Дело № 2- 720/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года г. Кондопога Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Макаровой О.И., при секретаре Косопаловой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кондопожского городского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку, установил: Прокурор Кондопожского района обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондопожского городского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в ........ размером 10 метров на 10 метров и имеющую координаты на местности: широта – № ..., долгота № .... В обоснование иска указано, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды в границах территории Кондопожского городского поселения выявлено наличие несанкционированной свалки, что влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. В силу закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления, следовательно, ответственность за ликвидацию вышеназванной несанкционированной свалки на территории поселения несет администрация Кондопожского городского поселения. Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Кондопожского муниципального района, гаражно-строительные кооперативы 47 (ГСК-47), 47-3 (ГСК-47-3), Государственное бюджетное учреждение РК «Кондопожская районная станция по борьбе с болезнями животных». В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. поддержал позицию, изложенную в иске, указал, что участок, на котором расположена несанкционированная свалка, никем не арендован, никаких доказательств передачи именно того участка, на котором находится несанкционированная свалка, кому-либо в пользование, в аренду или на ином праве суду не представлено. В судебном заседании представитель Администрации Кондопожского городского поселения Яковлев А.А., действующий по доверенности, иск не признал; наличие несанкционированной свалки не отрицал; пояснил, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на собственника либо арендатора земельного участка. Начальник Государственного бюджетного учреждения РК «Кондопожская районная станция по борьбе с болезнями животных» Сытникова Н.И, действующая на основании приказа, иск не признала, пояснив, что свою территорию земельного участка они убирают сами; свалка находится за пределами территории учреждения. Председатель ГСК-47 Благочинный А.П., иск не признал, пояснив, что ГСК действительно был предоставлен в 1984 г. земельный участок для строительства, межевание участка не проведено, точные границы его не определены, договора аренды земельного участка не имеется, свалка расположена не на участке ГСК. Представители администрации Кондопожского муниципального района и ГСК-47-3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ч. 1 ст. 7 Закона). Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Часть вторая данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 закона). Границы Кондопожского городского поселения определены Законом Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК. В соответствии со ст. 1 данного Закона, в состав Кондопожского городского поселения входят город Кондопога, поселок Берёзовка, входящие в состав города Кондопоги деревня Сюрьга, разъезд Нигозеро. Главой II Устава Кондопожского городского поселения определен перечень вопросов местного значения, к числу которых отнесен вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.19 ст.7); организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения (п.21 ст.6). Таким образом, МО Кондопожского городского поселения является органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городского муниципального образования. Распоряжением Правительства РК от 12.11.2007 г. № 392 р-П (в ред. Распоряжений Правительства РК от 25.05.2010 № 222р-П) органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия рекомендовано разработать и принять муниципальные правовые акты по вопросам обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; разработать и утвердить графики ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Судом установлено, что проведенной 02.06.2011г. прокуратурой Кондопожского района выездной проверкой соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды в границах территории Кондопожского городского поселения, а именно в 69 метрах по направлению на запад от дома № ... ул. ........ выявлено наличие несанкционированной свалки бытовых и иных отходов, размером примерно 10 метров на 10 метров. Данное обстоятельство не оспаривалось участвующими в деле лицами, подтверждено письменными доказательствами, актом проверки соблюдения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды от 02.06.2011 г. и актом проверки наличия заключенных договоров аренды и иных договоров по использованию земельного участка, на котором выявлена свалка от 12.09.2011 г. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным. В нарушение ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава МО Кондопожское городское поселение администрацией поселения не организован надлежащий сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории муниципального образования, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Не разработан муниципальный правовой акт по вопросам обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования. Оценивая представленные по делу доказательства, суд считает доказанным факт несанкционированного размещения отходов на территории Кондопожского городского поселения, доказательств, подтверждающих действия органа местного самоуправления городского поселения по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления и осуществлению должного контроля за этим процессом, суду не представлено, в связи с чем иск прокурора является законным и обоснованным. Суд считает надлежащим ответчиком по делу Кондопожское городское поселение Кондопожского муниципального района, поскольку в силу норм действующего законодательства организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки на Администрацию Кондопожского муниципального района, гаражно-строительные кооперативы 47 (ГСК-47), 47-3 (ГСК-47-3), Государственное бюджетное учреждение РК «Кондопожская районная станция по борьбе с болезнями животных» судом не установлено, в связи с чем, в иске к данным ответчикам надлежит отказать. Доказательств того, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, предан кому-либо в собственность, в аренду либо на ином праве пользования суду представлено не было и в ходе рассмотрения дела не установлено. Доводы представителя Кондопожского городского поселения о том, что свалка расположена на земле, которая предоставлена в пользование ГСК, не подтверждены никакими доказательствами, а само по себе предоставление ГСК земельного участка не свидетельствует о том, что свалка расположена именно на этом земельном участке. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Кондопожского городского поселения Кондопожского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в ........ и имеющую координаты на местности: широта – № ..., долгота № .... Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия. Судья О.И. Макарова Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2011г.