в пользу Илющенко В.А. расходы по государственной пошлине в размере ........ рублей ........ копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кондопожский городской суд.

Судья О.И. Макарова

Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2011 г.