Решение от 18.04.2012г. о признании незаконным и отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области



Дело №2-35(2012г)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» апреля 2012г.                                   с.Кондоль

Кондольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,

при секретаре Багреевой Л.Ю.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1626 от 19 сентября 2011 года «Об отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08 октября 2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта»»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указывая на то, что Постановлением администрации Пензенского района Пензенской области № 1626 от 19 сентября 2011г. отменено Постановление администрации Пензенского района Пензенской области № 1748 от 08 октября 2011г. о предварительном согласовании места размещения объекта - гаража, состоящего из пяти боксов по заявлению ФИО1. Постановление администрации Пензенского района Пензенской области № 1626 от 19 сентября 2011г. вынесено с учетом сведений изложенных в протесте прокурора Пензенского района, в котором указано, что постановление №1748 издано в нарушение требований земельного законодательства, поскольку к акту выбора земельного участка площадью 629 кв.м. для строительства гаража не приложены утвержденная схема расположения участка и утвержденные органом местного самоуправления проекты границ, отделом экономики администрации Пензенского района не принималось ни одно из решений, предусмотренных п.п. 2.8., 3.2. Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, утв. Решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. №6-45/1, согласование с санитарно-эпидемиологической службой района в предоставленном акте на гараж отсутствует. В нарушение п.3 ст. 31 ЗК РФ не была исполнена обязанность по информированию населения, поскольку объявление в газете «Сурские просторы» было опубликовано 14.10.2009г., т.е. после составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В нарушение п.5 ст. 31 ЗК РФ к утвержденному акту выбора земельного участка не приложены утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Постановлением администрации Пензенского района №2212 от 02.12.2009г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 482 кв.м., что не соответствует площади земельного участка, указанного в постановлении №1748 от 08.10.2009г., в котором значится     692 кв.м.. Указанное постановление №1626 от 19 сентября 2011г. считает незаконным и необоснованным, по следующим основаниям. Так, к утвержденному акту выбора земельного участка была приложена план-схема земельного участка, предоставленного предварительно для строительства гаража, утвержденная главой администрации Засечного сельсовета. Имеется утвержденный акт выбора земельного участка с согласованной схемой расположения земельного участка, что соответствует ч.5 ст.31 ЗК РФ, приложение дополнительно проекта границ земельного участка не требуется. Указание в протесте прокуратуры на то, что был нарушен порядок информирования населения о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства несостоятелен, поскольку в силу п.6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или ЮЛ, его предоставление для строительства осуществляется путем проведения торгов. Согласно п.1 ст. 38 ЗК РФ предметом торгов может быть сформированный в соответствии с под.1 п.4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Порядок формирования земельного участка включает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Таким образом, предметом торгов может быть поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого проведены необходимые землеустроительные работы, включающие установление границ земельного участка и его межевание на местности. Спорный земельный участок на момент утверждения акта выбора земельного участка не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в силу чего его предоставление осуществлялось по заявлению ФИО1 в порядке предварительного согласования места размещения объекта, с соблюдением требований ст. 31 ЗК РФ. Публикация сообщения носила информативный характер, никаких заявок в отношении испрашиваемого ФИО1 земельного участка не поступало. Заявление ФИО2 не содержало сведений, необходимых для решения вопроса о возможности предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта, не было связано с публикацией информации в газете. Также несостоятельна ссылка прокуратуры на нормы закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на ст. 12 Закона, поскольку данная норма не требует обязательного участия органа по надзору за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения при предоставлении земельных участков. Согласно Письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека от 14.02.2007г. № 0100/1541-07-32 «О работе органов Роспотребнадзора в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», указанные органы не проводят экспертизу в отношении проектной документации в числе прочего отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.м. которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. ФИО1 испрашиваемый земельный участок для строительства именно указанного объекта, в отношении которого экспертиза проектной документации проводиться не должна.

Заявитель ФИО1 о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставив заявление с просьбой рассмотреть заявление в его отсутствие, с участием представителя ФИО3.

           Представитель заявителя ФИО1 действующая по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования поддержала в объеме и по основаниям изложенным в заявлении, просила признать незаконным и отменить Постановление администрации Пензенского района Пензенской области №1626 от 19 сентября 2011 года «Об отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08 октября 2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта»».     

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. В предоставленном отзыве на заявление ФИО1 указала, что в его удовлетворении следует отказать в связи со следующим. Решением Пензенского районного суда Пензенской области от 30.06.2011 года были удовлетворены исковые требования ФИО2 и прокурора Пензенского района к администрации Пензенского района Пензенской области и ФИО1 о признании недействительным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение вступило в законную силу 11.10.2010года. В ходе данного разбирательства было установлено, что постановление администрации Пензенского района №1748 от 08.10.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта» издано в нарушение требований земельного законодательства. ФИО1 был привлечен в качестве ответчика по вышеуказанному делу и вышеуказанные обстоятельства ему были известны. Таким образом, незаконный характер     постановления администрации Пензенского района №1748 от 08.10.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта» в соответствии с п.2 ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициональное значение для настоящего спора и не требует дополнительного доказывания.

            Представитель заинтересованного лица - администрации Пензенского района Пензенской области действующая по доверенности Сабирова Е.А. просила в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене Постановления администрации № 1626 от 19 сентября 2011г. «Об отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08 октября 2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта»» отказать, поскольку обжалуемое постановление вынесено Администрацией Пензенского района     Пензенской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании статьи 21 Устава Пензенского района Пензенской области.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

         Постановлением администрации Пензенского района Пензенской области №1626 от 19 сентября 2011 года постановленном при рассмотрении протеста прокурора Пензенского района №07-32-2011 от 16 сентября 2011 года отменено Постановление администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08 октября 2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта».

         В протесте прокурора Пензенского района №07-32-2011 от 16 сентября 2011 года на Постановление администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08.10.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта» указано, что опротестованное Постановление не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене по тем основаниям, что исходя из требований ст.ст. 30, 31 ЗК РФ и Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденного решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1 и действовавшего на момент выбора земельного участка для строительства, постановление №1748 от 08.10.2009г. издано в нарушение требований земельного законодательства, поскольку к акту выбора земельного участка площадью 692 кв. м. для строительства гаража, состоящего из пяти боксов по адресу: <адрес>, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не приложены как утвержденная схема расположения участка, так и утвержденные органом местного самоуправления проекты границ; отделом экономики администрации Пензенского района не принималось ни одно из решений, предусмотренных п.п. 2.8., 3.2. Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденного решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1; в представленном акте на гараж отсутствует согласование с санитарно-эпидемиологической службой района. Кроме того, администрацией Пензенского района в нарушение п.3 ст. 31 ЗК РФ не была исполнена обязанность по информированию населения, объявление в газете «Сурские просторы» было опубликовано 14 октября 2009г., акт выбора земельного участка составлен 22.09.2009г., решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 08.10.2009г.. В нарушение п.5 ст. 31 ЗК РФ согласно которого к утвержденному акту выбора земельного участка прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов площадью 482 кв.м. находящегося по адресу: <адрес> <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, утверждена Постановлением администрации Пензенского района №2212 от 02.12.2009г.. При этом площадь земельного участка по схеме не соответствует площади земельного участка, указанной в постановлении №1748 от 08.10.2009г., где значится 692 кв.м..

         Постановлением администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08.10.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта» утвержден акт выбора земельного участка площадью 692 кв. м. для строительства гаража, состоящего из пяти боксов по адресу: <адрес>, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлено согласовать предварительно из земель населенных пунктов место размещения для строительства гаража, состоящего из пяти боксов по адресу: <адрес>, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Отвод земельного участка оформить в установленном законом порядке. Обратиться в администрацию Засечного сельсовета о необходимости информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, через средства массовой информации поселения, через газету «Сурские просторы».

В соответствии с п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Из Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08.10.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта» следует, что предоставление спорного земельного участка осуществлялось с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно под.1 п.5 ст. 30 ЗК РФ при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, осуществляются в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ.

Согласно ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п.1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. (п.5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п.6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8).

Согласно п.п. 2.6, 2.7, 2.8, 3.2 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1 земельные участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются гражданам в следующем порядке:

Гражданин обращается с заявлением на имя Главы администрации Пензенского района. В заявлении должно быть указано: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю.

Заявление направляется в отдел архитектуры для подготовки необходимых материалов к рассмотрению в отдел экономики администрации Пензенского района.

Отдел экономики администрации Пензенского района после изучения представленных отделом архитектуры документов в десятидневный срок принимает одно из следующих решений:

о подготовке документации в соответствии с п.2.5,

о публикации отделом экономики объявления в газете «Сурские просторы» о возможном предоставлении земельного участка;

о рекомендации администрации Пензенского района дать отказ в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка ввиду невозможности его предоставления.

Пунктом 3.7 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1, предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исходя из вышеуказанных положений закона и Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1, Постановление администрации Пензенского района №1748 от 08.10.2009г. издано с нарушением требований земельного законодательства, поскольку к акту выбора земельного участка площадью 692 кв.м. для строительства гаража состоящего из пяти боксов по адресу <адрес>, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не приложены ни утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка, ни утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельного участка; отделом экономики администрации Пензенского района не принималось ни одно из решений, предусмотренных п.п. 2.8., 3.2. Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1; не исполнена обязанность органа местного самоуправления об информировании населения о возможном предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Поскольку ни утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка, ни утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельного участка к акту выбора земельного участка под строительство гаража не приложены, данный акт не соответствует п.5 ст.31 ЗК РФ и п. 3.7. Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденным решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1.

Согласно п.3 ст.31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Обязанность органов местного самоуправления информировать население возникает до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обеспечивает реализацию основных принципов земельного законодательства, установленных п.п. 3,4 ч.1 ст. 1 ЗК РФ.

Однако, как следует из материалов дела, администрацией Пензенского района не была исполнена возложенная п.3 ст. 31 ЗК РФ обязанность по информированию населения, поскольку объявление в газете «Сурские просторы» было опубликовано 14.10.2009г., т.е. после составления 22.09.2009г. акта выбора земельного участка и принятия 08.10.2009г. решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Довод представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО3 о том, что к утвержденному акту выбора земельного участка была приложена план-схема земельного участка, предоставленного предварительно для строительства гаража, утвержденная главой администрации Засечного сельсовета, суд считает несостоятельным, поскольку согласованная с органом местного самоуправления схема расположения земельного участка в материалах дела отсутствует и суду не предоставлена.

Довод представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО3 о том, что порядок информирования населения о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства нарушен не был несостоятелен, поскольку противоречит требованиям     п.3 ст. 31 ЗК РФ.

Суд приходит к выводу, чтоПостановление администрации Пензенского района Пензенской области №1626 от 19 сентября 2011 года «Об отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08 октября 2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта»», вынесено в соответствии с законом и в пределах полномочий администрации Пензенского района Пензенской области. Администрация Пензенского района Пензенской области отменив Постановление администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08.10.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта»,      вынесенное с нарушением требований ст.ст. 30, 31 ЗК РФ и п.п. 2.8, 3.2, 3.7 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органа местного самоуправления Пензенского района, гражданам и юридическим лицам, утвержденного решением Собрания представителей Пензенского района от 05.12.2006г. № 6-45/1, права либо свободы ФИО1 не нарушила.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1626 от 19 сентября 2011 года «Об отмене Постановления администрации Пензенского района Пензенской области №1748 от 08 октября 2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта»», отказать.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кондольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - подпись.