Дело № 2 - 506 / 2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 ноября 2010 г. п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего Микрюкова И. Е.,
при секретаре Шестаковой Г. Г.,
с участием
представителя истца Амосовой М. А., доверенность от 25 октября 2010 г.,
представителя ответчика открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» Сабанина Е. О., доверенность № 22 от 21 декабря 2009 г.,
представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Кондинского района Скляровой Ю. А., доверенность от 17 ноября 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амосова Алексея Викторовича к Департаменту жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о взыскании субсидии на строительство жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к Управлению по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Кондинского района (далее - Управление), указывая, что 24 августа 2006 г. оформил ипотечный кредит для строительства индивидуального жилого дома в п. Междуреченском Кондинского района Тюменской области как участник жилищной программы, предусмотренной Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 г. №103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы".
В сентябре 2008 г. из бюджета автономного округа ему была предоставлена субсидия на двоих детей в размере ... руб., которая была перечислена на банковский счет для погашения ипотечного кредита. С суммой субсидии не согласен, указывая, что она исчислена неправильно, исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей жилой площади строящегося жилья в размере ... руб., тогда как размер субсидии нужно было определять исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной органом местного самоуправления, которая в 3 квартале 2008 г., при постановке его семьи на учет в качестве молодой семьи, имеющей детей, составляла ... руб. Полагает, что ему недоплачена государственная поддержка в размере ... руб.
Истец, представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора администрации Кондинского района просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчика Департамента жилищной политики ХМАО - Югры, третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) (далее - Сбербанк России) в суд не явились. О причинах неявки не сообщили. О времени и месте судебного заседания извещены. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.
С согласия представителя истца ненадлежащий ответчик по делу Управление заменен ответчиками: Департаментом жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, открытым акционерным обществом «Ипотечное агентство Югры» (далее - ОАО «Ипотечное агентство Югры»).
В развитие федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы принят Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 г. №103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (далее - Закон ХМАО № 103-оз), участником которой стала семья истца.
Согласно названному Закону орган исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры формирует списки молодых семей - участников предусмотренных Законом подпрограмм, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья, планирует денежные средства и перечисляет их соответствующим получателям.
Пунктом 1 распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 26 сентября 2006 г. № 391-рп "О реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" определен координатор подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в лице Комитета по молодежной политике ХМАО - Югры, на который были возложены обязанности по организации мероприятий, предусмотренных названной подпрограммой (л. д. 201 - 202).
В связи с реформированием структуры исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением губернатора ХМАО - Югры от 29 июля 2010 г. № 142 правопреемником Комитета по молодежной политике автономного округа определен Департамент жилищной политики ХМАО - Югры в части исполнения функций в жилищной сфере л.д. 194). В соответствии с п. 1, п. 6.3.3, п. 6.3.4. Положения о Департаменте жилищной политики ХМАО - Югры последний осуществляет участие в реализации долгосрочных целевых программ автономного округа, а также федеральных долгосрочных целевых программ в установленной сфере, в том числе в части предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (л. д. 195 - 200).
Вывод о надлежащем правопреемнике по реализации долгосрочных целевых программ в жилищной сфере в лице Департамента жилищной политики ХМАО - Югры следует также из анализа положений п. 15 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз.
Таким образом, Департамент жилищной политики ХМАО - Югры определен органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченным осуществлять предоставление субсидий на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также в рамках подпрограмм, предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз, и является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п. 15.1 ст. 10, п. 4 ст. 18 Закона ХМАО № 103-оз органом исполнительной власти автономного округа на основании государственного контракта № 1у от 11 января 2010 г. исполнителем для оказания услуг по реализации подпрограмм названного Закона привлечено ОАО «Ипотечное агентство Югры».
Администрация Кондинского района, Управление, Сбербанк России привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца Амосова М. А. исковые требования поддержала и пояснила, что для расчета субсидии необходимо было принимать нормативную стоимость 1 кв.м общей жилой площади, утвержденную органом местного самоуправления на 3 квартал 2008 г. в размере ... руб.
Представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Сабанин Е. О. в удовлетворении заявленных требований просит отказать, указывая, что согласно первоначальному заявлению от 27 июля 2006 г. истец является участником подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» Закона ХМАО № 103-оз, и ему как работнику бюджетной сферы муниципального образования Кондинский район ежемесячно на период действия ипотечного кредита оказывается государственная поддержка в виде компенсации процентной ставки по кредиту на строительство жилья в соответствующем размере. Настоящим иском Амосов А. В. просит взыскать субсидию в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Закона ХМАО № 103-оз, для чего, полагает представитель ответчика, оснований не имеется, так как на момент постановки на учет возраст супругов превышал 30 лет, как допустимый возраст по условиям подпрограммы. Справка - подтверждение Управлением для постановки семьи Амосовых на учет в качестве молодой семьи в ОАО «Ипотечное агентство Югры» не представлялась. Полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона ХМАО № 103-оз истец не может быть одновременно участником нескольких подпрограмм.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Склярова Ю. А. дала суду аналогичные объяснения, дополнив их тем, что размер предоставленной истцу субсидии на приобретение жилья рассчитан правильно, исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей жилой площади строящегося жилья в размере ... руб. в размере ... руб., которые и перечислены истцу на двоих детей. В иске просит отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в силу следующего.
В Российской Федерации принята и реализуется федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей".В развитие федеральной целевой программы принят Закон ХМАО № 103-оз, составными частями которого являются следующие подпрограммы, направленные на решение задач, поставленных настоящей программой, в том числе подпрограмма 2 "Доступное жилье молодым", подпрограмма 4 "Ипотечное жилищное кредитование", устанавливающие основания и порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, а также оказание финансовой поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, при получении ипотечного жилищного кредита.
24 августа 2006 г. Сбербанк России и Амосов А. В. заключили договор ипотечного кредитования на .... руб. (л. д. 8 - 12). Кредит предоставлен для строительства индивидуального жилого дома в п. Междуреченском Кондинского района Тюменской области. На день рассмотрения дела в суде жилой дом введен в эксплуатацию (л. д. 163 - 177).
Из объяснений представителей сторон установлено, что истцу в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 18, п. 4 ст. 18.1 подпрограммы 4 "Ипотечное жилищное кредитование" Закона ХМАО № 103-оз оказывается государственная поддержка в виде компенсации части процентной ставки по ипотечному кредиту на строительство жилья в размере 5 % годовых путем ежемесячного перечисления банку соответствующих сумм.
В связи с внесенными 5 июня 2008 г. в Закон ХМАО № 103-оз изменениями молодыми семьями в рамках подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" стали считаться семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет.
5 сентября 2008 г. истец обратился в Управление, уполномоченное на тот момент принимать на учет участников подпрограмм, с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку с учетом внесенных изменений в Закон ХМАО № 103-оз его семья стала соответствовать условиям данной подпрограммы в связи с недостижением супругами возраста 35 лет.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений на предоставление субсидий от 17 сентября 2008 г. семья Амосова А. В. была поставлена на учет (л. д. 153). 30 сентября 2008 г. ему была перечислена субсидия для целей индивидуального жилищного строительства в размере ... руб. как молодой семье, имеющей двух детей, выдано соответствующее свидетельство № 87 (л. д. 21, 22).
Как установлено из объяснений представителей сторон и третьего лица, размер субсидии рассчитан исходя из стоимости 1 кв.м общей жилой площади исходя из сметной стоимости строящегося жилья в размере ... руб.
Представитель истца с таким расчетом не согласен, указывает, что размер причитающейся Амосову А. В. субсидии должен быть определен на момент выдачи свидетельства о предоставлении субсидии исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной органом местного самоуправления, которая на 3 квартал 2008 г. составляла ... руб.
Суд соглашается с доводами представителя истца. Мнение представителей ответчика и третьего лица о том, что расчет субсидии производится исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей площади строившегося жилья, несостоятельно, поскольку не основано на нормах права.
Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей.
На основании п. 4 этой же статьи предоставление субсидий осуществляется на основании договоров строительства или приобретения жилых помещений, договоров ипотечного кредита (займа).
Учитывая, что договор на строительство жилого помещения истцом не заключался, жилой дом возводится истцом своими силами с помощью заемных средств по ипотечному кредиту, стоимость 1 квадратного метра общей площади для расчета субсидий не может быть определена исходя из сметной стоимости строительства в силу отсутствия договора на строительство жилья.
Суд учитывает, что в соответствии с положениями подп. 1, подп. 4 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели.
Как установлено выше договор на строительство или приобретение жилых помещений истцом не заключался. В то же время Амосовым и Сбербанком России заключен ипотечный кредит на строительство индивидуального жилья, который подпадает по действие названных правовых норм.
По смыслу п. 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз стоимость 1 кв.м общей жилой площади для расчета субсидий определяется при наличии любого из указанных в подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз договоров, в том числе ипотечного кредита на строительство жилья. Такой договор между истцом и Сбербанком России заключен.
Следовательно, при определении размера субсидии подлежали применению правила абзаца второго п. 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз, согласно которым размер субсидии рассчитывается по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения того муниципального образования автономного округа, в котором строится или приобретается жилое помещение.
Справкой отдела по жилищной политике администрации Кондинского района подтвержден норматив стоимости 1 кв.м общей жилой площади жилого помещения на 3 квартал 2008 г. в размере 30 561 руб., который утвержден приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 24 июня 2008 г. № 35-нп (л. д. 20).
Представленный истцом расчет подлежащей выплате субсидии, выполненный в соответствии со ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади в размере ... руб., судом проверен, найден правильным и составляет: ... руб. х (12 кв.м х 2 дет.) = ... руб., что на ... руб. меньше полученной истцом (... руб.).
Таким образом, вследствие неправильного расчета подлежащей выплате субсидии для молодых семей - участников подпрограммы 2 истцу не предоставлена субсидия на двух детей в размере ... руб.
Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как с заказчика исполнения подпрограмм, предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз и распорядителя соответствующих бюджетных средств, что усматривается из преамбулы, а также п. 1.6, п. 2.1.2 государственного контракта № 1у от 11 января 2010 г., согласно которым заказчик предоставляет исполнителю денежные средства в соответствующем объеме для финансирования мероприятий подпрограмм путем ежемесячного перечисления на счет исполнителя (л. д. 186 - 192).
Аналогичные условия были предусмотрены государственным контрактом № 2 от 20 марта 2007 г., действовавшим на момент обращения истца в уполномоченный орган с заявлением от 5 сентября 2008 г. о предоставлении субсидии как молодой семье, имеющей двух детей (л. д. 178 - 185).
В иске к ОАО «Ипотечное агентство Югры» надлежит отказать, поскольку на основании указанных государственных контрактов акционерное общество является исполнителем по реализации предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз подпрограмм, по поручению заказчика - Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Мнение представителя ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» о том, что истец не может быть одновременно участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» со ссылкой на п. 2 ст. 3 Закона ХМАО № 103-оз несостоятельно, поскольку, как видно из содержания данной правовой нормы, её положения применяются за исключением случаев, установленных законом.
Указанная правовая норма корреспондирует правилам, содержащимся в подп. 3 п. 2 ст. 10 данного Закона, согласно которым государственная поддержка молодых семей предоставляется, в том числе путем предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование".
Таким образом, на истца как на участника подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» распространяются положения подп. 1 п. 3 ст. 17 Закона ХМАО № 103-оз, согласно которым участниками данной подпрограммы также являются участники подпрограмм 1-3, то есть и подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым».
Следовательно, Амосов А. В., будучи участником подпрограммы 4 "Ипотечное жилищное кредитование", вправе был обратиться за субсидией, предоставляемой согласно подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым», условиям которой его семья стала соответствовать после вступления в силу изменений от 5 июня 2008 г. к Закону ХМАО № 103-оз, что им и сделано путем подачи в Управление заявления от 5 сентября 2008 г.
Как установлено выше, комиссией по рассмотрению заявлений на предоставление субсидий семья истца принята на учет в качестве молодой семьи, имеющей двух детей. При этом вопреки мнению представителя ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Закон ХМАО № 103-оз не требует предоставление Управлением справки - подтверждения о постановке семьи Амосовых на учет как молодой семьи в ОАО «Ипотечное агентство Югры».
При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб. .
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Амосова Алексея Викторовича субсидию на строительство жилья в размере ... руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб.
В иске к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: подпись