Решение от 08.12.2011г. о признании права на досрочную трудовую пенсию



                                                                                Дело №2-143(2011г)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 декабря 2011г.        с.Кондоль

Кондольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Бутовой А.И.

при секретаре Вдовиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1

к управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Пензенском районе

о признании права на досрочную трудовую пенсию и понуждению к назначению досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что ему решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Пензенском районе от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью педагогического стажа: не был включен в специальный стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии с 23.04.1983г. по 16.05.1985г. Считает, что период его службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002г., т.е. до установления нового правового регулирования, в связи с чем подлежит включению в специальный стаж независимо от времени возникновения права на пенсию. Просил отменить решение комиссии УПФР в Пензенском районе от ДД.ММ.ГГГГ , обязать ответчика включить в его специальный стаж период прохождения службы в армии по призыву с 23.04.1983г. по 16.05.1985г. и назначить ему пенсию с 31.10.2011г.

В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования уточнил и пояснил, что он с 10.09.1988г. по настоящее время работает педагогом в средней школе, выработал необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии специальный стаж и 25.10.2011г. обратился в УПФ РФ в Пензенском районе с заявлением о назначении пенсии, однако ему в назначении пенсии было отказано. Просил включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с 25.10.2011г.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе по доверенности Макарова Е.Н. исковые требования не признала и пояснила, что ФИО1 действительно обратился с заявлением о назначении пенсии с 25.10.2011г., ему было отказано в назначении пенсии, не включен в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву.

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности Макарову Е.Н. и изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно трудовой книжки ФИО1 с 10.09.1988г. и по настоящее время работает на различных должностях, связанных с обучением и воспитанием детей.

Решением комиссии УПФ РФ в Пензенском районе от 31.10.2011г. ФИО1 не включен в специальный стаж период службы в армии по призыву с 23.04.1983г. по 16.05.1985г., специальный стаж посчитан как 23г. 1 мес. 16дн., комиссия посчитала, что служба в армии могла быть включена в стаж при условии, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Советом Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, на момент отмены данного постановления приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а ФИО1 данное требование не выполнено.

Согласно ст.27 п.1 п.п.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 разъяснено, что периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов.

Военным билетом ФИО1 подтверждается, что с 23.04.1983г. по 16.05.1985г. он проходил военную службу по призыву с 23.04.1983г. по 16.05.1985г.

Период службы ФИО1 в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В указанный период действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Поскольку на момент обращения ФИО1 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа, которая дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В связи с этим суд считает необоснованной ссылку УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе при отказе в назначении досрочной пенсии ФИО1 с исключением периодов службы в армии на то обстоятельство, что на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. - 01.10.1993г. - не выполняется требование о наличии не менее 2/3 стажа (16 лет 8 мес.) в учреждениях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Кроме того, действующее законодательство - ч.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 08.12.2010) - предусматривает, что время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж работы по специальности.

В силу ст.39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Суд считает, что ФИО1 по состоянию на 25.10.11г. имел необходимый для назначения досрочной пенсии по старости 25-летний стаж работы:

с 23.04.1983г. по 16.05.1985г. - служба в армии по призыву - 2г. 23дн.,

с 10.09.1988г. по 25.10.2011г. - учитель Покрово-Березовской средней школы - 23г. 1мес. 16дн.

Итого: более 25 лет.

В соответствии с ч.1 ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Пензенском районе от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Признать за ФИО1 право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в армии по призыву с 23.04.1983г. по 16.05.1985г. и назначить ему пенсию со дня обращения за указанной пенсией, т.е. с 25.10.2011г.

Взыскать с управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Пензенском районе Пензенской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Кондольский районный суд.

Судья - подпись.