О восстановлении на работе, взыск. заработка за время вынужд. прогула



Дело № 2- 551 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 декабря 2010 года п. Междуреченский

Судья Кондинского районного суда Ханты- Мансийского автономного округа -Югры Тюменской области Косолапова О.А.

с участием истца Зорина В.В., представителя истца Кулаковского С.М.,

представителя ответчика Гулякиной Л.Е.,

прокурора Брюхановой О.Г.,

при секретаре Федосовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зорина Валерия Владимировича к Управлению социальной защиты населения по Кондинскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Зорин В.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Кондинскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ( далее Управление) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере ... рублей.

В судебном заседании истец Зорин В.В., представитель истца Кулаковский С.М. исковые требования поддержали полностью. Пояснили, что Зорин В.В. уволен с должности начальника организационного отдела Управления социальной защиты населения Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры приказом Дата № в связи с сокращением штата по ст. 81 части 1 пункту 2 Трудового кодекса Российской Федерации ( далее ТК РФ). Увольнение полагают незаконным. Истец Зорин В.В. является членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и в период срока полномочий не может быть уволен по инициативе работодателя. Фактического сокращения штата не проводилось, поскольку приказ работодателя об этом отсутствует. Вместо двух имевшихся в Управлении отделов создан один организационно-аналитический отдел, начальником которого назначена П. Зорин В.В. имеет преимущественное право на оставление на работе перед П. в связи с более высоким уровнем квалификации, что подтверждается наличием юридического образования, стажем работы.

При сокращении Зорину В.В. не были предложены все имевшиеся свободные должности, в том числе работа ведущего специалиста Отдела по приему и обслуживанию населения. В связи с увольнением истец Зорин В.В. перенес нравственные страдания, связанные со значительным ухудшением материального положения семьи, невозможностью обеспечить дальнейшее обучение сына, беспокойством за его дальнейшую судьбу. Просят восстановить Зорина В.В. в прежней должности, взыскать среднюю заработную плату за 16 дней вынужденного прогула в размере ... рублей ... коп., компенсацию морального вреда ... рублей.

Представитель ответчика Гулякина Л.Е. исковые требования не признала. Пояснила, что в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий проведена работа по переименованию Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры в Департамент социального развития ХМАО-Югры. Утвержденное штатное расписание Управления не содержит замещавшейся Зориным В.В. должности начальника организационного отдела. В связи с новой структурой и полномочиями в Управлении появился организационно-аналитический отдел с новыми функциями. Зорин В.В. был надлежаще уведомлен о предстоящем высвобождении, ему предлагались для замещения вакантные должности в Управлении, от которых он отказался. Представитель ответчика Гулякина Л.Е. не отрицала, что приказ о сокращении численности или штата работников в Управлении не издавался, Зорину не предлагалась свободная работа ведущего специалиста Отдела по приему и обслуживанию населения. О том, что истец является членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, Зорин В.В. работодателю сообщил, однако документов об этом не представил. Считает увольнение Зорина В.В. законным, в связи с чем моральный вред истцу не причинен.

Прокурор Брюханова О.Г. полагает исковые требования Зорина В.В. удовлетворить в связи с нарушением закона при увольнении.

Выслушав стороны и заключение прокурора Брюхановой О.Г., исследовав материалы дела, анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает исковые требования Зорина В.В. подлежащими удовлетворению частично.

Установлено, что Дата истец Зорин В.В. принят на работу начальником организационного отдела Управления Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры и на основании приказа Дата № уволен с этой должности по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата (л.д.8).

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от Дата № утверждено штатное расписание Департамента социального развития ХМАО-Югры, в том числе Управления по Кондинскому району, которым организационный отдел и его начальник не предусмотрены.

В соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

По смыслу закона сокращение численности работников или штата является правомерным при наличии действительного (реального) сокращения численности или штата работников, которое должно быть подтверждено приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием, утвержденным до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации.

Расторжение трудового договора в случаях сокращения численности или штата работников организации в силу ст. 81 ТК РФ отнесено к расторжению трудового договора по инициативе работодателя.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Сведений об изменении штатного расписания Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры, в Управлении которого по Кондинскому району работал Зорин В.В., суду не представлено.

Приказ о сокращении численности или штата работников работодателем, Департаментом труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры, Департаментом социального развития ХМАО-Югры суду не представлен. Установлено, что Департамент труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры переименован в Департамент социального развития ХМАО-Югры. Документов, указывающих, в какой срок проведены и окончены организационно-штатные мероприятия в Департаменте труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры, ответчик не представил.

Таким образом, суду не представлено доказательств наличия приказа работодателя о сокращении численности или штата работников и нового штатного расписания, утвержденного до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников Управления Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры.

Согласно ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу ( вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Зорину В.В. не предлагались все имевшиеся в Управлении вакантные должности, в том числе должность ведущего специалиста Отдела по приему и обслуживанию населения.

Согласно пункту 19 статьи 29 федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.

Истец Зорин В.В. является членом территориальной избирательной комиссии Кондинского района с правом решающего голоса в должности заместителя председателя на основании постановления Избирательной комиссии ХМАО-Югры от Дата № (л.д.9). Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет ( статья 11 закона ХМАО-Югры от Дата №оз «О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»).

Таки образом, в нарушение закона истец Зорин В.В. уволен по инициативе работодателя в период срока полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Поскольку ответчик не представил доказательств соблюдения закона при увольнении Зорина В.В., истец подлежит восстановлению на работе в должности начальника организационного отдела Управления.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Согласно не оспариваемому сторонами и проверенному судом расчету средняя заработная плата Зорина В.В. за время вынужденного прогула составила ... руб... коп. Требования истца Зорина В.В. о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула являются обоснованными и подлежат удовлетворению на указанную сумму.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку истец Зорин В.В. был уволен с нарушением закона, его требования о возмещении денежной компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда, причиненного истцу Зорину В.В. в результате незаконного увольнения, суд принимает во внимание степень вины работодателя, доводы истца о его нравственных страданиях и полагает размер требований в сумме ... руб. явно завышенным. Требования компенсации морального вреда с учетом требований разумности и справедливости подлежат удовлетворению в размере ... рублей.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о восстановлении на работе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, судья

Р Е ШИ Л :

Восстановить Зорина Валерия Владимировича в должности начальника организационного отдела Управления социальной защиты населения по Кондинскому району Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Взыскать в пользу Зорина Валерия Владимировича с Управления социальной защиты населения по Кондинскому району Департамента социального развития населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры средний заработок за время вынужденного прогула ... рублей ... коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по Кондинскому району Департамента социального развития населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Зорина Валерия Владимировича ... (...) рублей компенсации морального вреда.

Решение в части восстановления на работе Зорина В.В. подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры через Кондинский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, с 10 декабря 2010 года.

Судья Косолапова О.А.