о признании незаконным решения Думы района



Дело № 2-360/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 августа 2010год п. Междуреченский

Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Назарук Р.В.,

с участием прокурора Клочкова С.А.

при секретаре Папуловой Н.В.,

а также представителя ответчика - Думы Кондинского района Злыгостева А.А. по доверенности № 7 от 21.07.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-360 по исковому заявлению Малышева Михаила Викторовича к Думе Кондинского района о признании решения Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» незаконным, в части изменений внесённых в порядок избрания главы Кондинского района, так как данное решение противоречит действующей Конституции РФ, обязании Думы Кондинского района устранить допущенное нарушение прав граждан и внести изменения в устав Кондинского района в соответствии с нормами Конституции РФ в части избрания главы Кондинского района,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Думы Кондинского района № 973 от 27.05.2010г. внесены изменения и дополнения в устав Кондинского района, в том числе в части порядка избрания главы Кондинского района. В соответствии с принятыми изменениями глава Кондинского района будет выбираться «депутатами Думы района из своего состава открытым голосованием».

В заявлении Малышев М.В. указывает, что оспариваемое им решение Думы вынесено с нарушением ряда положений Конституции РФ и нарушает его личные неимущественные права по следующим основаниям. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ гарантирует право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принятыми изменениям в устав Кондинского района он лишён как пассивного, так и активного избирательного права. При действии нового устава он не может избирать главу района и не может баллотироваться на данную должность.

Статья 19 Конституции РФ предусматривает государственную гарантию равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Изменения, принятые в устав Кондинского района, ограничивают его в избирательных правах.

Право избирать и быть избранным является одним из основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а ст. 18 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Решение Думы Кондинского района основано на Федеральном законе № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), но ст. 36 данного Федерального закона, в соответствии с которой принято решение об изменении процедуры избрания главы района, прямо противоречит Конституции РФ, нарушая права граждан. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акт, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Перед принятием обжалуемого решения Комиссией по принятию изменений в устав были проведены публичные слушания и организован сбор подписей «за» и «против» принятия изменения. Результаты публичных слушаний были сфальсифицированы и опубликованы в газете «Кондинский вестник». Оспариваемое решение Думы Кондинского района принято на основании сфальсифицированных результатов публичных слушаний, то есть без учёта мнения населения Кондинского района.

Считая, что данный нормативно-правовой акт, которым установлен иной порядок избрания главы Кондинского района, противоречит Конституции РФ, Малышев М.В. обратился в суд, оформив свои требования исковым заявлением, и просит суд признать решение Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» незаконным в части изменений, внесённых в порядок избрания главы Кондинского района, так как данное решение противоречит Конституции РФ, обязать Думу Кондинского района устранить допущенное нарушение прав граждан и внести изменения в устав Кондинского района в соответствии с нормами Конституции РФ в части избрания главы Кондинского района.

Надлежащим образом, заблаговременно уведомленный о месте и времени рассмотрения дела л.д. 133), Малышев М.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Представитель Малышева М.В. - Моталина Л.Е., допущенная в ходе подготовки дела к слушанию в качестве представителя истца, также в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление об отложении рассмотрения дела в связи со смертью родственника Малышева М.В.

Заслушав мнение сторон по заявлению, суд считает, что принял исчерпывающие меры для обеспечения участия Малышева М.В. при рассмотрении дела. Малышев М.В. и его представитель Моталина Л.Е. не представили суду доказательства, подтверждающие невозможность их участия, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что причины неявки Малышева М.В., указанные в заявлении Моталиной Л.Е., как не подтвержденные соответствующими доказательствами не являются уважительными.

Кроме того, при принятии решения о рассмотрении дела суд руководствуется разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, данными в пункте 9 постановления № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в силу которых правильное определение судом вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Суд приходит к выводу о том, что фактически Малышев М.В. обжалует решение Думы Кондинского района, и его исковое заявление подлежит рассмотрению по правилам глав 25-26 ГПК РФ. В силу ч.1 ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней.

При имеющихся обстоятельствах суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствии Малышева М.В. и его представителя Моталиной Л.Е., не считая при этом нарушенными их права, так как участие в суде является правом, а не обязанностью стороны.

Представитель Думы Кондинского района - Злыгостев А.А., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, с заявленными требованиями не согласился, считая, что оспариваемое заявителем решение Думы Кондинского района, которым внесены изменения и дополнения в устав Кондинского района, не противоречит Конституции РФ и действующему законодательству. Суду пояснил, что решением Думы Кондинского района от 02.06.2005 года № 386 был принят устав Кондинского района, который 08.07.2005 года прошёл регистрацию в Управлении по вопросам местного самоуправления администрации губернатора ХМАО - Югры, регистрационный № 194. Впоследствии указанный устав был зарегистрирован в органах юстиции в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

В соответствии с постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2010 года № 4844 «О поддержке инициативы Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» была одобрена инициатива о внесении изменений в структуру и порядок формирования органов местного самоуправления в ХМАО - Югре и рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры внести изменения в уставы муниципальных образований, в соответствии с которыми глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, глава администрации муниципального образования назначается на должность по контракту по результатам конкурсного отбора.

Решением Думы Кондинского района от 21.04.2010 года № 968 «О проекте решения Думы Кондинского района «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» был одобрен разработанный проект изменений и дополнений в устав Кондинского района, по которому 12.05.2010 года были назначены публичные слушания. Указанное решение было опубликовано в районной общественно-деловой газете «Кондинский вестник» № 17 (877) от 23.04.2010 года.

12 мая 2010 года прошли публичные слушания по проекту решения Думы Кондинского района «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района». Были приняты заявления и письма граждан. Публичные слушания проводились в соответствии с решением Думы № 804 от 24.06.2009 года, которое также было опубликовано в газете № 51 от 03.07.2009 года. По результатам публичных слушаний за изменения и дополнения в устав Кондинского района выступило 1182 человека, против изменений выступило 1157 человек. Большинство жителей Кондинского района одобрило изменения в устав Кондинского района.

Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано (обнародовано) в районной общественно-деловой газете «Кондинский вестник» № 21 (881) от 21.05.2010 года. В данном номере газеты также было опубликовано заключение Комиссии по редакции устава Кондинского района, которым был одобрен и внесен на рассмотрение очередного заседания Думы Кондинского района проект решения Думы Кондинского района «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» (приложение №1 к решению Думы района от 21.04.2010 года № 968). Доводы истца о фальсификации публичных слушаний опровергаются результатами проверки прокуратуры Кондинского района, куда была направлена подписанная группой граждан резолюция акции протеста от 24 мая 2010 года. Проведенной прокуратурой проверкой факты фальсификации публичных слушаний не были подтверждены, а также не было установлено нарушений действующего законодательства РФ, связанных с принятием обжалуемого решения Думы.

Решением Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» были приняты изменения в устав Кондинского района, в том числе касающиеся избрания главы муниципального образования представительным органом из своего состава. После регистрации 28.05.2010 года в органах юстиции вносимых изменений в устав Кондинского района в соответствии с Федеральным законом от 21.05.2010 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 было опубликовано (обнародовано) в районной общественно-деловой газете «Кондинский вестник» № 23 (883) от 04.06.2010 года. При государственной регистрации изменений и дополнений в устав Кондинского района органы юстиции проверяют порядок и содержание изменений. Каких-либо замечаний о незаконности вносимых изменений и дополнений не установлено. По мнению Думы Кондинского района, истцом была неверно истолкована глава 2 Конституции РФ, касающаяся прав и свобод человека и гражданина, без учёта и взаимосвязи с главой 8 Конституции РФ о вопросах местного самоуправления.

Прокурор Клочков С.А. в заключении по гражданскому делу указал суду, что в силу ст. 17, 35 ФЗ № 131 в органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 28 ФЗ № 131 для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания обязательно выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Структура органов местного самоуправления, которая возникла после принятия соответствующих изменений в устав Кондинского района, соответствует положениям ст. ст. 36, 37 ФЗ № 131. При этом исключение прямых выборов главы Кондинского района не может расцениваться как ограничение избирательных прав граждан, т.к. их избирательные права реализуются путем участия в выборах депутатов Думы Кондинского района.

В соответствии с разделом 3 решения Думы Кондинского района от 24.06.2009 г. № 804 «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Кондинский район» публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов могут проводиться в форме слушаний в уполномоченном органе местного самоуправления Кондинского района и (или) в форме общественного обсуждения.

23.04.2010 г. в газете «Кондинский вестник» опубликован проект решения Думы Кондинского района «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» включая Порядок участия граждан в обсуждении указанного Проекта.

В соответствии с Порядком участия граждан в обсуждении Проекта предложения по опубликованному проекту могут вноситься по результатам: проведения собраний (конференций) граждан; массового обсуждения Проекта; проведения публичных слушаний по проекту; предложения по Проекту также могут вноситься: гражданами, проживающими на территории Кондинского района, в порядке индивидуального или коллективного обращения; предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, зарегистрированными и действующими на территории Кондинского района.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на соответствующем уполномоченном органе по проведению публичных слушаний лежит обязанность опубликовать результаты публичных слушаний по проекту (включая все предложения, поступившие от граждан и организаций), при этом ни федеральным законодательством, ни местными муниципальными правовыми актами обязанности публиковать именно протоколы соответствующих публичных слушаний не предусмотрено.

21.05.2010 г. в газете «Кондинский вестник» опубликованы результаты публичных слушаний по Проекту (включая результаты публичных слушаний, прошедших 12.05.2010 г, а также результаты предложений граждан и организаций).

Учитывая, что Порядком участия граждан в обсуждении Проекта предусмотрены различные формы учета предложений по Проекту (выступление на публичных слушаниях, предложения граждан, предложения организаций и т.д.) результаты публичных слушаний отражены в соответствии с поступившими предложениями в зависимости от субъектов их направивших (отдельно отражено мнение граждан, выступавших на публичных слушания 12.05.2010 г., количество письменных предложений граждан, позиция предприятий, учреждений и организаций Кондинского района).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации итоги обсуждения по Проекту, а также решение Комиссии по редакции устава Кондинского района носят рекомендательный характер. Каких-либо искажённых сведений либо фальсификации учёта мнения граждан в указанных документах не имеется и, следовательно, на мнение представительно органа результаты не влияли, поскольку обязательного характера не носили.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» при регистрации уставов муниципальных образований регистрирующий орган в т.ч. проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

В настоящее время указные изменения и дополнения в устав Кондинского района зарегистрированы Управлением министерства юстиции РФ по ХМАО-Югре. Каких-либо замечаний, уведомлений об отказе в регистрации из органов юстиции не поступало.

Учитывая, что порядок избрания главы района прямо предусмотрен федеральным законодательством, а также учитывая, что процедура внесения изменений в устав района была проведена законно, нарушений не имеется, в связи, с чем считает, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать в полном объёме.

Заслушав представителя Думы Кондинского района, полагавшего, что порядок принятия решения Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» не был нарушен, указанное решение Думы соответствует Конституции РФ и ФЗ № 131, заключение прокурора Клочкова С.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Малышева М.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления …. если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу ч.2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно постановлению Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2010 года № 4844 «О поддержке инициативы Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» одобрена инициатива о внесении изменений в структуру и порядок формирования органов местного самоуправления в ХМАО - Югре и рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры внести изменения в уставы муниципальных образований, в соответствии с которыми глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, глава администрации муниципального образования назначается на должность по контракту по результатам конкурсного отбора.

В соответствии со ст. 34 ФЗ № 131 и главой 3 устава Кондинского района структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Кондинский район» составляют: представительный орган муниципального образования - Дума Кондинского района, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Кондинского района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 43 ФЗ № 131 в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренны уставом муниципального образования.

Устав Кондинского района принят в соответствии с требованиями ст. 44 ФЗ № 131 и утвержден Думой Кондинского района 02.06.2005, решение № 386. Устав зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. л.д. 79-80)

Согласно ч.1 ст. 30 устава Кондинского района в систему муниципальных правовых актов Кондинского района входят: устав Кондинского района; правовые акты, принятые на местном референдуме, решения Думы Кондинского района; постановления и распоряжения главы района, иных должностных лиц местного самоуправления Кондинского района, предусмотренных уставом.

Согласно ст. 17 ФЗ № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 35 ФЗ № 131 и п. 1 ч.1 ст. 18 устава Кондинского района в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии со ст. 28 ФЗ № 131 и ст. 12 устава Кондинского района для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания обязательно выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Решением Думы Кондинского района от 24.06.2009 года № 804 «О рассмотрении проекта положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Кондинский района» утверждено положение о порядке организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Кондинский район. Данное решение официально опубликовано в общественно-деловой газете «Кондинский вестник» № 51 от 03.07.2009 года.

Согласно п.п. 1.4, 1.5, 1.5.1 данного положения органами, осуществляющими организацию и проведение публичных слушаний, являются Дума Кондинского района или администрация Кондинского района. На публичные слушания должны вноситься, в том числе и проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

В соответствии с разделом 3 решения Думы Кондинского района от 24.06.2009 г. № 804 «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Кондинский район» публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов могут проводиться в форме слушаний в уполномоченном органе местного самоуправления Кондинского района и (или) в форме общественного обсуждения.

Из содержания протокола № 51 заседания Думы Кондинского района четвёртого созыва от 21.04.2010 года следует, что решение Думы Кондинского района от 21.04.2010 года № 968 «О проекте решения Думы Кондинского района «О внесении изменения и дополнений в устав Кондинского района» принято депутатами в правомочном составе с соблюдением установленного порядка принятия (ч.2 ст. 31 устава Кондинского района), в пределах полномочий Думы Кондинского района (ст. 18 устава Кондинского района).

Проект решения не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений в устав Кондинского района, был официально опубликован 23.04.2010 г. в газете «Кондинский вестник» № 17 (877), включая Порядок участия граждан в обсуждении указанного Проекта.

В соответствии с Порядком участия граждан в обсуждении Проекта предложения по опубликованному проекту могут вноситься по результатам: проведения собраний (конференций) граждан; массового обсуждения Проекта; проведения публичных слушаний по проекту; предложения по Проекту также могут вноситься: гражданами, проживающими на территории Кондинского района, в порядке индивидуального или коллективного обращения; предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, зарегистрированными и действующими на территории Кондинского района.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на соответствующем уполномоченном органе по проведению публичных слушаний лежит обязанность опубликовать результаты публичных слушаний по проекту (включая все предложения, поступившие от граждан и организаций), при этом обязанности публиковать именно протоколы соответствующих публичных слушаний не предусмотрено.

21.05.2010 г. в газете «Кондинский вестник» № 21 (381) от 21.05.2010 года после проведения публичных слушаний опубликованы результаты публичных слушаний по Проекту (включая результаты публичных слушаний, прошедших 12.05.2010 г, а также результаты предложений граждан и организаций).

Так, в разделе «Подведение итогов публичных слушаний» отражена позиция граждан, выступавших на публичных слушаниях 12.05.2010 г. (п.п. 1 -4), изложено мнение граждан, направивших письменные предложения по Проекту (п.п. 5.1., 5.2.), указана позиция предприятий, учреждений и организаций Кондинского района (п.п. 5.1, 5.2.).

Учитывая, что Порядком участия граждан в обсуждении Проекта предусмотрены различные формы учета предложений по Проекту (выступление на публичных слушаниях, предложения граждан, предложения организаций и т.д.), результаты публичных слушаний отражены в соответствии с поступившими предложениями в зависимости от субъектов, их направивших (отдельно отражено мнение граждан, выступавших на публичных слушаниях 12.05.2010 г., количество письменных предложений граждан, позиция предприятий, учреждений и организаций Кондинского района).

Из содержания резолюции акции протеста от 24 мая 2010 года «Против внесения изменений в устав Кондинского района! За честные всенародные выборы главы Кондинского района!» следует, что граждане, подписавшие данную резолюцию, просят отменить фальсифицированные итоги публичных слушаний проекта устава Кондинского района. л.д. 81-83)

Согласно ответу и.о. прокурора Кондинского района следует, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей Кондинского района о нарушении Комиссией по редакции устава Кондинского района законодательства Российской Федерации в части искажения опубликованных сведений о результатах публичных слушаний по проекту решения Думы Кондинского района «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района». По результатам проверки нарушений действующего законодательства не выявлено. л.д. 84)

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Данных о том, что результаты публичных слушаний были в судебном порядке оспорены и признаны недействительными, суду представлено не было. Кроме того, в суде установлено обратное, а именно по факту фальсификации результатов публичных слушаний прокуратурой Кондинского района проводилась проверка, по итогам которой заявителям был дан мотивированный ответ об отсутствии нарушений закона.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доводы Малышева М.В. о фальсификации публичных слушаний необоснованны. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации итоги обсуждения по Проекту, а также решение Комиссии по редакции устава Кондинского района носят рекомендательный характер и не могут влиять на соответствующие решения Думы Кондинского района.

Решением Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» были внесены изменения и дополнения по вопросам муниципальных выборов, организации деятельности Думы района, главы муниципального образования, полномочий главы района, досрочного прекращения полномочий главы района, полномочий главы администрации района, досрочного прекращения полномочий главы администрации района, удаления главы района в отставку и некоторым иным вопросам, в том числе касающимся избрания главы муниципального образования представительным органом из своего состава. л.д. 55-65)

Из содержания протокола № 52 заседания Думы Кондинского района четвёртого созыва от 27.05.2010 года следует, что решение Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» принято депутатами в правомочном составе с соблюдением установленного порядка принятия (ч.2 ст. 31 устава Кондинского района), в пределах полномочий Думы Кондинского района (ст. 18 устава Кондинского района).

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» при регистрации уставов муниципальных образований регистрирующий орган в т.ч. проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

В настоящее время указные изменения и дополнения в устав Кондинского района зарегистрированы Управлением министерства юстиции РФ по ХМАО - Югре. (оборотл.д. 86). Каких-либо уведомлений о незаконности внесения изменений в устав Кондинского района либо отказа в регистрации изменений нет.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Думы Кондинского района издано в пределах компетенции Думы Кондинского района и нарушений при принятии указанного решения не допущено.

Разрешая заявленные требования Малышева М.В. о несоответствии оспариваемого решения Думы Кондинского района требования Конституции РФ, суд приходит к следующему.

Структура органов местного самоуправления, которая возникла после внесения соответствующих изменений в устав Кондинского района, соответствует требованиям ст.ст. 36, 37 ФЗ № 131.

Согласно пункту 1части 2статьи 36 ФЗ № 131 глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Таким образом, ФЗ № 131 установлена возможность избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава.

По мнению заявителя, положение пункта 1части 2статьи 36 ФЗ № 131, допускающее избрание главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, нарушает права граждан, гарантированные Конституцией РФ. Внося изменения в устав Кондинского района, исключая возможность прямых выборов главы Кондинского района, исключаются права гражданина избирать и быть избранным на должность главы Кондинского района посредством прямых выборов.

Однако из Конституции РФ и ФЗ № 131 не следует, что прямые выборы являются единственно правомерным способом получения гражданином РФ полностью полномочий главы муниципального образования, в связи с чем новый порядок избрания главы Кондинского района не может рассматриваться как ограничение конституционного права и, следовательно, как нарушение статей 32 и 55 Конституции РФ, поскольку избирательные права граждан реализуются путем избрания и участия в выборах депутатов Думы Кондинского района.

Что касается представительного органа муниципального образования, формирующегося путём проведения выборов на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, то он в соответствии с ч. 1 ст. 1, ч.1, 2, 3 ст. 3, ст. 12, ст. 130 Конституции РФ является полноправным органом народного представительства и потому принимает все решения, входящие в круг его полномочий, в том числе и решение о наделении полномочиями главы муниципального района, выражая волю населения Кондинского района, отстаивая его интересы.

Таким образом, положения о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями главы района представительным органом муниципального образования из своего состава, не могут рассматриваться как нарушающие необходимые для обеспечения прав и свобод человека и гражданина конституционные принципы, нарушающие баланс полномочий, не нарушают они и закреплённые в Конституции Российской Федерации права граждан участвовать в управлении делами муниципального образования, избирать и быть избранными в органы муниципальной власти и как таковые не противоречат Конституции РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы Малышева М.В. о незаконности решения Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» в части изменений, внесённых в порядок избрания главы Кондинского района, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Малышева Михаила Викторовича к Думе Кондинского района о признании решения Думы Кондинского района от 27.05.2010 года № 973 «О внесении изменений и дополнений в устав Кондинского района» незаконным, в части изменений внесённых в порядок избрания главы Кондинского района, так как данное решение противоречит действующей Конституции РФ, обязании Думы Кондинского района устранить допущенное нарушение прав граждан и внести изменения в устав Кондинского района в соответствии с нормами Конституции РФ в части избрания главы Кондинского района отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 09.08.2010 года.

Федеральный судья Р.В. Назарук