Решение о признании недействительным в части Положения о порядке подготовки и представления федеральными государственными гражданскими служащими годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности от 03.10.2011



Дело № 2-944/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2011 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

судьи Костиной В.А.,

при секретаре Павловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Илющенко В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании недействительным в части Положения о порядке подготовки и представления федеральными государственными гражданскими служащими Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности,

установил:

Илющенко В.А. обратился в суд с названным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее Управление), указывая в обоснование требований, что состоит на федеральной государственной гражданской службе в должности <данные изъяты> Кондопожского отдела Управления. Приказом Управления от ХХ.ХХ.ХХ № ... утверждено Положение о порядке подготовки и представления федеральными государственными гражданскими служащими Управления годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности. Положение предусматривает полномочия начальника отдела делать выводы по отчету служащего и его деятельности в виде общей объективной и комплексной оценке профессиональных навыков и организационных умений служащего, в том числе на предмет ее соответствия должностному регламенту и служебному контракту, а руководитель (заместитель руководителя Управления) делает отметку о своем согласии (несогласии) с выводами начальника отдела (пункты 7, 15-20 Положения, раздел IV и VI приложения №1 к Положению). Полагает названные нормы Положения не соответствующими Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), нарушающими права государственных гражданских служащих, незаконно наделяющими начальника отдела и руководителя (заместителя руководителя) Управления полномочиями аттестационной комиссии, просит признать их недействительными и обязать Управление отменить их.

В судебное заседание Илющенко В.А. не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления Свидская Я.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве и дополнении к отзыву на иск. Правовую позицию Управление мотивируют тем, что на законодательном уровне порядок подготовки и предоставления федеральными государственными гражданскими служащими годовых отчетов не урегулирован. Оспариваемым Положением определен порядок подготовки и предоставления федеральными государственными гражданскими служащими Управления годовых отчетов. Положение не затрагивает широкий круг общественных отношений, не является нормативным правовым актом, а является локальным организационно-распорядительным актом, принятым уполномоченным должностным лицом - руководителем Управления в пределах его полномочий и не может быть оспорено в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Управление полагает невозможным рассмотрение заявленных требований в порядке главы 25 ГПК РФ, ссылаясь на истечение установленного статьей 256 ГПК РФ процессуального срока и, указывая, что истец был ознакомлен с Положением ХХ.ХХ.ХХ В связи с прекращением с ХХ.ХХ.ХХ истцом трудовых отношений с ответчиком считают, что отсутствуют основания для рассмотрения спора, как вытекающего из трудовых правоотношений.

Начальник отдела в пределах служебных полномочий осуществляет оценку профессиональных, личностных качеств и результата служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего (далее гражданского служащего), находящегося в его подчинении. Такая оценка предоставляется в годовом отчете о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и заключается в общей объективной и комплексной оценке профессиональных навыков и организационных умений гражданского служащего. Оценка не включает выводы о соответствии гражданского служащего должностному регламенту и служебному контракту, то есть замещаемой должности. Аттестация и составление годового отчета являются разными процедурами, имеют разные цели и правовые последствия. Начальник отдела и руководитель Управления не наделены полномочиями аттестационной комиссии. Форма и содержание отзыва, подготовленного для аттестации и сведения, изложенные в разделе IV годового отчета, отличаются. Сроки подготовки и предоставления поименованных годовых отчетов федеральным законодателем не установлены, установление таковых относится к компетенции руководителя Управления. Установление единых сроков позволяет обеспечить единый подход ко всем гражданским служащим и осуществлять контроль за исполнением обязанности каждого гражданского служащего по составлению годового отчета. Пункты 15-20 Положения, раздел IV и VI приложения №1 к Положению также не противоречат Закону или иному нормативному правовому акту, не нарушают принципы государственной гражданской службы.

Выслушав представителя Управления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, с определением правового положения федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, являются предметом регулирования ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2).

Одним из принципов гражданской службы в соответствии со статьей 4 Закона является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

К числу основных прав гражданского служащего относятся ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения (статья 14 Закона).

Под индивидуальным служебным спором, согласно статье 69 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», понимаются неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими выяснению и доказыванию при разрешении данного спора являются обстоятельства, свидетельствующие о наличии служебного спора, о законности оспариваемого акта – Положения, наличия у руководителя Управления полномочий на принятие оспариваемого Положения, соответствия оспариваемого Положения закону или иному нормативному правовому акту, нарушает ли Положение законные права и интересы истца.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре). Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и другие.

Илющенко В.А. состоял на федеральной государственной гражданской службе в Кондопожском отделе Управления с ХХ.ХХ.ХХ в должности <данные изъяты>, в должности консультанта с ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ в должности <данные изъяты>. Управление ФРС по РК в 2010 году переименовано в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. Приказом Управления от ХХ.ХХ.ХХ № ...-к истец уволен ХХ.ХХ.ХХ, основание увольнения – собственное желание.

Приказом Росреестра от 19.04.2010 г. № п/160 утверждено Положение об Управлении. В соответствии с пунктами 10.7, 10.8, 10.11 руководитель Управления решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в Управлении; издает в пределах своей компетенции огранизационно-распорядительные акты по вопросам организации деятельности Управления, обеспечивает контроль за их выполнением; обеспечивает составление и предоставление в полном объеме статистической, бухгалтерской и других видов отчетности в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, приказами и распорядительными документами Росреестра.

Приказом руководителя Управления от ХХ.ХХ.ХХ № ... во исполнение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» утверждено Положение о порядке подготовки и представления федеральными государственными гражданскими служащими Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности.

Пунктом 7 Положения установлен срок предоставления гражданским служащим годового отчета начальнику своего отдела не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Федеральным законодателем срок подготовки и предоставления гражданскими служащими годовых отчетов не установлен. Суд соглашается с доводом ответчика о том, что установление единых для всех гражданских служащих Управления сроков позволяет обеспечить как единый подход ко всем гражданским служащим, так и осуществлять контроль за исполнением обязанности каждого гражданского служащего по составлению годового отчета. Установление в Положении такого срока не противоречит закону либо иному нормативному правовому акту, не нарушает прав и законных интересов истца.

Кроме того, пунктом 7 Положения предусмотрена обязанность начальника отдела по заполнению раздела IV отчета в течение 5 календарных дней после получения отчета гражданского служащего и ознакомления гражданского служащего с выводами, изложенными в данном разделе.

В разделе IV Приложения 1 к Положению указывается оценка начальником отдела профессиональных, личностных качеств и результата служебной деятельности государственного гражданского служащего. Из смысла наименования раздела следует, что данный раздел заполняется непосредственным руководителем гражданского служащего, должен содержать основные выводы по результатам отчета. Данный раздел не предусматривает выводов начальником отдела соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. Как пояснил представитель ответчика, это является текущей ежегодной оценкой, подведение итогов, цель которой – обеспечение заинтересованности гражданского служащего в выполнении установленных качественных и количественных показателей служебной деятельности за текущий год, стимулирования повышения эффективности и результативности деятельности гражданского служащего, как условия эффективного функционирования структурного подразделения Росреестра.

Согласно части 1 статьи 48 Закона аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оценивается соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности, выполнение им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что пункт 7 Положения и раздел IV Приложения 1 к Положению не противоречат закону или иному нормативному правовому акту, не нарушают законные права и интересы истца.

Абзац 1 пункта 15 Положения корреспондирует пункту 7 Положения и устанавливает обязанность начальника отдела детально изучить годовой отчет гражданского служащего и дать объективную комплексную оценку профессиональных навыков и организационных умений гражданского служащего, что, как изложено выше не противоречит закону.

В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Положения в случае оценки начальником отдела профессиональной служебной деятельности гражданского служащего как не отвечающей требованиям должностного регламента и служебного контракта, начальник отдела обязан представить отдельный акт – письменное мотивированное обоснование, в котором выражается отношение руководителя отдела к достигнутым результатам профессиональной деятельности гражданского служащего в соответствии с должностным регламентом. Вместе с тем, начальник отдела и руководитель (заместитель руководителя) Управления не принимают решения и не указывают в годовом отчете гражданского служащего о его соответствии (несоответствии) замещаемой должности гражданской службы.

Полномочия аттестационной комиссии определены в Регламенте работы аттестационной комиссии Управления, утвержденном приказом Управления от ХХ.ХХ.ХХ № .... Ни оспариваемое Положение, ни Регламент не наделяют начальника отдела и руководителя (заместителя руководителя) Управления полномочиями аттестационной комиссии. В связи с этим, суд находит необоснованным утверждение истца о том, что Положение наделяет начальника отдела и руководителя (заместителя руководителя) Управления полномочиями аттестационной комиссии.

Указание в пункте 15 Положения на то, что профессиональную служебную деятельность гражданских служащих категории «руководители» оценивает руководитель Управления, заместитель руководителя Управления, курирующий отдел также не противоречит закону или иному нормативному правовому акту.

Суд находит безосновательным утверждение истца о том, что пунктами 16 и 17 Положения нарушаются права гражданского служащего Управления. Указанные нормы Положения направлены на защиту прав гражданского служащего, права на ознакомление с оценкой его профессиональной служебной деятельности за истекший период, право выразить свое несогласие с данной начальником отдела оценкой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, и право на обращение к руководителю (заместителю руководителя) Управления о пересмотре выводов начальника отдела.

Суд считает, что пункты 18, 19 и 20 Положения также не противоречат действующему законодательству, Положению о территориальном отделе Росреестра.

Суд соглашается с доводом ответчика о том, что оспариваемое Положение является локальным организационно-распорядительным актом Управления, принято в пределах полномочий руководителя Управления, соответствует Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не нарушает принципы государственной гражданской службы, законные права и интересы заявителя.

Правовых оснований для удовлетворения иска судом не установлено, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.

Судья В.А. Костина

Полный текст решения изготовлен

7 октября 2011 года.