Дело №2-20(2012г) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2012г. с.Кондоль Кондольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бутовой А.И. при секретаре Вдовиной Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колобовой ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области, Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на получение пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, УСТАНОВИЛ: Колобова А.С. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области о признании права на получение пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, указывая на то, что 08.01.2011г. она, являясь гражданской Украины, зарегистрировала брак с гражданином России Колобовым Е.С., ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО3, который является гражданином РФ. С момента рождения и по настоящее время ФИО3 проживает с ней по месту временной регистрации в <адрес>, фактический уход за ребенком осуществляет она. Ею поданы документы на получение гражданства РФ, но в силу длительных промежутков для получения гражданства в настоящее время она имеет статус временно проживающей на территории Российской Федерации. До рождения ребенка она нигде не работала, на учете в службе занятости не состояла. ДД.ММ.ГГГГ её муж Колобов Е.С. был призван на действительную военную службу и в настоящее время проходит службу в рядах Российской армии. В соответствии с ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» она же обратилась в управление социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области для назначения и получения пособий, однако ей в выплате пособий было отказано на том основании, что она не является гражданкой РФ и не имеет постоянного места проживания (вида на жительство). С решением управления социальной защиты она не согласна. Считает, что ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего выплачивается согласно ст.12.5 п.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ст.68 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009г. матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и гражданство матери не имеет значения, что подтверждается ст.76 указанного приказа, где в перечне представляемых документов указаны заявление и назначении пособия, справка о рождении ребенка и справка из воинской части, другие документы не требуются, по всем положениям пособие выплачивается на ребенка, а не лицу, осуществляющим уход за ним. Ссылается на ст.3 Закона РФ «О статусе военнослужащих», согласно которой никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в их правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ, Федеральными законами, государство гарантирует перед военнослужащими исполнение обязательств, предусмотренных Федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации. Указывает, что ее ребенок как и все российские дети, и его вина только в том, что его мать гражданка другого государства, а муж служит и не может обеспечить семью. Просила признать за ней право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и отнести расходы по уплате государственной пошлины на ответчика. В судебном заседании истец Колобова А.С. исковые требования уточнила и пояснила, что с Украины она выехала на постоянное место жительства в Россию и постоянно проживает на территории России с декабря 2010г., просила установить факт постоянного проживания, в настоящее время имеет вид на жительство. Считает, что имеет право на получение пособий, просила обязать назначить и выплатить ей ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву со дня начала военной службы, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с момента рождения ребенка. Ни в Украине, ни в другом месте жительства она постоянной регистрации не имеет. В Украине ей пособие не назначалось и не выплачивалось, поскольку она постоянно проживает в РФ, оформить гражданство в короткие сроки не представляется возможным из-за предусмотренных законом значительных временных промежутков оформления. В настоящее время она имеет вид на жительство. Представитель ответчика УСЗН администрации Пензенского района по доверенности Тамонов А.Б. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Колобовой А.С. в январе 2012г. было отказано в назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в связи с отсутствием у нее гражданства России или вида на жительство и отсутствием постоянной регистрации в РФ, после получения Колобовой А.С. вида на жительство данные пособия были ей назначены с момента получения вида на жительство. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом под расписку, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и пояснил, что категории граждан, на которых распространяется сфера действия Закона от 19.05.1995г. «О государственных пособия гражданам, имеющим детей», определены в ст.1 данного закона и каких-либо исключений не предусмотрено. Финансовое обеспечение выплаты данных пособий осуществляется Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования по Пензенской области, которое просил привлечь к участию в деле. Считает, что Колобой А.С. правильно отказано в назначении пособий, поскольку у нее отсутствует вид на жительство. Кроме того ссылается на прилагаемое разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором высказывается мнение, что одним из условий установления наличия права на государственные пособия для иностранных граждан и лиц без гражданства является наличие постоянного или временного проживания на территории Российской Федерации и обязательного социального страхования данных граждан. Представитель третьего лица - Государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом под расписку, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Колобовой А.С. не признал и пояснил, что Колобова А.С. является гражданской Украины, имеет временную регистрацию в <адрес>, не подлежит обязательному социальному страхованию, считает отказ УСЗН администрации Пензенского района законным. Выслушав истца Колобову А.С., представителя ответчика УСЗН администрации Пензенского района по доверенности Тамонова А.Б. и изучив материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Ст.2,3 Соглашения стран СНГ от 09.09.1994г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», участниками которой являются Российская Федерация и Украина, предусматривают, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания. Настоящее Соглашение распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодательством. Каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицам, имеющим детей. ДД.ММ.ГГГГ Колобова А.С. обратилась в управление социальной защиты Пензенского района с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на сына Колобова ФИО3 Решением № от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Пензенского района отказано Колобовой А.С. в выплате данного пособия из-за отсутствия гражданства РФ либо документа о постоянном месте проживания (вида на жительство). Решением № от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Пензенского района Колобовой А.С. отказано в назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на сына Колобова ФИО3 по тем же основаниям. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком). Согласно ст.17.2 данного федерального закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня рождения ребенка, а ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период. Согласно ст.12.5 указанного закона право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.12.6 данного федерального закона матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву. В силу ст.1 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» действие указанного Федерального закона распространяется на: граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства. Истец Колобова А.С. просит установить факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации в <адрес>, т.к. она с Украины выехала в декабре 2010г., выписалась ДД.ММ.ГГГГ, проживает постоянно в <адрес> с декабря 2010г., другого места жительства на территории России не имеет. Паспортом гражданки Украины Колобовой ФИО1 подтверждается, что она ДД.ММ.ГГГГ выехала на постоянное место жительства в Россию (особые отметки). Отрывными частями бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ пребывала на территории Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ истец вступила в брак с гражданином РФ Колобовым Е.С. на территории России, состояла на учете по беременности в больнице Пензенского района Пензенской области, родила в больнице Российской Федерации сына ФИО3, гражданина России. Адресным листком выбытия подтверждается, что Колобова А. с ДД.ММ.ГГГГ выбыла с Украины из Донецкой области на постоянное место жительства в Россию Пензенскую область. С ДД.ММ.ГГГГ Колобова А.С. имеет вид на жительство в Российской Федерации. Таким образом, в суде установлено, что с декабря 2010г. Колобова А.С. постоянно проживала в Российской Федерации: в <адрес>. Согласно свидетельства о заключении брака Колобова (ФИО1 А.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Колобовым Е.С., гражданином России, ДД.ММ.ГГГГг.р., брак заключен в Российской Федерации. По свидетельству о рождении Колобов ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., его мать - Колобова А.С., отец - Колобов Е.С., ребенок родился в Российской Федерации, в <адрес>. Справкой войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Колобов Е.С. проходит военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Справкой администрации Покрово-Березовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Колобова А.С. проживает в <адрес> с сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.рождения. Истец Колобова А.С. поясняет, что она на период рождения ребенка имела полис обязательного медицинского страхования, состояла на учете по беременности в больнице Кондольского района Пензенской области, получала родовый сертификат. Данные обстоятельства подтверждаются справками ГБУЗ «Пензенская ЦРБ», согласно которых истец Колобова А.С. состояла на учете по беременности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а её сын Колобов ФИО3 с момента рождения наблюдается в данной больнице, а также страховым медицинским полисом обязательного страхования граждан и страховым свидетельством государственного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку Колобова А.С., гражданка Украины, постоянно проживала на территории Российской Федерации с декабря 2010г., имеет ребенка - гражданина Российской Федерации, отец которого проходит военную службу по призыву в вооруженных силах Российской Федерации, имела полис обязательного медицинского страхования, суд считает, что она имела право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с момента начала военной службы отца ребенка, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет со дня рождения ребенка. Кроме того, имея с ДД.ММ.ГГГГ вид на жительство, она имеет право на назначение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с момента начала военной службы отца ребенка, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет со дня рождения ребенка, поскольку возможность обращения за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в течение 6 месяцев после рождения ребенка предусмотрена ст.17.2 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а назначение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, законом не предусмотрено с даты рождения ребенка и не связана с датой обращения за его назначением. Доводы представителей ответчиков и третьего лица, изложенные в письмах и в судебном заседании, о том, что Колобова А.С. не имеет право на получение пособий, поскольку не имеет гражданства России либо вида на жительство, а также и не подлежит обязательному социальному страхованию, несостоятельны по обстоятельствам, указанным выше. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 08.06.2000г. №134-О «По запросу военного суда - войсковая часть 63028 о проверке конституционности абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» указывает, что целями, на достижение которых направлен Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», являются установление для проживающих в Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства (преамбула). Таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Колобовой ФИО1 удовлетворить. Признать за Колобовой ФИО1 право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Признать за Колобовой ФИО1 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. Обязать Управление социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области и Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области назначить Колобовой ФИО1 ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, со дня призыва на военную службу её супруга Колобова ФИО2, т.е. с 22 декабря 2011 года, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет со дня рождения ребенка, т.е. с 6 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кондольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 03.07.2012г.