жилищные споры



Дело (2010г.)

                                                             РЕШЕНИЕ

                                            Именем Российской Федерации

«17» ноября 2010 г.                                                                                   с.Кондоль

Кондольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,

при секретаре Багреевой Л.Ю.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

                      УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Кондольского сельсовета о понуждении к предоставлению жилого помещения, указывая на то, что её мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО14 лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации Кондольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО14 был выдан ордер на квартиру по адресу: <адрес>, жилой площадью 35 кв.м., на состав семьи два человека. Постановлением Главы администрации Кондольского района от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека, опекуном назначен ФИО11, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Распоряжением Главы администрации Кондольского района от ДД.ММ.ГГГГ её опекуном назначена ФИО15, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно справки администрации Кондольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ она проживала в квартире по адресу: <адрес>. Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Кондольского сельсовета, квартира по адресу: <адрес> закрепленная за ней квартира предоставлена ФИО3. При этом постановление на основании которого выдан ордер ФИО3 отсутствует. В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> проживает семья ФИО8, а она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, где зарегистрированы и постоянно проживают семья ФИО6. В настоящее время она проживает без регистрации в квартире мужа. В нарушение требований ст. 292 ГК РФ,     снятие её с регистрационного учета из трехкомнатной квартиры в двухкомнатную, в которой проживают посторонние лица, было произведено без согласия органа опеки и попечительства. Считает, что она утратила закрепленное за ней жилье по вине администрации Кондольского сельсовета. Просит обязать администрацию Кондольского сельсовета предоставить ей благоустроенное жилое помещение, с нормой площади на состав семьи из трех человек не ниже установленных социальных норм, применительно к с.Кондоль, отвечающее техническим и санитарным требованиям, взамен утраченного.

В судебном заседании ФИО1 заявленное исковое требование поддержала в объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области действующая по доверенности Моисеева В.Н. иск признала     и пояснила, что в 1997 году     опекун несовершеннолетней ФИО2 (в настоящее время ФИО1) - ФИО15 и ФИО3 обращались в администрацию Кондольского сельсовета по вопросу обмена квартиры находящейся в <адрес>, в которой была зарегистрирована ФИО2 и эта квартира была за ней закреплена распоряжением главы районной администрации, на квартиру в этом же доме, в которой проживала ФИО3. Главой администрации Кондольского сельсовета Бутовым А.В. ФИО3 был выдан ордер на квартиру находящуюся по адресу: <адрес>, а ФИО2 была зарегистрирована в квартире номер два этого же дома. Выносилось или нет, главой администрации Кондольского сельсовета Бутовым А.В., постановление о предоставлении ордера ФИО3 она не помнит. Предоставлялось или нет в администрацию разрешение органа опеки и попечительства на обмен закрепленной за несовершеннолетней ФИО2 квартиры, она не помнит.

Представитель третьего лица - отдела образования Пензенского района действующая по доверенности Морозова Н.Ф. исковые требования ФИО1 поддержала и пояснила, что поскольку администрация Кондольского сельсовета без согласия органа опеки и попечительства выдала ФИО3 ордер на закрепленную за несовершеннолетней     ФИО2 квартиру, в результате чего ФИО2 была выписана из закрепленной за ней квартиры, фактически в квартиру к посторонним людям, несовершеннолетняя лишилась закрепленной за ней квартиры по вине администрации Кондольского сельсовета.

Свидетель ФИО7 пояснил суду, что в 1997 году он работал в должности главы администрации Кондольского сельсовета. Ордера на жилье выдавались на основании постановления главы администрации Кондольского сельсовета. В этот период выдавалось большое количество ордеров на жилье, поэтому об обстоятельствах обмена квартиры опекуном несовершеннолетней ФИО2 - ФИО15 и ФИО3 пояснить ничего не может, так как не помнит.

Свидетель     ФИО3 пояснила, что она проживала в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, а ФИО2 с матерью в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Когда умерла мать ФИО2,      она спросила бабушку ФИО9 можно или нет обменяться квартирами. Бабушка сказала, что надо поговорить с опекуном. Она позвонила опекуну несовершеннолетней ФИО2 - ФИО15     и та на обмен квартир согласилась. Затем они ходили к ФИО12, которая сказала, что обмен на усмотрение опекуна. В октябре - ноябре 1997г. они пошли в администрацию Кондольского сельсовета, написали заявление и им выдали ордера, ей на квартиру по адресу: <адрес>.

Свидетель ФИО6 пояснила, что она примерно с 1976 года и до настоящего времени зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Недавно она узнала, что у неё в квартире зарегистрирована ФИО1 и её ребенок. Как это произошло, она не знает. Разрешения на регистрацию в своей квартире она никому не давала.

Свидетель ФИО8 пояснил, что он зарегистрирован и проживает со своей семьей в квартире находящейся по адресу: <адрес>. Данную квартиру приобрел по договору купли-продажи его отец у ФИО3 в 2007г. или в 2008г..

Свидетель ФИО15 пояснила, что являлась опекуном несовершеннолетней ФИО2 с 1997г. по 2007г.. Каким образом, закрепленную за ФИО2 квартиру передали ФИО3 она не знает, никаких договоров мены и никаких заявлений об обмене закрепленной за ФИО2 квартиры, она не заключала и не подписывала.

Свидетель ФИО12 пояснила, что в 1997 году она работала инспектором по защите прав несовершеннолетних в районном отделе народного образования. Она не помнит, чтобы орган опеки и попечительства давал согласие на обмен квартиры, закрепленной за несовершеннолетней ФИО2.

Свидетель ФИО16 пояснила, что в 1997 году она работа инспектором паспортного стола в Кондольском РОВД. Снятием с регистрационного учета несовершеннолетней ФИО2 из квартиры по адресу: <адрес> этого же дома занималась начальник паспортного стола ФИО10, поэтому она ничего пояснить не может.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ:     

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. (с последующими изм. и доп.), к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. (с последующими изм. и доп.), данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изм. и доп.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2006г. №258-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъкта Российской Федерации, указаннные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006г. №258-ФЗ), наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с п.9 ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, вступившего в силу с 01.01.2007г., органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области, в том числе, они осуществляют предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с под.1 п.1 ст. 12 этого Закона Пензенской области, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетами муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области.

Согласно свидетельства о рождении ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец ФИО14, мать ФИО5 (л.д. 17).

Свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2 заключила брак с ФИО4 и ей присвоена фамилия ФИО4 (л.д. 56).

Согласно свидетельства о смерти ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ(л.д.20).

Решением Кондольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 был лишен родительских прав в отношении дочери ФИО2.

Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Кондольского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО2 назначен ФИО11, за несовершеннолетней ФИО2 сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.28).

Распоряжением Главы администрации Кондольского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО2 назначена ФИО15, за несовершеннолетней ФИО2 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании Постановления Кондольского сельсовета выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру находящуюся по адресу: <адрес> (л.д.41), при этом постановление о выдаче ордера в архивном секторе администрации Пензенского района отсутствует.

Разрешение на мену квартиры, закрепленной за ФИО4 (ФИО2 органом опеки и попечительства не выдавалось.

В период времени с 1997г. по 2007г. несовершеннолетняя ФИО2 проживала у опекуна ФИО15, с 2007г. по 2009г. проживала у опекуна ФИО19 и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>.

Согласно адресной справки (л.д. 37) и паспорта гражданина Российской Федерации (л.д. 18-19) ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, где согласно выписки из похозяйственной книги (л.д.40) проживает семья ФИО6.

Сообщением Пензенского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 34) подтверждается, что ФИО2 недвижимого имущества в собственности не имеет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что за несовершеннолетней ФИО2 в октябре 1997г. была закреплена жилая площадь по адресу ее прежнего проживания по адресу: <адрес>. В ноябре 1997 года закрепленная за несовершеннолетней квартира была предоставлена ФИО3, а несовершеннолетняя ФИО2 была зарегистрирована в квартире у посторонних людей. ФИО2 жилья в собственности не имеет.

Приведенные выше доказательства достоверно подтверждают, что ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и администрация Кондольского сельсовета обязана      предоставить ФИО1 изолированное, благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту - село Кондоль Пензенского района Пензенской области, отвечающее     санитарным и техническим требованиям, взамен утраченного.

Суд считает, что исковые требования ФИО1 в части предоставления ей жилого помещения с нормой площади на состав семьи из трех человек удовлетворению не подлежат, так как данное требование не основано на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать администрацию Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области предоставить ФИО1 изолированное, благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту село Кондоль Пензенского района Пензенской области, отвечающее     санитарным и техническим требованиям.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней через Кондольский районный суд.

        Мотивированное решение изготовлено «22» ноября 2010 года.

Судья - подпись.