Дело № 2 - 244 / 2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Междуреченский 25 мая 2010 г.
Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Микрюков И.Е. с участием
помощника прокурора Кондинского района Клочкова С.А.,
представителя третьего лица Миловановой И.В., доверенность № 696/о от 16 ноября 2009 г.,
представителя ответчика Григоренко Е.В., доверенность № 24-2009 от 14 октября 2009 г.,
представителя соответчика Гайдукова А.В., в силу прав по должности,
при секретаре Шестаковой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кондинский район, сельскому поселению Мулымья об обязанности ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кондинского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кондинский район, сельскому поселению Мулымья об обязанности ликвидации несанкционированной свалки.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиком, в полномочия которого входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе отходов, образуемых в сельском поселении Мулымья (п. Мулымья, п. Назарово, с. Чантырья, с. Шаим, д. Ушья, п. Супра), находящегося в границах Кондинского района, не принимает достаточных и эффективных мер по организации утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Проверка несанкционированных свалок сельского поселения Мулымья от 21.07.2009 г. выявила размещение возле населенных пунктов твердых бытовых отходов жизнедеятельности населения (пищевые отходы, ветошь, бой стекла, строительный мусор, древесные остатки, пластиковые бутылки, металлические изделия и прочее), деятельности учреждений, промышленных предприятий и предприятий торговли, медицинских учреждений. На свалке № 1 обнаружены полуразложившиеся трупы животных; на свалках №№ 2, 7, 25 наблюдаются следы слива неочищенных сточных вод в карьерные выемки, имеется характерный аммиачный запах. На обследованных свалках в районе с. Мулымья произведен отбор проб воздуха и почв для проведения количественного химического анализа, пробы почвы на токсичность, пробы отходов для определения класса опасности, результаты исследования которых показали значительное превышение фонового уровня загрязнения почвы в местах несанкционированных свалок по нефтепродуктам в 4,8 раза, по свинцу - 36 раз; определен класс опасности отходов (III и IV классы) брошенных на несанкционированных свалках в районе населенных пунктов сельского поселения Мулымья, произведен расчет ущерба, нанесенного окружающей среде в результате захламления земель отходами производства и потребления, который составил 38 311 653,72 руб.
Прокурор Клочков С.А. в судебном заседании уточнил исковые требования и просит обязать администрацию муниципального образования Кондинский район организовать в сельском поселении Мулымья утилизацию и переработку отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям, в срок до 1 июня 2011 г., а также ликвидировать несанкционированные свалки в районе населенных пунктов сельского поселения Мулымья способами, безопасными для окружающей среды, в срок до 1 сентября 2011 г.
В судебном заседании представитель третьего лица Милованова И.В. заявленные требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Григоренко Е.В. иск не признала и пояснила, что к полномочиям администрации Кондинского района относится организация утилизации бытовых отходов. В непосредственной близости к населенными пунктами сельского поселения Мулымья находится полигон твердых бытовых отходов г. Урая. Между администрацией сельского поселения Мулымья и ОАО «Дорожник» заключены договоры на сбор и вывоз указанных отходов. Имеет место ненадлежащая организация их сбора и вывоза, вследствие этого возникают несанкционированные свалки. Просит в иске отказать.
Представитель соответчика Гайдуков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что администрация сельского поселения Мулымья согласно ст. 3 Устава занимается сбором и вывозом бытовых отходов. Несанкционированные свалки вблизи сельского поселения расположены на землях лесного фонда. Сельское поселение Мулымья не имеет достаточных средств для утилизации бытовых отходов.
Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.В соответствии со ст. 51 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством РФ, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.В силу статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов закреплены в ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".В соответствии со статьей 1 Устава Кондинский район является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наделенным статусом муниципального района, к полномочиям которого согласно п. 14 части 1 статьи 6 Устава отнесены вопросы местного значения по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании установлено, что проведенной 21 июля 2009 г. проверкой выявлены серьезные нарушения природоохранного законодательства, а именно: на несанкционированных свалках сельского поселения Мулымья Кондинского района размещены твердые бытовые отходы от жизнедеятельности населения (пищевые отходы, ветошь, бой стекла, строительный мусор, древесные остатки, пластиковые бутылки, металлические изделия и прочее), деятельности учреждений, промышленных предприятий и предприятий торговли, медицинских учреждений. На свалке № 1 обнаружены полуразложившиеся трупы животных; на свалках №№ 2, 7, 25 наблюдаются следы слива неочищенных сточных вод в карьерные выемки, имеется характерный аммиачный запах. На обследованных свалках в районе с. Мулымья произведен отбор проб воздуха и почв для проведения количественного химического анализа, пробы почвы на токсичность, пробы отходов для определения класса опасности, результаты исследования которых показали значительное превышение фонового уровня загрязнения почвы в местах несанкционированных свалок по нефтепродуктам в 4,8 раза, по свинцу - 36 раз; определен класс опасности отходов (III и IV классы) брошенных на несанкционированных свалках в районе населенных пунктов сельского поселения Мулымья, л.д. 16-32).
Каких-либо доказательств представителем ответчика администрации Кондинского района об устранении нарушений природоохранного законодательства не представлено, какой-либо конкретной работы по организации в сельском поселении Мулымья утилизации и переработки отходов, ликвидации несанкционированных свалок не усматривается.
Таким образом, суд установил, что вышеназванные требования федерального законодательства ответчиком не выполняются, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования Кондинский район организовать в сельском поселении Мулымья:
- утилизацию и переработку отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям, в срок до 1 июня 2011 г.;
- ликвидацию несанкционированных свалок в районе населенных пунктов способами, безопасными для окружающей природной среды, в срок до 1 сентября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: подпись
Копия верна:
И.о. председателя Кондинского
районного суда: Р.В. Назарук