Решение от 27.04.2012г. о понуждении к предоставлению жилого помещения лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей



Дело №2-34 (2012г.)

                                                             РЕШЕНИЕ

                                            Именем Российской Федерации

«27» апреля 2012 г.                                                                       с.Кондоль

Кондольский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,

при секретаре Багреевой Л.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Пензенского района Гостевой И.А.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области действующего в интересах ФИО1 к администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

                      УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Пензенского района Пензенской области в интересах ФИО1,     в виду того, что он является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находится в тяжелом материальном положении и социально не защищен, обратился в суд с иском к администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, в обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 26 июня 2003 года решением Кондольского районного суда мать ФИО1 - ФИО2 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации Кондольского сельсовета <адрес> ФИО1 был направлен в Васильевскую специальную коррекционную школу-интернат. 26 ноября 2003 года Постановлением главы администрации Кондольского сельсовета Кондольского района Пензенской области за несовершеннолетним ФИО1 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. 25 февраля 2009 года решением Кондольского районного суда Пензенской области отец ФИО1 - ФИО3 был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1. 23 декабря 2009 года актом обследования жилое помещение по адресу: <адрес>1, ранее закрепленное за ФИО1 признано непригодным для постоянного проживания. Постановлением Главы администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в собственности недвижимого имущества не имеет. Просил обязать администрацию Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области обеспечить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнила их, просила обязать администрацию Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области обеспечить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

ФИО1 исковые требования прокурора Пензенского района поддержал, просил обеспечить его благоустроенным жилым помещением с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика администрации Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области действующий по доверенности Фунякин С.А. иск признал     и пояснил, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имеет, закрепленное     за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, непригодно для постоянного проживания.

Представитель третьего лица - отдела образования Пензенского района действующая по доверенности Цыганова Н.А. исковые требования прокурора Пензенского района поддержала и просила их удовлетворить, обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по тем основаниям, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имеет, поскольку закрепленное     за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания.

Представитель третьего лица - Министерства образования Пензенской области о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, предоставив заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя     Министерства образования Пензенской области, не возражают в решении спора на усмотрение суда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ:     

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. (с последующими изм. и доп.), к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. (с последующими изм. и доп.), данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изм. и доп.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2006г. №258-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006г. №258-ФЗ), наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с ч.3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1. Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области"(в ред. Закона Пензенской обл. от 10.05.2011 N 2068-ЗПО):

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.

В соответствии с под.1 п.1 ст. 12 указанного Закона, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетами муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области.

В соответствии со ст. 4.1. Закона Пензенской области №1098-ЗПО от 12.09.2006г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, а также имеющие закрепленное жилое помещение при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. (в ред. Закона Пензенской обл. от 28.11.2011 N 2167-ЗПО)

Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Согласно свидетельства о рождении ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец ФИО3, мать ФИО2 (л.д. 21).

Решением Кондольского районного суда Пензенской области от 26 июня 2003 года (л.д.9) ФИО2     была лишена родительских прав в отношении сына ФИО1.

Решением     Кондольского районного суда Пензенской области от 25 февраля 2009 года (л.д. 10-11) ФИО3 был лишен родительских прав в отношении сына ФИО1.

Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Кондольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен в Васильевскую специальную коррекционную школу-интернат 8 вида (л.д.12).

Постановлением Главы администрации Кондольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним ФИО1 закреплена жилая площадь - квартира по адресу: <адрес> (л.д. 14).

Актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодно для постоянного проживания.

Приказом начальника отдела образования Пензенского района от ДД.ММ.ГГГГ и справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что несовершеннолетний ФИО1 направлен на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с 10.11.2009г. является воспитанником детского дома №3 г.Пензы и находится на полном государственном обеспечении (л.д. 31-32).

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в ГБОУ НПО Профессиональное училище <адрес>.

Согласно паспорта гражданина России (л.д. 16-17) ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>..

Согласно выписки из похозяйственной книги администрации Кондольского сельсовета в квартире по адресу: <адрес> проживает семья Стрельцовых и ФИО1 членом хозяйства не является.

Сообщением Пензенского отдела Управления Росреестра по Пензенской области (л.д. 18) подтверждается, что ФИО1 недвижимого имущества в собственности не имеет.

Ответом на запрос ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 28-29) подтверждается, что ФИО1 недвижимости в г.Пензе и Пензенской области не имеет.

Постановлением Главы администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оставшийся без попечения родителей поставлен на очередь на первоочередное предоставление жилого помещения (л.д. 15).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. За несовершеннолетним ФИО1 была закреплена жилая площадь - квартира по адресу: <адрес>. В декабре 2009 года закрепленная за несовершеннолетним квартира была признана непригодной для постоянного проживания. ФИО1 жилья в собственности не имеет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончил ГБОУ НПО Профессиональное училище <адрес>, получил специальности повар и кондитер.

Приведенные выше доказательства достоверно подтверждают, что ФИО1 являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и администрация Кондольского сельсовета обязана      предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту - <адрес>, отвечающее     санитарным и техническим требованиям.

Согласно объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ он обратился в прокуратуру Пензенского района с просьбой обратиться в суд в его интересах (л.д. 20).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Пензенского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать администрацию Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области обеспечить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кондольский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья - подпись.