обжалование решения избирательной комиссии



Дело № 2-416/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2010года п. Междуреченский

Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Назарук Р.В.,

с участием прокурора Клочкова С.А.

при секретаре Папуловой Н.В.,

а также заявителя Веретенникова В.В., представителя заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Мортка по выборам депутатов Думы Кондинского района 5 созыва Черной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-416 по жалобе Веретенникова Валерия Владимировича к окружной избирательной комиссии городского поселения Мортка о признании постановления № 14 от 3 сентября 2010 года окружной избирательной комиссии городского поселения Мортка вынесенным с нарушением закона и его отмене, восстановлении нарушенных прав кандидата в депутаты Думы Кондинского района и вынесении решения о регистрации кандидата в депутаты Думы Кондинского района в порядке самовыдвижения,

УСТАНОВИЛ:

Веретенников В.В. обратился в суд с жалобой о признании незаконным постановления № 14 от 03.09.2010 г. избирательной комиссии городского поселения Мортка об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района и его отмене, восстановлении нарушенных прав кандидата в депутаты Думы Кондинского района и вынесении решения о регистрации кандидата в депутаты Думы Кондинского района в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 10.

Требования мотивированы тем, что указанным постановлением ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района в связи с представлением им подписных листов, не соответствующих требованиям Закона ХМАО - Югры № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО). Постановление считает незаконным и подлежащим отмене, вынесенным в нарушение требований Закона ХМАО и Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

27 августа 2010 года им были представлены в избирательную комиссию городского поселения Мортка документы, среди которых были подписные листы. 1 сентября 2010 года состоялось заседание избирательной комиссии, где проводилась проверка сведений, содержащихся в подписных листах и установлено, что в представленных Веретенниковым В.В. подписных листах не были указаны сведения о том, что он является депутатом Думы Кондинского района и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. 2 сентября 2010 года им был представлен в избирательную комиссию второй экземпляр подписных листов для замены. Несмотря на представление им второго пакета подписных листов, 3 сентября 2010 года избирательной комиссией ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района из-за недействительности собранных им подписей в представленных 27 августа 2010 года в избирательную комиссию подписных листах, без учёта представленных для замены 2 сентября 2010 года подписных листов.

В судебном заседании Веретенников В.В. настаивал на удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в ней.

Представитель окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский Черная А.В., действующая на основании доверенности от 07.09.2010 года с полным объёмом прав стороны в процессе, с жалобой Веретенникова В.В. не согласилась, считая её необоснованной.

В подтверждение своих доводов суду пояснила, что п. 2 ст. 3.1 Закона ХМАО устанавливает, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются сведения о кандидате, в том числе, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Как следует из абзаца 4 пп.9 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО, недействительными являются все подписи в подписном листе в случае, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные пунктом 2 ст. 3.1 настоящего Закона. Таким образом, каждый подписной лист представленный Веретенниковым В.В., содержит недействительные подписи в связи с тем, что кандидатом в них не указаны сведения об осуществлении полномочий депутата Думы Кондинского района на непостоянной основе. На основании чего 100% подписей избирателей (28 подписей), представленных в поддержку выдвижения кандидата Веретенникова В.В., были признаны окружной избирательной комиссией недействительными, о чём 1 сентября 2010 года были составлены итоговый протокол и рабочая ведомость проверки подписей. От получения указанных документов Веретенников В.В. отказался, о чём избирательной комиссией был составлен акт. 3 сентября 2010 года избирательная комиссия вынесла постановление № 14, которым кандидату Веретенникову В.В. было отказано в регистрации на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона - недостаточнее количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено законом. Второй экземпляр документов представлен Веретенниковым В.В. в нарушение сроков представления документов и порядка их представления, в нарушение требований ст. 4 Закона ХМАО.

Учитывая изложенное, просит суд отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав пояснения заявителя и представителя избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, суд приходит к следующему.

Решением от 21 июля 2010 года № 1003 Думы Кондинского района на 10 октября 2010 г. назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования Кондинский район пятого созыва.

Решением Думы Кондинского района от 24 июня 2010 года № 995 утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Думы Кондинского района пятого созыва.

19.08.2010г. в окружную избирательную комиссию городского поселения Мортка с документами и заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы Кондинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 обратился Веретенников В.В.

27.08.2010 г. от него поступил первый финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей избирателей и подписные листы.

Веретенниковым В.В. представлено 28 подписей на 6 подписных листах. Все представленные подписи расценены избирательной комиссией как недостоверные (недействительные) в связи с чем, заявителю постановлением от 03.09.2010 г. № 14 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.

Оценивая законность и обоснованность оспариваемого постановления, суд руководствуется следующим.

Согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 38 указанного Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 этого Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.

Пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В силу вышеназванных норм Федерального закона, а также Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 г. N203/1272-4, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная этим Федеральным законом и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Данными нормами не предоставляется право кандидату дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Более того, Федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.

Согласно утвержденной Федеральным законом терминологии, недействительная подпись - это подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. При этом под «законом» понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона ХМАО форма подписного листа устанавливается в соответствии с приложением 3 к настоящему Закону, при этом форма подписного листа должна соответствовать требованиям к его содержанию и оформлению, предусмотренным статьей 3.1 настоящего Закона.

Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона ХМАО при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются сведения о кандидате, в том числе, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа.

Абзацем 4 пп. 9 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО установлено, что недействительными являются все подписи в подписном листе в случае, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные пунктом 2 ст. 3.1 настоящего Закона.

В соответствии с приложением № 3 к Закону ХМАО в числе сведений о кандидате должны быть указаны иные сведения, требуемые законодательством.

Как следует из подписных листов, представленных Веретенниковым В.В. 27 августа 2010 года, и не оспаривается сторонами, участвующими в деле, в числе сведений о Веретенникове В.В. в подписных листах не указаны сведения о нём как о депутате и осуществлении им своих полномочий на непостоянной основе.

Поскольку согласно приложению № 3 к Закону ХМАО в подписных листах должны быть указаны иные сведения, требуемые законодательством, неуказание Веретенниковым В.В. сведений об осуществлении им полномочий депутата на непостоянной основе, не соответствует требованиям закона, является нарушением формы подписного листа.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения Веретенникова В.В. изготовлены с нарушением требований закона, в связи с чем содержащиеся в них подписи являются недействительными.

Ссылка заявителя о возможности внесения изменений и дополнений, а также замены подписных листов, ранее представленных как документов, которые избирательной комиссией признаны оформленными с нарушением закона является несостоятельной, поскольку согласно п. 1.1. ст. 38 Федерального закона кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём за исключением подписных листов с подписями избирателей. Таким образом, закон не предоставляет возможности кандидату представлять новые экземпляры подписных листов.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет. Следовательно, после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них изменений и дополнений, в том числе в целях соблюдения требований к их оформлению, не допускается. После сдачи подписных листов в окружную избирательную комиссию Веретенников В.В. не вправе вносить в них никакие исправления и дописки, а окружная избирательная комиссия неправомочна рассматривать дополнительные подписные листы.

Кроме того, как установлено в суде, представленный Веретенниковым В.В. второй экземпляр подписных листов представлен им в нарушение сроков представления документов и порядка их представления, установленных ст. 4 Закона ХМАО.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона ХМАО для регистрации кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, единовременно представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона.

Таким образом, период, в течение которого следовало представить документы на регистрацию, определен законом, является обязательным для всех участников избирательной кампании. В противном случае был бы нарушен принцип равенства прав всех кандидатов в депутаты Думы Кондинского района.

Второй экземпляр подписных листов был представлен Веретенниковым В.В. за пределами установленного срока (2 сентября 2010 года), поскольку последний день приёма документов являлся 30 августа 2010 года.

Поскольку законодатель не допускает возможности восполнения сведений в подписных листах, после представления их на регистрацию в окружную избирательную комиссию, действия окружной избирательной комиссии по неизвещению кандидата об этих нарушениях не противоречат требованиям избирательного законодательства, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Центральной избирательной комиссии №203/1272-4 от 23 марта 2007 года, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Учитывая изложенное, поскольку достаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, Веретенниковым В.В. предоставлено не было, у избирательной комиссии не имелось оснований для принятия положительного для заявителя решения от 03.09.2010 г., что, соответственно, исключает возможность удовлетворения предъявленных в суд требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Веретенникова Валерия Владимировича к окружной избирательной комиссии городского поселения Мортка о признании постановления № 14 от 3 сентября 2010 года окружной избирательной комиссии городского поселения Мортка вынесенным с нарушением закона и его отмене, восстановлении нарушенных прав кандидата в депутаты Думы Кондинского района, и вынесении решения о регистрации кандидата в депутаты Думы Кондинского района в порядке самовыдвижения отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение пяти дней с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 13.09.2010 года.

Федеральный судья Р.В. Назарук