решение от 5.12.2001г. о признании права на получение льготной пенсии



Дело №2-144(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«5» декабря 2011 г.       с.Кондоль

Кондольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Бутовой А.И.

при секретаре Вдовиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1

к управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Пензенском районе

о признании права на получение льготной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что он, ДД.ММ.ГГГГг.рождения, проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ по Пензенскому району с заявлением о назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию как подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано. Считает решение комиссии незаконным, поскольку в соответствии с п.6 ст.13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он относится к категории граждан, добровольно выехавших из зоны отселения 25.09.1985г. В соответствии с п.2 ст.32 данного закона он имеет право на назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года. С 16.10.1986г. он проживает в с.Волхонщино, которое входило в зону радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что согласно ст.34 вышеназванного закона дает ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию еще на 2 года. Таким образом, он имеет право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста на 5 лет. Просит решение комиссии УПФ РФ по Пензенскому району от ДД.ММ.ГГГГ отменить, признать за ним право на получение государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет, и обязать комиссию по назначению пенсий УПФ РФ по Пензенскому району назначить ему государственную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет, со дня обращения.

В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования поддержал и пояснил, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986г. он проживал в с.Гордеевка Брянской области, которое отнесено к зоне отселения. С 12.10.1986г. по настоящее время он проживает в с.Волхонщино Кондольского района Пензенской области, которое до 01.02.1998г. имело статус зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Считает, что имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет и назначение государственной пенсии по старости, т.к. проживал и работал в зоне радиоактивного загрязнения. Просил удовлетворить его исковые требования и назначить пенсию с момента возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе Макарова Е.Н., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ в Пензенском районе с заявлением о назначении государственной пенсии по старости. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано. Считает, что ФИО1 имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 3 года, оснований для суммирования льгот по снижению пенсионного возраста не имеется, а пенсия ему может быть назначена только при достижении возраста 57 лет.

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности Макарову Е.Н., изучив материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Законом РФ от 15.12.01г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ст.10 п.1 пп.5,7 «право на пенсию в соответствии с настоящим федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом», и граждане, переселенные из зоны отселения, ст.10 п.2 пп.2 - гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 п.1 настоящей статьи пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно трудовой книжки ФИО1 имеет страховой стаж более 5 лет.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФ РФ в Пензенском районе с заявлением о назначении государственной пенсии по старости.

Решением комиссии УПФ РФ в Пензенском районе - протокол от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в назначении государственной пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет отказано, в связи с тем, что снижение ему пенсионного возраста в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возможно на основании справки администрации Брянской области - на 3 года, в связи с проживанием в с.Волхонщино Кондольского района - на 2 года. Считают, что оснований для суммирования льгот по снижению пенсионного возраста по нормам Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г., №166-ФЗ от 15.12.2001г. не имеется. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору, а поэтому пенсия ФИО1 может быть назначена по достижении возраста 57 лет.

Согласно п.6 ч.1 ст.13 и п.2 ст.32 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселенным, в том числе выехавшим добровольно из зоны отселения в 1986г., пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В соответствии со ст. 34 данного закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).

Согласно постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с.Гордеевка Гордеевского района Брянской области относится к зоне отселения, согласно распоряжения правительства РСФСР от 28.12.1991г. № 237-р «Об утверждении перечня населённых пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» с.Волхонщино Кондольского района Пензенской области до 01.02.1998г. относилось к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Справкой администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 с 26.04.1986г. по 25.09.1986г. постоянно проживал в с.Гордеевка Брянской области, которое в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 237-р от 28.12.1991г. отнесено к зоне отселения (л.д.10).

Удостоверением серии и справкой КСХП «Гордеевское» Гордеевского района Брянской области также подтверждается, что ФИО1 проживал и работал в зоне отселения - в с.Гордеевка Гордеевского района Брянской области с 26 апреля 1986г. по 25 сентября 1986г. (л.д.12).

Суд считает, что поскольку ФИО1 проживал на территории зоны отселения в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС до 25.09.1986г. он в соответствии с примечанием к ст.35 Закона №1244-1 имеет право на первоначальную величину снижения возраста выхода на пенсию на 3 года.

Согласно справки, выданной администрацией Волхонщинского сельского совета Пензенского района Пензенской области, ФИО1 с 12.10.1986г. по настоящее время проживает в с.Волхонщино Кондольского района, которое относилось к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В связи с тем, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> в с.Волхонщино Кондольского района, т.е. на территории зоны, которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, и 11 лет подвергался воздействию радиации, на основании ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1 имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину - на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, т.е. на 2 года.

Таким образом, ФИО1, проживая на загрязненной территории в с.Гордеевка Брянской области с 26.04.1986г. по 25.09.1986г. и в с.Волхонщино Кондольского района Пензенской области с 12.10.1986г. по 01.02.1998г., имеет право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину в 3 года, на дополнительную - 2 года, а всего в общей сложности на 5 лет.

В соответствии с ч.2 ст.3 федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям.

Доводы ответчика, о том, что оснований для суммирования льгот по снижению пенсионного возраста не имеется, суд считает необоснованными, поскольку первоначальная величина снижения пенсионного возраста и дополнительная величина это не одинаковые меры социальной поддержки.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Принятием Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство признало ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, в результате которой были существенно нарушены конституционные права и интересы граждан.

Суд считает, что нераспространение ответчиком ст.32,34 указанного Закона на лицо, проживавшее на территории, являющееся зоной отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а впоследствии выехавшее добровольно для проживания на территорию, являющуюся зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, нарушает право гражданина на возмещение вреда, причиненного ему проживанием в экологически неблагоприятной среде.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 55 лет, а поэтому с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 5 лет он с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на назначение государственной пенсии по старости.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Решение комиссии управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Пензенском районе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. отменить.

Признать за ФИО1 право на получение государственной пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет.

Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области назначить ФИО1 государственную пенсию по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет со дня возникновения права на пенсию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Кондольский районный суд.

Судья - подпись.