Дело № 2-415/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2010года п. Междуреченский
Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Назарук Р.В.,
с участием прокурора Клочкова С.А.
при секретаре Папуловой Н.В.,
а также представителя заявителя Малышева М.В., представителя заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский по выборам депутатов Думы Кондинского района 5 созыва Черной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-415 по заявлению Юсупова Валерия Михайловича к окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский об обжаловании действий (решения) избирательной комиссии, признании незаконным и необоснованным протокола № 17 от 02.09.2010 года окружной избирательной комиссии в части отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района, обязании окружной избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом № 17 от 2 сентября 2010 года окружной муниципальной комиссии муниципального образования городского поселение Междуреченский и постановлением № 25 от 2 сентября 2010 года окружная избирательная комиссия муниципального образования городское поселение Междуреченский отказала Юсупову В.М. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Кондинского района по избирательному округу № 6 на основании п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), п.10 ст. 3, п.1 ст. 4 Закона ХМАО от 18.06.2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО) по мотиву представления уведомления о реквизитах специального избирательного счёта позднее основного пакета документов.
Юсупов В.М. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (решения) избирательной комиссии, указывая, что ему необоснованно отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района. Считает выводы комиссии незаконными, поскольку в указанных в протоколе нормах законодательства не значится такого основания для отказа в регистрации кандидата как представление уведомления о реквизитах избирательного счёта позднее основного пакета документов. Кроме того, на основании ст. 6 Закона ХМАО, окружная избирательная комиссия не позднее, чем через десять дней после принятия необходимых для регистрации кандидата документов, обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При рассмотрении представленных документов комиссия огласила протокол, мотивированного решения об отказе в его регистрации не вынесено. Заявитель просит суд признать незаконным и необоснованным протокол № 17 о 02.09.2010 года окружной избирательной комиссии в части отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района по одномандатному избирательному округу № 6 и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района 5 созыва по одномандатному избирательному округу № 6.
В судебном заседании Малышев М.В., представляющий по доверенности интересы Юсупова В.М. с полным объёмом прав стороны в процессе, поддержал доводы заявления, пояснил, что все необходимые документы в избирательную комиссию были представлены. 26 августа 2010 года Юсупов подал документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района, 27 августа Юсуповым был представлен второй пакет документов. 29 августа 2010 года Юсупов В.М. представил в избирательную комиссию уведомление об открытии избирательного счёта. Избирательная комиссия протоколом № 17 отказала Юсупову в регистрации на основании п. 24 ст. 38 Федерального закона. Пункт 24 ст. 38 Федерального закона содержит 16 подпунктов, исходя из протокола Юсупов нарушил все 16 подпунктов данной статьи. Пункт 24 ст. 38 Федерального закона не предусматривает основания для такого отказа как непредставление документа позднее основного пакета документов. Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении недостатков или несоблюдении формы документов извещает об этом кандидата. Никакой информации о выявленных недостатках не доводилось, комиссия преднамеренно не сообщила Юсупову о непредставлении документа. Избирательная комиссия поставила в неравные условия кандидатов от разных политических партий. При обращении за разъяснениям в избирательную комиссию Юсупову не было сообщено, в каком виде необходимо представлять документы. Юсупов документ - уведомление сдал в комиссию 29 августа 2010 года, и по какой причине комиссия не рассматривала данный документ непонятно. Комиссия ссылается на Закон ХМАО, но в связи существенными противоречиями должен применяться Федеральный закон № 67-ФЗ. Само решение на основании ст. 6 Закона ХМАО не выносилось, следовательно, нарушены права Юсупова на обжалование решения. Постановление № 25 от 02.09.2010 года представленное в суд, оформлено позже, чем было принято об отказе заявителя в регистрации в качестве кандидата. Просит суд признать незаконным и необоснованным протокол № 17 от 02.09.2010 года окружной избирательной комиссии в части отказа в регистрации Юсупова В.М. в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района по одномандатному избирательному округу № 6 и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района 5 созыва по одномандатному избирательному округу № 6.
Представитель окружной муниципальной комиссии муниципального образования городского поселения Междуреченский Черная А.В., действующая на основании доверенности от 07.09.2010 года с полным объёмом прав стороны в процессе, с заявлением Юсупова В.М. не согласилась, считая его необоснованным.
В подтверждение своих доводов суду пояснила, что 26 августа 2010 года от кандидата Юсупова В.М. поступили документы на выдвижение, 27 августа 2010 года от Юсупова В.М. в комиссию поступили документы на регистрацию. Как того требует Закон ХМАО 26 и 27 августа 2010 года, все поступившие документы были комиссией приняты и оформлены справками (подтверждениями) о принятии документов. В справки не вносят сведения о позже представленных в избирательную комиссию документах, при этом комиссия не вправе отказать в принятии документов. 29 августа 2010 года от Юсупова В.М. поступило уведомление об открытии избирательного счёта, которое согласно п. 1.1 ст. 8 Закона ХМАО является необходимым документом для регистрации. Согласно п. 2.1 ст. 6 Закона ХМАО решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их предоставления и (или) не отражённые в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются. 2 сентября 2010 года комиссией было установлено, что уведомление представлено Юсуповым с нарушением установленных сроков и порядка. Учитывая, что уведомление является необходимым документом, Юсупову было отказано в регистрации в качестве кандидата. Протокол был вынесен, постановление об отказе в регистрации тоже было вынесено, но не вручено, в данном случае нарушена процедура вручения постановления, но на существо принятого решения данные нарушения не могут влиять.
Свидетель К. в суде показал, что 7 августа 2010 года состоялось окружная конференция политической партии «Справедливая Россия» на котором было принято решение о выдвижении Юсупова В.М. от партии на выборы депутатов Думы Кондинского района. Со стороны Юсупова была допущена техническая ошибка при представлении документов и своевременно не было представлено уведомление об открытии избирательного счёта. 29 августа 2010 года Юсупов представил в избирательную комиссию необходимый документ. Однако при рассмотрении документов в регистрации Юсупову было отказано из-за отсутствия уведомления об открытии избирательного счёт, несмотря на то, что уведомление было представлено до момента рассмотрения документов. Избирательная комиссия представила некоторым кандидатам бланки, однако впоследствии было выяснено, что эти бланки не соответствуют законодательству и недействительны. Комиссия заведомо ввела в заблуждение кандидатов о необходимых бланках. Он присутствовал на комиссии 2 сентября 2010 года, его зарегистрировали в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района, однако постановления о вынесенном решении избирательной комиссии не выносилось. Считает, что у избирательной комиссии при регистрации документов было предвзятое отношение к кандидатам, выдвигавшимся не от партии «Единая Россия».
Свидетель М. в суде показал, что кандидатам в депутаты не от партии «Единая Россия» были предоставлены бланки, не соответствующие действующему законодательству. Никакой информации о регистрации избирательная комиссия не давала. Ему также отказали в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района, однако постановления об отказе в регистрации он не получил.
Прокурор Клочков С.А. в заключении по гражданскому делу указал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что Юсуповым 27 августа 2010 года был подан пакет документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района, соответствующее уведомление об открытии избирательного счёта представлено не было. Оно представлено Юсуповым позже - 29 августа 2010 года. В данном случае кандидатом не был представлен документ, предусмотренный окружным избирательным законодательством, являющийся обязательным для регистрации в качестве кандидата в депутаты районной Думы. Полагает, что кандидатом была нарушена процедура представления необходимых документов, в связи с чем, избирательной комиссией обоснованно отказано в регистрации Юсупову В.М. в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района.
Выслушав пояснения представителя заявителя и представителя избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Решением от 21 июля 2010 года № 1003 Думы Кондинского района на 10 октября 2010 г. назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования Кондинский район пятого созыва.
Решением Думы Кондинского района от 24 июня 2010 года № 995 утверждена схема избирательных округов.
26 августа 2010 года в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Думы Кондинского района по одномандатному избирательному округу № 6 (далее - ОИК № 6) от кандидата Юсупова В.М. поступили документы, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, о чём ОИК № 6 была составлена справка о приёме документов на выдвижение кандидата, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с требованиями п. 10 ст. 3 Закона ХМАО поступление в избирательную комиссию документов для выдвижения кандидата оформляется справкой (подтверждением) о приеме документов для выдвижения кандидата в письменной форме.
27 августа 2010 года в ОИК № 6 от кандидата Юсупова В.М. поступили документы для регистрации кандидата и оформлены справкой (подтверждением) о приёме документов для регистрации кандидата, что сторонами не оспаривается.
Согласно абз. 2 п.1 ст. 4 Закона ХМАО поступление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата или документов, представляемых на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, оформляется справкой (подтверждением) о приеме документов для регистрации кандидата в письменной форме в порядке, предусмотренном для справки (подтверждения) о приеме документов для выдвижения кандидата, установленном пунктом 9 статьи 3 настоящего Закона.
В силу п. 10 ст. 3 Закона ХМАО в справку (подтверждение) не вносятся сведения о документах, представленных после ее оформления и подписания комиссией и кандидатом, а равно о документах, представленных неодновременно с заявлением о согласии баллотироваться, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона, при этом комиссия не вправе отказать кандидату в принятии таких документов.
Согласно п. 1.1 ст. 8 Закона ХМАО о создании своего избирательного фонда (открытии избирательного счета) кандидат обязан уведомить избирательную комиссию, представив вместе с иными документами для регистрации кандидата собственноручное письменное уведомление об этом, которое является необходимым для регистрации документом.
Согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 этого Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В силу вышеназванных норм Федерального закона, а также Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 г. N203/1272-4, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная этим Федеральным законом и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Данными нормами не предоставляется право кандидату дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Более того, Федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
В силу п. 2.1 ст. 6 Закона ХМАО решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и настоящим Законом сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются.
В суде установлено и не оспаривается сторонами, что 29 августа 2010 года Юсуповым было представлено уведомление об открытии избирательного счёта уже после сдачи документов 27 августа 2010 года.
2 сентября 2010 года состоялось заседание окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский и было принято решение об отказе в регистрации кандидата Юсупова В.М. на основании п. 24 ст. 38 Федерального закона.
Суд отклоняет как не соответствующий закону довод представителя заявителя о том, что отсутствия документа не было, поскольку последний был представлен в избирательную комиссию позже, поскольку данный документ был представлен не с иными документами 27 августа 2010 года в нарушение установленного Законом ХМАО порядка его представления и не отражен в соответствующих справках (подтверждениях).
Согласно п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием отказа в регистрации кандидата.
Поскольку в п. 24 ст. 38 Федерального закона в качестве самостоятельных оснований для отказа в регистрации кандидата делается ссылка на отсутствие этих документов (п.п. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ), суд приходит к выводу, что отсутствие документов, необходимых для представления вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, которое не связано с другим самостоятельным основанием - отсутствием в документах необходимых сведений.
Ссылка представителя заявителя о том, что в период сдачи документов к заявителю и иным кандидатам в депутаты Думы Кондинского района предвзято относились, не разъясняя им о необходимости представления необходимых документов, является субъективным мнением представителя заявителя и свидетелей и на существо рассматриваемого спора не влияет.
Ссылка представителя заявителя о нарушении избирательных прав Юсупова невручением ему постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты является обоснованной, поскольку в суде установлено, что постановление № 25 от 2 сентября 2010 года действительно не было выручено Юсупову 2 сентября 2010 года.
Однако в суде установлено, что Юсуповым был получен протокол № 17 заседания избирательной комиссии, из которого следовало, что в регистрации Юсупову в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района отказано. Суд приходит к выводу, что в данном случае избирательной комиссией нарушена процедура вручения постановления кандидату в депутаты Думы Кондинского района, но на существо принятого решения избирательной комиссии данное нарушение не может влиять, что также не повлекло нарушение пассивного избирательного права Юсупова В.М.
Поскольку всех документов, необходимых для регистрации кандидата, Юсуповым В.М. предоставлено не было, у избирательной комиссии не имелось оснований для принятия положительного для заявителя решения от 02.09.2010 г., что, соответственно, исключает возможность удовлетворения предъявленных в суд требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Юсупова Валерия Михайловича к окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский об обжаловании действий (решения) избирательной комиссии, признании незаконным и необоснованным протокола № 17 от 02.09.2010 года окружной избирательной комиссии в части отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района, обязании окружной избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение пяти дней с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 13.09.2010 года.
Федеральный судья Р.В. Назарук