Об отказе во взыскании субсидии на строительство жиилья



Дело № 2 - 588 / 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 г. п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:

председательствующего Микрюкова И. Е.,

при секретаре Шестаковой Г. Г.,

с участием

представителя истца Амосовой М. А., доверенность от 29 ноября 2010 г.,

представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» Сабанина Е. О. (далее - ОАО «Ипотечное агентство Югры»), доверенность № 22 от 21 декабря 2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлева Владимира Петровича к Департаменту жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент жилищной политики ХМАО - Югры) о взыскании субсидии на строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском к Департаменту жилищной политики, указывая, что Дата оформил ипотечный кредит для строительства индивидуального жилого дома в п. Междуреченском Кондинского района Тюменской области как участник жилищной программы, предусмотренной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 г. №103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (далее - Закон ХМАО № 103-оз).

Истец, представитель ответчика в суд не явились. О причинах неявки не сообщили. О времени и месте судебного заседания извещены. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.

Представитель истца Амосова М. А. суду пояснила, что в августе 2010 г. из бюджета автономного округа истцу была предоставлена субсидия на двоих детей в размере ... руб. С суммой субсидии не согласна, указывая, что она неправильно исчислена исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей жилой площади строящегося жилья, поскольку её размер надлежало определять по нормативу стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденному органом местного самоуправления, который на момент предоставления субсидии в 3 квартале 2010 г. составлял ... руб. Полагает, что истцу недоплачена государственная поддержка в размере ... руб.

В возражениях на иск представитель ответчика указывает, что расчет субсидии исходя из стоимости 1 кв. м строящегося жилого помещения был произведен верно, поскольку её размер не превышает стоимости 1 кв.м общей жилой площади, принятого в муниципальном образовании в указанном периоде. Такой подход соответствует положениям пп. 1, 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз. Полагает, что при исчислении субсидии уполномоченный орган не имел иных сведений о стоимости жилого помещения, в связи с чем размер субсидии был произведен на основании локального сметного расчета. В иске просит отказать.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора ОАО «Ипотечное агентство Югры» Сабанин Е. О. доводы ответчика поддержал полностью, дополнив их тем, что смета определяет цену договора строительства жилого дома, и сметная стоимость является основой для определения размера финансирования строительства, в связи с чем расчет предоставленной истцу субсидии исходя из сметной стоимости объекта произведен правомерно.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об отказе в иске в силу следующего.

Согласно Закону ХМАО № 103-оз орган исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры формирует списки молодых семей - участников предусмотренных Законом подпрограмм, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья, планирует денежные средства и перечисляет их соответствующим получателям.

Пунктом 1 распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 26 сентября 2006 г. № 391-рп "О реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" определен координатор подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в лице Комитета по молодежной политике ХМАО - Югры, на который были возложены обязанности по организации мероприятий, предусмотренных названной подпрограммой.

В связи с реформированием структуры исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением губернатора ХМАО - Югры от 29 июля 2010 г. № 142 правопреемником Комитета по молодежной политике автономного округа определен Департамент жилищной политики ХМАО - Югры в части исполнения функций в жилищной сфере. В соответствии с п. 1, п. 6.3.3, п. 6.3.4. Положения о Департаменте жилищной политики ХМАО - Югры последний осуществляет участие в реализации долгосрочных целевых программ автономного округа, а также федеральных долгосрочных целевых программ в установленной сфере, в том числе в части предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Таким образом, Департамент жилищной политики ХМАО - Югры является органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченным осуществлять предоставление субсидий на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также в рамках подпрограмм, предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз, и является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п. 15.1 ст. 10, п. 4 ст. 18 Закона ХМАО № 103-оз органом исполнительной власти автономного округа на основании государственного контракта № 1 от 13 января 2010 г. исполнителем для оказания услуг по реализации подпрограмм названного Закона привлечено ОАО «Ипотечное агентство Югры».

В развитие федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы принят Закон ХМАО № 103-оз, составными частями которого являются следующие подпрограммы, направленные на решение задач, поставленных настоящей программой, в том числе подпрограмма 2 "Доступное жилье молодым", подпрограмма 4 "Ипотечное жилищное кредитование", устанавливающие основания и порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, а также оказание финансовой поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, при получении ипотечного жилищного кредита.

Дата Сбербанк России и Журавлев В. П., Журавлева Е. Г. заключили договор ипотечного кредитования на ... руб. (л. д. 7 - 10). Кредит предоставлен для строительства индивидуального жилого дома в п. Междуреченском Кондинского района Тюменской области.

Судом установлено, что в августе 2010 г. истцу из бюджета автономного округа в рамках подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" на покрытие части ипотечного кредита была предоставлена субсидия на двоих детей в размере ... руб. Размер субсидии рассчитан исходя из стоимости 1 кв.м общей жилой площади исходя из сметной стоимости строящегося жилья в размере ... руб. л.д. 19).

С размером субсидии представитель истца не согласна, указывая на неправильное исчисление исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей жилой площади строящегося жилья, тогда как нужно было определять по нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной в муниципальном образовании на 3 квартал 2010 г. в размере ... руб. л.д. 22 - 23).

Суд не может принять доводы представителя истца, поскольку они не основаны на нормах материального права.

Суд соглашается с возражениями ответчика и доводами представителя третьего лица о том, что расчет субсидии производится исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей площади строящегося жилья, поскольку в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей.

На основании п. 4 этой же статьи предоставление субсидий осуществляется на основании договоров строительства или приобретения жилых помещений, договоров ипотечного кредита (займа).

Согласно п. 3.3. постановления Правительства ХМАО - Югры от 07 апреля 2006 г. № 67-п «О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» в случае предоставления субсидии на строительство жилого дома наличие локально-сметного расчета является обязательным.

Учитывая, что договор на строительство жилого помещения истцом не заключался, жилой дом возводится истцом своими силами с помощью заемных средств по ипотечному кредиту, стоимость 1 квадратного метра общей площади для расчета субсидий подлежит исчислению исходя из представленного истцом локального сметного расчета строительства в силу следующего.

По смыслу п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) капитальное строительство осуществляется в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, то есть в соответствии с проектом и сметой, определяющей цену работ. В материалах дела имеются представленные истцом проект жилого дома и локальный сметный расчет (л. д. 16 - 18, 63 - 69), в соответствии с которыми, по утверждению представителя истца, осуществляется строительство.

Учитывая, что жилой дом возводится своими силами, истец одновременно является и заказчиком строительства и его подрядчиком. То есть по смыслу ст. 153, п. 2 ст. 154 ГК РФ имеет место односторонняя сделка (односторонний договор подряда), поскольку в результате действий истца возникает объект недвижимого имущества, порождающий у его владельцев соответствующие права и обязанности (право собственности, право пользования, обязанности по надлежащему содержанию дома, уплате налогов и др.).

С учетом изложенного при определении размера субсидии подлежали применению правила абзаца первого п. 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз, согласно которым размер субсидии рассчитывается по стоимости 1 кв.м общей площади согласно договору подряда, неотъемлемой частью которого является проектно-сметная документация, в том числе смета, что и было выполнено уполномоченным органом при исчислении размера субсидии.

При установленных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Журавлева Владимира Петровича к Департаменту жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании субсидии на строительство жилья отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: подпись