О взыскании пенсии за выслугу лет, выходного пособия, суммы индексации



Дело № 2- 369 / 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Междуреченский 27 октября 2010 г.

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:

председательствующего Микрюкова И.Е.

при секретаре Шестаковой Г.Г.,

с участием

представителя истца Калабиной Г.И., доверенность от 9 августа 2010 г.,

представителя ответчика Ганина М.В., доверенность № 11-2010 от 1 февраля 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калабина Петра Савельевича к администрации Кондинского района о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, выходного пособия, суммы индексации взысканных судом денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с вышеназванным иском к ответчику.

В предварительном судебном заседании истец размер исковых требований увеличил. Просил взыскать с ответчика невыплаченную пенсию за выслугу лет в соответствии с фактическим с увеличением размера денежного содержания по должности главы городского поселения Мортка в сумме, установленной судом, выходное пособие в размере шести размеров месячного денежного содержания по указанной должности в размере ... руб., суммы индексации в связи с несвоевременной выплатой пенсии, присужденной решением Кондинского районного суда от 15 ноября 2009 г. в размере ... руб., для чего заявил ходатайство о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы.

В судебном заседании представитель истца Калабина Г.И. исковые требования уточнила и просила взыскать с ответчика невыплаченную пенсию за выслугу лет согласно расчету эксперта в размере ... руб., сумму индексации взысканных судом денежных средств в размере ... руб., расходы на проведение судебной экспертизы в сумме ... руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб.

Истец в суд не явился. О причинах неявки не сообщил, с просьбой о рассмотрении дела без своего участия не обращался. О времени и месте судебного заседания извещен. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в его отсутствие.

Представитель ответчика Ганин М.В. с требованием о взыскании инфляционных потерь согласился согласно расчету эксперта в размере ... руб. С остальными требованиями не согласен. Представил расчет невыплаченной Калабину П.С. пенсии за выслугу лет, выполненный по заказу ответчика специалистом пенсионного органа в Кондинском районе, и не возражает в удовлетворении данного требования в размере ... руб. Во взыскании остальной суммы по экспертному заключению просит отказать, указывая, что экспертом неправомерно приняты во внимание расчетные листки по заработной плате действующего главы городского поселения Мортка, поскольку в них указаны все фактические выплаты, тогда как необходимо было учитывать выплаты, предусмотренные Порядком назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кондинском районе (утв. решением Думы Кондинского района от 17 сентября 2009 г. № 811 с изменениями и дополнениями).

Далее представитель ответчика пояснил, что должность, которую занимал истец до увольнения с муниципальной службы, не является выборной муниципальной должностью, в связи с чем требование о взыскании выходного пособия в сумме 6 месячных размеров денежного содержания по должности главы городского поселения Мортка удовлетворению не подлежит, поскольку данная выплата распространяется на лиц, увольняющихся с выборной муниципальной должности.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих федеральным законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Как установлено судом в решении от 15 октября 2009 г., Калабин П.С. имеет стаж муниципальной службы 22 года 9 месяцев 4 дня.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 20 июля 2007 г. № 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается представительным органом муниципального образования. Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.

Решением Думы Кондинского района от 17 сентября 2009 г. № 811 установлен Порядок, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения (пенсии за выслугу лет) муниципальных служащих Кондинского района с последующими изменениями (решения районной Думы от 15.10.2009 г. № 851, от 14.04.2010 г. № 958). Этим же решением отменен Порядок, определявший вопросы пенсионного обеспечения по решению Думы Кондинского района от 14 июня 2006 г. № 155, в соответствии с которым Калабину П.С. был рассчитан первоначальный размер пенсии за выслугу лет.

Из материалов дела следует, что с 3 декабря 1992 г. истец работал главой администрации пос. Мортка и 6 ноября 1996 г. был освобожден от занимаемой должности муниципальной службы в связи с окончанием срока полномочий.

В соответствии с п. 4.1.1 названого решения районной Думы размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность муниципальной службы, муниципальной должности исчисляется из его среднемесячной заработной платы по соответствующей должности за последние 12 полных месяцев, предшествовавших дню её прекращения либо дню, достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 4.1.3 данного решения размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 0,8 месячного денежного содержания по замещаемой должности.

При этом денежное содержание состоит из ежемесячного оклада денежного содержания, включающего в себя: должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы, за выслугу лет и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в работе (персональной); 0,8 ежемесячного денежного поощрения л.д. 87, 88).

Данное решение Думы района вступает в действие после его официального опубликования, кроме п. 1.9 дополнения от 14.04.2010 г. № 958 к решению, которое вступает в силу с 1 января 2010 г. и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты л.д. 88, 89).

Таким образом, новые условия исчисления пенсии за выслугу лет распространяются на Калабина П.С. за исключением условий, предусмотренных п. 1.9 дополнения от 14.04.2010 г. № 958, перечисляющих состав денежного содержания для расчета пенсии, поскольку правоотношения по назначению пенсии истцу возникли в период действия решения Думы Кондинского района от 14 июня 2006 г. № 155.

В соответствии с п. 6.1 решения Думы района № 851 перерасчет пенсии за выслугу лет производится также в случае изменения денежного содержания лиц, замещавших муниципальные должности, и лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы л.д. 80).

Согласно п. 6.5 названного решения Думы в случае отсутствия соответствующей должности муниципальной службы в перечне муниципальных должностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры перерасчет пенсии производится исходя из размера месячного фонда оплаты труда согласно штатному расписанию по аналогичной должности в органах местного самоуправления муниципального образования.

В целях соблюдения вышеназванных условий для определения размера невыплаченной истцу пенсии за выслугу лет судом истребованы расчетные листки оплаты труда по должности действующего главы городского поселения Мортка, аналогичной той, которую истец занимал до увольнения с муниципальной службы.

Согласно приложению 1 к решению Думы Кондинского района от 14 апреля 2010 г. № 958 средний заработок для определения размере пенсии за выслугу лет исчисляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации л.д. 90).

В соответствии с п. 2 Положения об особенностях исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, для расчёта среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся и премии.

Таким образом, для определения размера невыплаченной истцу пенсии экспертом правомерно приняты расчетные листки действующего главы городского поселения Мортка за период с октября 2009 г. по август 2010 г., поскольку в них отражены фактически произведенные выплаты по заработной плате относительно данной должности, учитываемые для исчисления среднего заработка в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ, исходя из которого определяется размер муниципальной пенсии.

По делу была проведена судебно-бухгалтерская экспертиза. Оценивая заключение эксперта, суд находит, что экспертиза проведена полно и всесторонне. Анализируя расчеты эксперта, суд признает их обоснованными, а экспертное заключение - достоверным доказательством и в совокупности с другими доказательствами по делу принимает в основу решения, поскольку судебная экспертиза выполнена квалифицированным специалистом, имеющим высшее экономическое образование и длительный стаж работы в должности старшего бухгалтера.

В связи с изложенным суд находит несостоятельными утверждения представителя ответчика о неправильности расчетов эксперта.

Из представленных в материалы дела штатных расписаний за 2009 г. и 2010 г. л.д. 22, 23) усматривается увеличение денежного содержания главы городского поселения Мортка за счет секретной надбавки 10%. Однако из анализа расчетных листков по заработной плате главы данного поселения видно, что фактического повышения денежного содержания в указанный период не было.

При таких обстоятельствах для определения невыплаченной истцу пенсии за выслугу лет экспертом правомерно приняты размеры пенсии, установленные вступившим в законную силу решением Кондинского районного суда от 15 октября 2009 г.

Согласно приложению 2 к экспертному заключению Калабину П.С. причитается невыплаченная пенсия за выслугу лет в сумме ... руб. л.д. 202).

Суд не может принять для настоящего решения расчет ответчика о сумме невыплаченной Калабину П.С. муниципальной пенсии в размере ... руб., поскольку в нарушение ст. 139 Трудового кодекса РФ расчет выполнен без учета всех предусмотренных системой оплаты труда и решением районной Думы о денежном содержании видов выплат. Данный вывод следует из сравнения выплат, указанных в расчетных листках по заработной плате действующего главы городского поселения Мортка, и выплат, учтенных ответчиком в представленном расчете.

Рассматривая требование о взыскании выходного пособия в размере 6 размеров месячного денежного содержания по должности главы городского поселения Мортка в сумме ... руб., суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что должность, которую занимал истец до увольнения с муниципальной службы, не являлась выборной муниципальной должностью, в связи с чем в удовлетворении данного требования надлежит отказать, поскольку указанная выплата распространяется на лиц, увольняющихся с выборной муниципальной должности (п. 5.1 решения Думы Кондинского района от 17 сентября 2009 г. № 811 с изменениями от 15 октября 2009 г., 14 апреля 2010 г.).

Данный вывод суда подтверждается материалами дела.

Как видно из представленных материалов, с 3 декабря 1992 г. по 6 ноября 1996 г. Калабин П.С. работал главой администрации п. Мортка Кондинского района л.д. 11-оборот). Он не мог быть избран на указанную муниципальную должность, поскольку с 10 сентября 1992 г. по 2 октября 1994 г. действовал Указ Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. "О порядке назначения глав администраций", согласно п. 3 которого главы администраций нижестоящих административно-территориальных единиц назначались главами районов и городов с районным делением л.д. 134). Об этом же свидетельствуют материалы дела о назначении предшественника истца на должности главы администрации Морткинской территории Дорджиева В.М. л.д. 137, 214-оборот) и самого Калабина П.С. л.д. 119).

Что касается требования о взыскании суммы индексации в связи с несвоевременной выплатой пенсии, присужденной решением Кондинского районного суда от 15 ноября 2009 г., суд приходит к следующему.

Юридическая энциклопедия трактует понятие "индексация" как экономический механизм, направленный на поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан исходя из уровня инфляции.

Длительное неисполнение ответчиком судебного постановления по выплате истцу присужденной суммы привело к утрате денежными средствами покупательной способности, а потому они подлежат индексации в порядке ст. 208 ГПК РФ.

Суд принимает в основу решения расчет эксперта, согласно которому сумма индексации составляет ... руб. Представитель ответчика Ганин М.В. с расчетом эксперта согласен, данное требование признает в указанном размере.

В остальной части данного требования надлежит отказать в связи с неправильным применением истцом значения уровня инфляции за искомый период (28,6% вместо 2,86%).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ истцу присуждаются расходы по оплате судебной экспертизы в сумме ... руб., государственной пошлины - в размере ... руб.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере ... руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Кондинского района в пользу Калабина Петра Савельевича невыплаченную пенсию за выслугу лет в размере .... руб., сумму индексации взысканных судом денежных средств в размере ... руб., расходы на проведение судебной экспертизы в сумме ... руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации Кондинского района государственную пошлину в бюджет муниципального образования Кондинский район в размере в размере ... руб. ...

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Кондинский районный суд.

Судья: подпись