Дело № 2- 413 /2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Междуреченский 10 сентября 2010 г.
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего Микрюкова И.Е.
при секретаре Загородниковой Н.В.
с участием
заявителя Малышева В.М., его представителя Малышева М.В., действующего по устному заявлению,
представителя окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский Черной А.В., доверенность от 7 сентября 2010 г.,
помощника прокурора Кондинского района Клочкова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малышева Виктора Михайловича о признании действительными подписей избирателей в подписных листах, признании незаконными протоколов окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский (далее - избирательная комиссия), обязании избирательной комиссии зарегистрировать Малышева В.М. в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением избирательной комиссии от 5 сентября 2010 г. № 33 отказано в регистрации Малышева В.М. кандидатом в депутаты Думы Кондинского района по одномандатному избирательному округу № 7 по основаниям подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), п. 2 ст. 6 Закона Ханты-Мансийского АО от 18 июня 2003 г. № 35-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон ХМАО № 35-оз) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Малышев В.М. обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что 25 августа 2010 г. им в избирательную комиссию в порядке самовыдвижения были поданы все необходимые документы, оформленные надлежащим образом, законных оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Думы Кондинского района не имеется.
В судебном заседании заявитель пояснил, что на основании протокола окружной избирательной комиссии № 20 от 3 сентября 2010 г. признаны не соответствующими требованиям избирательного законодательства подписи избирателей в подписных листах № 1, № 7, так как в них не указана дата выдачи паспорта лица, осуществившего сбор подписей избирателей.
Протоколом избирательной комиссии № 33 от 5 сентября 2010 г. ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Кондинского района по одномандатному избирательному округу № 7. При этом в нарушение п. 1 ст. 6 Закона ХМАО № 35-оз избирательной комиссией не выдана копия мотивированного решения об отказе регистрации кандидатом, что лишает его возможности обжаловать данное решение.
Указывает, что избирательная комиссия необоснованно признала не соответствующими действующему законодательству подписи избирателей в подписных листах № 1, № 7.
Представитель заявителя Малышев М.В. полагает, что избирательной комиссией при подсчете необходимого для регистрации в качестве кандидата количества достоверных подписей избирателей нарушены положения подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Представитель избирательной комиссии Черная А.В. заявленные требования не признала и пояснила, что заявитель представил в избирательную комиссию подписные листы № 1 и № 7, не соответствующие требованиям закона, поскольку в них не указана дата выдачи паспорта лица, осуществившего сбор подписей, Малышева В.М.
Данные обстоятельства, по мнению представителя избирательной комиссии, являются нарушением закона, что служит основанием для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты.
Выслушав объяснения заявителя, представителя избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Как установлено из объяснений представителя избирательной комиссии Черной А.В. протокол № 33, в котором отражено решение комиссии об отказе Малышеву В.М. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Кондинского района, был оглашен 5 сентября 2010 г., незамедлительно после заседания избирательной комиссии. Заявитель присутствовал при оглашении, копию протокола получил лично и, следовательно, достоверно знал о принятом комиссией решении, что позволяло ему воспользоваться своим правом на обжалование данного решения, что им и сделано путем подачи в суд настоящего заявления.
В связи с изложенным суд не может принять доводы заявителя о лишении его избирательной комиссией права обжалования соответствующего решения невыдачей этого решения.
Рассматривая требования о признании незаконными и необоснованными протоколов избирательной комиссии № 20 от 3 сентября 2010 г. и № 33 от 5 сентября 2010 г. суд не находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 8. ст. 3.1 Закона ХМАО № 35-оз подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.
В подписных листах № 1, № 7, представленных в избирательную комиссию Малышевым В.М., осуществлявшим сбор подписей, не указана дата выдачи паспорта.
В соответствии с положениями абзаца 7 подп. 9 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО № 35-оз недействительными являются все подписи в подписном листе в случаях, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные пунктом 8 ст. 3.1 данного Закона.
Доводы заявителя о том, что неуказание в подписном листе даты выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей, не может служить основанием для признания подписей недействительными, так как им в избирательную комиссию представлен список лиц, осуществляющих сбор подписей, с нотариально удостоверенными сведениями о них, несостоятелен.
Согласно п. 5 ст. 3.1 Закона ХМАО № 35-оз список лиц, осуществляющих сбор подписей, является документом для регистрации кандидата в депутаты. Его представление в избирательную комиссию не освобождает кандидата от обязанности оформления подписных листов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, подписи 1, 2, 3, 4, 5 в подписном листе № 1, подпись 1 в подписном листе № 7 обосновано признаны избирательной комиссией недействительными.
Как установлено из объяснений представителя избирательной комиссии Черной А.В. и не оспаривается заявителем, избирательной комиссией в строке 5 подписного листа № 2 подпись избирателя также была признана недействительной.
Таким образом, для регистрации кандидатом в депутаты Думы Кондинского района Малышевым В.М. представлено 7 недействительных подписей избирателей.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно решению Думы Кондинского района от 24 июня 2010 г. № 995 на территории одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Думы Кондинского района зарегистрировано 1383 избирателя. Таким образом, количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет: 1383 х 2% = 27,66, то есть 28 подписей.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 3 Закона ХМАО № 35-оз количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, на 4 подписи.
Таким образом, максимальное количество представляемых подписей по одномандатному избирательному округу № 7 равно 32 подписям.
Согласно подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из проверочной ведомости л.д. 8), в избирательную комиссию заявителем представлена 31 подпись избирателей. Из них недействительными признаны 7 подписей. Следовательно, действительными избирательной комиссией являются 24 подписи избирателей, что меньше количества подписей (28), необходимых для регистрации кандидата в депутаты Думы Кондинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.
Данный вывод подтверждается и расчетом: 7 подписей х 100% : 31 подпись = 22,58%, то есть процент недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, составляет более 10% (подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ). Таким образом, достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата.
Что касается доводов заявителя о том, что при обнаружении недостатков в представленных в избирательную комиссию документах последняя обязана была уведомить об этом кандидата для своевременного устранения им выявленных недостатков, но не выполнила этого, суд находит их необоснованными.
Согласно п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Таким образом, действующее избирательное законодательство прямо указывает на отсутствие у кандидата права изменять какие-либо сведения в подписных листах, а также не предоставляет возможности кандидату представлять новые подписные листы.
Об этом же разъяснено в пункте 1 постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 г. № 203/1272-4.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Малышева М.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Малышева Виктора Михайловича о признании действительными подписей избирателей в подписных листах, признании незаконными протоколов окружной избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Междуреченский, обязании избирательной комиссии зарегистрировать Малышева В.М. в качестве кандидата в депутаты Думы Кондинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья: