о защите нарушенных прав.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2010г. с.Кондоль

Кондольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Бутовой А.И.

при секретаре Вдовиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1

к Муниципальному учреждению здравоохранения «Кондольская районная больница»

о защите нарушенных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая на то, что он является инвалидом 3 группы 1 степени по общему заболеванию. В соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарствами. Однако с 2006г. рецепт на лекарственные средства он не получал, при этом главный врач Кондольской РБ ссылался на отсутствие денег. По его обращению прокуратурой района была проведена проверка, в результате которой было установлено, что за 2008г. ему не выписывались лекарства по результатам посещения в апреле 2008г. врача хирурга, в июне 2008г. врача хирурга и невролога, за 2009г. ему лекарства выписывались только 1 раз, хотя в больницу он обращался в апреле и октябре 2009г. Просит обязать МУЗ «Кондольская районная больница» выдавать ему необходимые лекарства, как того требует закон, взыскать с МУЗ «Кондольская РБ» сумму морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями сотрудников (врачей) данного лечебного учреждения.

В судебном заседании ФИО1 первоначально исковые требования поддержал и пояснил, что моральный вред он определяет в сумме 20000 рублей, который состоит из суммы ежемесячных удержаний из его пенсии 730 рублей, впоследствии от взыскания компенсации морального вреда отказался.

Представитель ответчика - МУЗ «Кондольская районная больница» главный врач Гаврилов А.В. требования истца о понуждении к выдаче лекарственных средств признал, пояснив, что действительно ФИО1 в 2008г. и 2009г. неоднократно обращался за медицинской помощью в Кондольскую РБ, в 2008 году препараты ему не выписывались. Основное заболевание ФИО1 «коксоартроз» в 3-4 стадии консервативному лечению, т.е. лечению лекарственными препаратами не подлежит, возможно снятие симптомов в виде болей в стадии обострения. Поскольку обострения заболевания у ФИО1 не было, в апреле 2008г. ему выдана справка для получения путевки в санаторий, а направление в санаторий возможно только в стадии ремиссии. В 2009 году в феврале-марте ФИО1 находился на стационарном лечении, в апреле 2009г. врачом неврологом и врачом общей практики лекарственные препараты бесплатно не были выписаны из-за отсутствия на аптечном складе, в декабре 2009г. он был обеспечен лекарственными средствами, в октябре 2009г. обострения заболевания не было, и ФИО1 вновь проходил санаторно-курортное лечение. Дата обезличена ФИО1 обращался на прием к врачу общей практики, но от выписки лекарства отказался, а также к врачу неврологу, которым было прописано лечение актовегином, пирацетамом, алоэ, физамом, берлиприлом, эндопомином, но рецепты не выписывались; в этот же день ему врачом-хирургом выдана справка для получения путевки в санаторий, исходя из того, что истец направлялся в санаторий, обстрения заболевания у него не было. Кроме того пояснил, что значительная часть заявки на лекарственные средства, формируемой «Кондольской РБ», составляет средства на сахароснижающие препараты и ингаляционные бронходилататоры, являющиеся жизненнонеобходимыми, поэтому их вины в отсутствии нужных ФИО1 препаратов нет. К нему как к главному врачу ФИО1 с жалобами на лекарственное обеспечение не обращался.

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика Гаврилова А.В., допросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справки МСЭ Номер обезличен ФИО1 бессрочно установлена инвалидность 3 группы по общему заболеванию.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ст.46 ч.1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ) инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст.6.2 вышеназванного закона в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предоставление при наличии медицинский показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Перечень лекарственных средств утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с п.2.3. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (в ред. приказов Минздравсоцразвития РФ от 05.09.2005 N 547, от 07.10.2005 N 623, от 13.06.2006 N 477, от 18.09.2006 N 666, от 01.06.2007 N 387, от 21.03.2008 N 134н, от 15.06.2009 N 309н, от 17.12.2009 N 993н, от 24.05.2010 N 382н) при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств.

Амбулаторной картой ФИО1 подтверждается, что ФИО1 обращался на прием в МУЗ «Кондольская РБ» Дата обезличена, Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., где по результатам приема:

Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена. - не рекомендовано применение лекарственных препаратов,

Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена. - выписаны рецепты на бесплатные лекарства,

Дата обезличена. - больной от выписки рецепта отказался, выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение,

с Дата обезличена. по Дата обезличена., Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена. - проходил стационарное лечение,

в 2008г. и 2009г. - проходил санаторно-курортное лечение,

Дата обезличена. направлен в Облбольницу для консультации по операции,

Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена. - назначено лечение, рецепты на бесплатные лекарства не выписаны.

Свидетель ФИО5 показала суду, что ФИО1 обращался неоднократно за медицинской помощью, но не по основному заболеванию, а по сопутствующему, до 2007г. ограничений в выписке лекарств не было, а с 2007г. стало возможным выписывать только лекарства, имеющиеся в заявке, сформированной больницей. ФИО1 по сопутствующему заболеванию «артериальная гипертензия» рекомендовалось неоднократно применение лекарственных препаратов, от получения лекарства «атеналол», предусмотренного стандартами оказания медицинской помощи, отказывался, в апреле 2010г. ФИО1 выдавался рецепт на получение лекарства.

Истец ФИО1 признает, что отказывался от выписки препарата «атеналол», один раз ему давали рецепт, но в аптеке на тот момент лекарства не оказалось, а больше он в аптеку с этим рецептом не обращался.

Свидетель ФИО2 показал суду, что ФИО1 обращался за медицинской помощью в связи с заболеванием «коксоартроз» 3-4 степени, консервативное лечение, т.е. лечение лекарственными препаратами, по данному заболеванию невозможно, необходимо хирургическое вмешательство, ему показана операция, в связи с чем ФИО1 выдавалось направление в Областную больницу. Стандартами медицинской помощи предусмотрено применение по такому заболевания лекарства «диклофенак», данное лекарство было в заявке больницы, но он от него отказался, дважды в 2008г. и 2009г. выдавал ему справку на санаторно-курортное лечение, которое полагается в стадии ремиссии заболевания, и в 2010г. - Дата обезличена. также выдавал справку для получения путевки. Предлагает пройти стационарное лечение.

Истец ФИО1 признает, что ему выдавалось направление в Облбольницу, он стоит на очереди на операцию, на приеме ему предлагался препарат «диклофенак», но он от него отказывался. Кроме того дважды он действительно проходил санаторно-курортное лечение, стационарное лечение согласен пройти, но позже.

Записью в амбулаторной карте ФИО1 от Дата обезличенаг. подтверждается, что он был направлен в областную больницу для решения вопроса по операции.

Свидетель ФИО4 показала суду, что является заведующей поликлиникой МУЗ «Кондольская РБ» и занимается составлением заявок на лекарства для дополнительного бесплатного лекарственного обеспечения, в сфере бесплатного лекарственного обеспечения инвалидов до 2007г. лекарства выписывались без ограничений, а с 2007г. лекарства выдаются только по заявкам, лекарства для лечения заказываются по спискам врачей, только те, которые предусмотрены списками Минздрава. Препараты, выписываемые при заболевании «коксоартроз» и «артериальная гипертензия» - «диклофенак» и «атеналол», в конце 2009г. были. К ней как к заведующей поликлиникой ФИО1 с жалобами на лекарственное обеспечение не обращался.

ФИО1 подтверждает, что ни к главному врачу, ни к заведующей поликлиникой по поводу обеспечения лекарствами он не обращался.

Свидетель ФИО3 показала суду, что она работает в УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе, ФИО1 является получателем пенсии по старости и получателем ЕДВ. Сумма ЕДВ 732руб. ему выплачивается ежемесячно. Заявление на получение в денежной форме соцпакета, в состав которого входит дополнительное бесплатное лекарственное обеспечение, в том числе санаторно-курортное, ФИО1 не писал. У ФИО1 730руб. из пенсии не удерживаются и больнице денежные средства на лекарства не перечисляются.

Истец ФИО1 признает, что заявления на получение соцпакета в денежной форме он не писал и писать не будет.

Таким образом, в суде установлено, что истец ФИО1, являющийся инвалидом 3 группы, в период с 2007г. - 2010г. неоднократно обращался за медицинской помощью в МУЗ «Кондольская РБ», однако ему Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена. по результатам осмотра рецепты на бесплатные лекарства не выписаны, т.е. не оказывалась дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами, а поэтому его исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Информацией УПФ РФ в Пензенском районе о выплатах ФИО1 за июль 2010г. подтверждается, что удержания из пенсии на лекарства у него не производятся.

В удовлетворении требования о взыскания компенсации морального вреда истцу следует отказать.

Сам истец не поддержал свои требования о взыскании компенсации морального вреда, причинение которого в исковом заявлении мотивировал неправомерными действиями сотрудников (врачей) лечебного учреждения, а в судебном заседании мотивировал удержанием у него из пенсии ежемесячно 730руб. и перечислением их больнице ему на лекарства, указав, что к врачам у него претензий не имеется, неправомерных действий врачей он не усматривает, считает неправомерным поведение главного врача при его выписке из больницы в марте 2009г., однако суд данную ссылку не принимает во внимание как не имеющую отношения к делу и не подтвержденную какими-либо доказательствами.

Доказательств о том, что истец переживал по поводу невыдачи бесплатных рецептов, что имели место неправомерные действия врачей, в связи с которыми он испытывал физические и нравственные страдания, истцом в суд не предоставлено и в суде не добыто, сам истец ФИО1 признает, что от рецептов на получение бесплатных лекарств он отказывался, мотивируя тем, что предложенные лекарства ему не помогают, компенсацию морального вреда исчислял в сумме удержаний из его пенсии ежемесячно 730руб.

Доводы истца ФИО1 о том, что у него из пенсии удерживались ежемесячно 730 рублей и перечислялись в больницу на лекарства неосновательны и опровергаются показаниями свидетеля ФИО3, не доверять которой у суду оснований не имеется, и информацией о выплате за июль 2010г., где в графе удержаний стоит 0, 00 руб., а 732руб. указано в выплате ЕДВ. ФИО1 и свидетель ФИО3 подтвердили, что такая выплата у ФИО1 ежемесячно с января 2010г., ранее сумма в соответствии с вышеназванными нормативными актами была несколько меньше.

Согласно п.п.6,17 (действовавшим до 01.01.2008г.) Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864, до 1 января 2008г. оплата стоимости лекарственных средств производится страховыми медицинскими организациями после их отпуска гражданам, при этом средства, полученные от территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховая медицинская организация направляет по договору, заключенному с фармацевтической организацией, на оплату лекарственных средств, фактически полученных гражданами бесплатно в аптечных учреждениях.

С 2008г. в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 873, субвенции на обеспечение необходимыми лекарственными средствами предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов и организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона финансовое обеспечение в 2008 году указанных полномочий осуществляется за счет субвенций, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Статьей 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» также предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, а именно: заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов и организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004г. № 328, также не предусмотрено удержание из пенсий инвалидов сумм на лекарственные средства и перечисление их в лечебные учреждения.

Доводы истца о том, что он бесплатные рецепты не получал с 2006г. также не основательны и опровергаются самим истцом, его амбулаторной картой и показаниями свидетелей о том, что ему бесплатные рецепты выписывались Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., Дата обезличена., иногда кроме того имелись случаи отказа истца от рецепта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Кондольская районная больница» оказывать ФИО1 дополнительную медицинскую помощь в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кондольский районный суд в течение десяти дней.

Судья - подпись.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200