Дело № 2-816/11 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 августа 2011 года г. Кондопога Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи: Макаровой О.И., при секретаре: Косопаловой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Косолаповой А.Г. о признании незаконной регистрационной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации учреждения, восстановлении регистрационной записи, У С Т А Н О В И Л: Косолапова А.Г. обратилась в суд с заявлением по тем основаниям, что с 09.01.2009 г. работала в ГУ «Отряд ГПС МЧС России в Республике Карелия» в должности ......... С 07.12.2009 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. 21.12.2009 г. ее уведомили о предстоящем увольнении по п.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией учреждения. Приказом от 30.12.2010 г. № 1к заявитель была уволена. Окончательный расчет работодатель не произвел, не погашена задолженность по компенсации за 44 дня неиспользованного отпуска и по выплате месячного выходного пособия. 29.03.2011 г. в прокуратуре Кондопожского района получила копию свидетельства федеральной налоговой службы от 27.12.2010 г. о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК» и узнала, что была уволена уже не существующим работодателем. Кредиторская задолженность работодателя по заработной плате не отражена ни в реестре кредиторов, ни в промежуточном ликвидационном балансе ликвидируемого учреждения. Считает, что при ликвидации учреждения были грубо нарушены ее права на получение оплаты за труд, предусмотренные ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.ст.84.1 и 140 ТК РФ, что лишает ее возможности обратиться в суд с иском к работодателю за защитой своих трудовых прав, так как работодатель юридически не существует. Также несоответствие даты в свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации учреждения и даты в записи о ее увольнении в трудовой книжке может негативно отразиться в последующем при оформлении заявителем трудовой пенсии. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254,255,258 ГПК РФ, ст.22 ФЗ от 08.08.2011 г. № 129-ФЗ, просит признать незаконной регистрационную запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК». В последующем Косолапова А.Г. предъявила заявление об увеличении заявленных требований, просит признать обязательной восстановление регистрационной записи о ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК» в качестве юридического лица, признать незаконным приказ от 30.12.2010 г. № 1к о ее увольнении в связи с ликвидацией учреждения. Определением Кондопожского городского суда РК от 17.08.2011 г. требования Косолаповой А.Г. в части признания незаконным приказа о ее увольнении оставлены без рассмотрения. В судебном заседании заявитель Косолапова А.Г. и ее представитель Жмурин А.В., действующий по устному ходатайству, поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, дополнили, что в ликвидационную комиссию с вопросом включения требований по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате выходного пособия в реестр кредиторов и ликвидационный баланс Косолапова А.Г. не обращалась. Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по РК в судебное заседание не явился, представили возражения на заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указали, что перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в п.1 ст.21 Закона № 129-ФЗ, и является исчерпывающим, регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов (в том числе сведений, указанных в ликвидационном или промежуточном балансах), за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам. Регистрирующим органом не было установлено нарушение требования закона при осуществлении государственной регистрации ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК» в связи с его ликвидацией, поэтому 27.12.2010 г. за № 1070 принято решение о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению его учредителей, оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК» у регистрирующего органа не имелось. Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщали, возражений по существу требований не представили. Заслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ч.8 ст.22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.) исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован в статьях 61-64 ГК РФ. Согласно п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (ст.62 ГК РФ). Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п.п.4,5,6 ст.64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Порядок государственной регистрации, в том числе и порядок ликвидации учреждения, урегулирован в ФЗ №129-ФЗ от 08.08.2001 г., согласно ст.21 которого для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п.п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Статьей 9 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным Законом. Также на регистрирующий орган законом не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов. Основания отказа в государственной регистрации перечислены в ст. 23 ФЗ № 129-ФЗ. Перечень таких оснований является исчерпывающим. Судом установлено, что в соответствии с приказом МЧС России от 10.12.2009 г. № 702, как учредителя, принято решение о ликвидации ГУ «Отряд ГПС МЧС России». Лицами, уполномоченными на проведение мероприятий по … ликвидации подразделений ГПС МЧС России и подразделений федеральной противопожарной службы на основании выданных в установленном порядке доверенностей, являются начальники главных управлений МЧС России по субъектам РФ, в данном случае начальник Главного управления МЧС России по РК Д. 21.12.2009 г. Косолапова А.Г., являвшаяся сотрудником ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК», была уведомлена о принятом учредителем решении о ликвидации учреждения и предстоящем увольнении по п.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, что подтверждается уведомлением от 21.12.2009 г. Приказом от 27.02.2010 г. № 64 начальника Главного Управления МЧС России по РК с изменениями внесенными приказом от 16.09.2010 г. № 318 назначена ликвидационная комиссия, председателем ликвидационной комиссии назначен начальник ГУ ПЧ-8 ФПС АО РК К.. 10.03.2010 г. налоговым органом внесены в ЕГРЮЛ сведения о принятии решения о ликвидации учреждения учредителем. В «Вестнике государственной регистрации» от 08.09.2010 г. № 35 (291) опубликована информация о ликвидации ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК», определен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторами. В указанный срок Косолапова А.Г. свои требования в ликвидационную комиссию не предъявляла. 09.11.2010 г. в налоговый орган представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса с приложением баланса, о чем внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ, однако и после этого Косолапова А.Г. свои требования в ликвидационную комиссию не заявляла. 20.12.2010 г. ликвидационная комиссия обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения в связи с его ликвидацией по решению учредителей с приложением документов, предусмотренных ст.21 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. (заявление установленной формы, ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений), по результатам рассмотрения которого налоговым органом 27.12.2010 г. принято решение № 1070 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и внесены в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей. Оценивая в совокупности установленные судом обстоятельства, собранные доказательства, суд приходит к выводу, что Учреждение представило в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации в связи с его ликвидацией, оснований для отказа в порядке статьи 23 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. в государственной регистрации в связи с ликвидацией ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК» у регистрирующего органа не имелось, налоговый орган правомерно принял решение о государственной регистрации прекращения деятельности государственного учреждения в связи с его ликвидацией, оснований для признания незаконной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК» отсутствуют. Ссылка Косолаповой А.Г. на то, что содержащиеся в реестре кредиторов, промежуточном ликвидационном и ликвидационном балансах сведения, являются недостоверными, поскольку в них не была включена имеющаяся у учреждения перед ней задолженность по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск и выходное пособие, в связи с чем учреждение не могло быть ликвидировано, суд считает несостоятельной, поскольку Косолапова А.Г. была лично уведомлена о предстоящей ликвидации учреждения в 21.12. 2009 года, объявление о ликвидации ГУ «Отряд ГПС МЧС России по РК», опубликованное в «Вестнике государственной регистрации» 08.09.2010 г. содержит сведения о ликвидируемом учреждении, порядке и сроках предъявления требований кредиторами. Следовательно, Косолапова А.Г. не была лишена возможности и права обратиться в ликвидационную комиссию с соответствующим заявлением. Доказательств соответствующего обращения Косолаповой А.Г. суду не представлено. Учреждением выполнены требования статей 63, 64 ГК РФ, статьи 21 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. о ликвидации юридического лица, и у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации. Обязанность же налогового органа по проверке достоверности сведений, указанных в ликвидационном или промежуточных балансах, за исключением соответствия их по форме и содержанию, данным законом не предусмотрена. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Косолаповой А.Г. требований. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Косолаповой А.Г. о признании незаконной регистрационной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации учреждения, восстановлении регистрационной записи отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.И. Макарова Решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2011 г.