Дело № 2 - 515 / 2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
30 ноября 2010 г. п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего Микрюкова И. Е.,
при секретаре Шестаковой Г. Г.,
с участием
истца Сосуновой Л. Г., её представителя Амосовой М. А., доверенность от 15 октября 2010 г., истца Сосунова Е. А.,
представителя ответчика открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» Сабанина Е. О., доверенность № 22 от 21 декабря 2009 г.,
представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Кондинского района Скляровой Ю. А., доверенность от 18 ноября 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосуновой Лилии Гакиловны, Сосунова Евгения Александровича к Департаменту жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о взыскании субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском к Управлению по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Кондинского района (далее - Управление), указывая, что Дата заключили договор ипотечного кредитования для строительства индивидуального жилого дома в п. Междуреченском Кондинского района Тюменской области как участники жилищной программы, предусмотренной Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 г. №103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы". В январе 2007 г. из средств бюджета автономного округа им была предоставлена субсидия на ребенка в размере ... руб. С размером субсидии не согласны, указывая, что она исчислена неправильно, исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей жилой площади строящегося жилья в размере .... руб., тогда как размер субсидии нужно было определять исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной органом местного самоуправления, которая в 1 квартале 2007 г., при постановке их семьи на учет для получения субсидий составляла ... руб. Полагают, что по данному основанию им недоплачена государственная поддержка в размере ... руб.
Указывают, что в июне 2007 г. комиссией Управления по рассмотрению заявлений на предоставление субсидий было принято решение о предоставлении их семье из средств окружного бюджета субсидии на первоначальный взнос по ипотечному кредиту в размере 30 %, что составило ... руб. Указанные средства были перечислены им Дата С размером данной социальной поддержки также не согласны, указывая, что субсидию нужно было определять исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной органом местного самоуправления, которая во 2 квартале 2007 г. составляла ... руб. Считают, что в связи с этим им не выплачена субсидия в сумме ... руб.
Далее указывают, что в декабре 2009 г. за счет средств федерального бюджета им была предоставлена субсидия на строительство жилья в сумме ... руб. С размером субсидии не согласны по аналогичным основаниям, поскольку субсидию нужно было определять исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной органом местного самоуправления на 4 квартал 2009 г. Полагают, что им недоплачена государственная поддержка в размере ... руб.
При решении вопроса о надлежащем ответчике по делу суд учитывает, что в Российской Федерации принята и реализуется федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей", в соответствии с которой принят Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 ноября 2005 г. №103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (далее - Закон ХМАО № 103-оз), участником которой стала семья истцов.
Согласно названному Закону орган исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры формирует списки молодых семей - участников предусмотренных Законом подпрограмм, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья, планирует денежные средства и доводит их до получателей.
Пунктом 1 распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 26 сентября 2006 г. № 391-рп "О реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" определен координатор подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в лице Комитета по молодежной политике ХМАО - Югры, на который были возложены обязанности по организации мероприятий, предусмотренных названной подпрограммой (л. д. 152, 153).
В связи с реформированием структуры исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением губернатора ХМАО - Югры от 29 июля 2010 г. № 142 правопреемником Комитета по молодежной политике автономного округа определен Департамент жилищной политики ХМАО - Югры в части исполнения функций в жилищной сфере л.д. 154). В соответствии с п. 1, п. 6.3.3, п. 6.3.4. Положения о Департаменте жилищной политики ХМАО - Югры последний осуществляет участие в реализации долгосрочных целевых программ автономного округа, а также федеральных долгосрочных целевых программ в установленной сфере, в том числе в части предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (л. д. 155 - 161).
Вывод о надлежащем правопреемнике по реализации долгосрочных целевых программ в жилищной сфере в лице Департамента жилищной политики ХМАО - Югры следует также из анализа положений п. 15 ст. 10, п. 4 ст. 18 Закона ХМАО № 103-оз.
Таким образом, Департамент жилищной политики ХМАО - Югры определен органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченным осуществлять предоставление субсидий на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также в рамках подпрограмм, предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз, и является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п. 15.1 ст. 10, п. 4 ст. 18 Закона ХМАО № 103-оз органом исполнительной власти автономного округа на основании государственного контракта № от Дата исполнителем для оказания услуг по реализации подпрограмм названного Закона привлечено ОАО «Ипотечное агентство Югры».
При таких обстоятельствах с согласия истцов ненадлежащий ответчик по делу Управление заменен ответчиками: Департаментом жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, открытым акционерным обществом «Ипотечное агентство Югры» (далее - ОАО «Ипотечное агентство Югры»).
Администрация Кондинского района, Управление, районное муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства» (далее - РМУП УКС), составившее смету на строительство жилого дома, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали. Истец Сосунова Л. Г. пояснила, что для расчета субсидии на ребенка необходимо было принимать нормативную стоимость 1 кв.м общей жилой площади, утвержденную органом местного самоуправления на 1 квартал 2007 г. Для расчета субсидии на первоначальный взнос в размере 30 % по ипотечному кредиту - нормативную стоимость 1 кв.м общей жилой площади во 2 квартале 2007 г. Для расчета размера государственной поддержки за счет федерального бюджета - исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади в 4 квартале 2009 г. Смета же была составлена РМУП УКС по их заказу и представлена в банк по его требованию с целью подтверждения факта осуществления строительства.
Представитель истцов Амосова М. А. объяснения Сосуновой Л. Г. дополнила тем, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285) (далее - Правила № 285) размер субсидии рассчитывается на дату выдачи свидетельства на получение социальной выплаты (п. 13 Правил № 285), что уполномоченным органом сделано не было.
Представители ответчика Департамента жилищной политики ХМАО - Югры, третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора администрации Кондинского района просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора РМУП УКС в суд не явился. О причинах неявки не сообщил. О времени и месте судебного заседания извещен. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в его отсутствие.
В возражениях на иск ответчик Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных требований просит отказать. При этом указывает, что в январе 2007 г. семье Сосуновых была ошибочно перечислена субсидия на ребенка в размере ... руб. вместо субсидии на первоначальный взнос 30 % по ипотечному кредиту, которая должна была составить ... руб. В июне 2007 г. истцам была предоставлена недостающая часть субсидии в размере ... руб., в результате чего Сосуновы двумя перечислениями получили ... руб., то есть 30 % расчетной средней стоимости жилья исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей жилой площади по Кондинскому району на 4 квартал 2006 г., составлявшей 22 965 руб. При этом Управлением была допущена ошибка и применен норматив стоимости 1 кв.м общей жилой площади ... руб., что привело к недовыплате истцам субсидии в размере ... руб.
Указывает, что согласно представленному истцами локальному сметному расчету на строительство жилого дома стоимость 1 кв.м жилого помещения составляла .... руб. Норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, установленный по Кондинскому району на момент подачи заявления о предоставлении субсидии в 4 квартале 2006 г., составлял 22 965 руб. В связи с этим расчет субсидии произведен по нормативной стоимости 1 кв.м жилого помещения в муниципальном образовании в соответствии с п. 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз.
Ответчик полагает, что по таким же правилам необходимо было произвести расчет размера субсидии из средств федерального бюджета, предоставляемой в рамках реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", что и было сделано уполномоченным органом муниципального образования в лице Управления.
Представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Сабанин Е. О. доводы Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поддержал полностью. При этом полагает, что расчет субсидий необходимо было произвести из сметной стоимости строительства жилья. Указывает также, что Управление ошибочно поименовало предоставленную государственную поддержку субсидией на имеющегося ребенка вместо субсидии на первоначальный взнос по ипотечному кредиту, поскольку та или иная субсидия выплачивается участникам по их выбору. Заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требования о предоставлении истцам недополученной субсидии на ребенка в размере ... руб. за пропуском срока исковой давности, так как основная часть этой субсидии в размере ... руб. была предоставлена Дата По таким же основаниям полагает необходимым отказать во взыскании субсидии из средств окружного бюджета в размере ... руб. на первоначальный взнос 30 % по ипотечному кредиту.
Суд соглашается с ходатайством представителя ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» об отказе в требовании о взыскании недополученной субсидии на ребенка в размере .... руб. за пропуском срока исковой давности, поскольку из материалов дела видно, что основная часть этой субсидии в размере ... руб. перечислена истцам Дата (л. д. 126). Указанные средства начали использоваться ими по назначению непосредственно после их предоставления, что истцами не отрицается. Таким образом, о своем нарушенном праве - предоставлении данной субсидии в неполном размере истцам стало известно в апреле 2007 г., то есть более, чем за 3 года до обращения с иском в суд, что в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ является основанием для отказа в удовлетворении данного требования.
С доводами представителя ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» об отказе в требовании о взыскании субсидии из средств окружного бюджета в размере ... руб. на первоначальный взнос 30 % по ипотечному кредиту суд не соглашается, поскольку согласно материалам дела (л. д. 127) указанная сумма перечислена истцам Дата То есть при обращении Дата с иском в суд 3-летний срок исковой давности не истек.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Склярова Ю. А. дала суду аналогичные объяснения, дополнив их тем, что размер предоставленной истцу субсидии на приобретение жилья рассчитан правильно. В иске просит отказать.
Выслушав объяснения истцов, представителей сторон и третьего лица, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска в силу следующего.
В развитие федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, включающей в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей", принят Закон ХМАО № 103-оз, составными частями которого являются следующие подпрограммы, направленные на решение задач, поставленных настоящей программой, в том числе подпрограмма 2 "Доступное жилье молодым", подпрограмма 4 "Ипотечное жилищное кредитование", устанавливающие основания и порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, а также оказание финансовой поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, при получении ипотечного жилищного кредита.Дата акционерный Западно-Сибирский коммерческий банк (ОАО) (далее - «Запсибкомбанк» (ОАО) и истцы заключили договор ипотечного кредитования на ... руб. (л. д. 8 - 11). Кредит предоставлен для строительства индивидуального жилого дома в п. Междуреченском Кондинского района Тюменской области. На день рассмотрения дела в суде жилой дом введен в эксплуатацию (л. д. 115 - 119).
Из объяснений сторон и материалов дела установлено, что Дата из средств бюджета автономного округа истцам была предоставлена субсидия на ребенка в размере ... руб. (л. д. 18, 20, 126). С размером субсидии истцы не согласны, указывая, что она исчислена неправильно. Полагают, что по данному основанию им недоплачена государственная поддержка в размере ... руб. Как установлено выше, истцами пропущен срок исковой давности по данному требованию, в связи с чем в его удовлетворении надлежит отказать.
Дата комиссией органа, уполномоченного на рассмотрение заявлений на предоставление субсидий, было принято решение о предоставлении истцам субсидии на первоначальный взнос 30 % по ипотечному кредиту в размере ... руб. (л. д. 16, 19). Указанные средства перечислены истцам Дата На взыскании недовыплаченной вследствие счетной ошибки субсидии в размере ... руб. истцы не настаивают.
Мнение представителей ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» и третьего лица Управления о том, что расчет данной субсидии производится исходя из сметной стоимости 1 кв.м общей площади строившегося жилья, несостоятельно, поскольку не основано на нормах права.
Так, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей.
Также на основании п. 4 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз предоставление субсидий молодым семьям на первоначальный взнос 30 % от средней стоимости жилья осуществляется на основании договоров строительства или приобретения жилых помещений, договоров ипотечного кредита (займа).
Учитывая, что договор на строительство жилого помещения истцами не заключался, жилой дом возводится истцами своими силами с помощью заемных средств по ипотечному кредиту, стоимость 1 кв.м общей площади для расчета субсидий не может быть определена исходя из сметной стоимости строительства в силу отсутствия договора на строительство жилья, неотъемлемой частью которого в силу п. 3 ст. 709 ГК РФ является смета.
Суд учитывает, что в соответствии с положениями подп. 1, подп. 4 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели.
Как установлено выше, договор на строительство или приобретение жилых помещений истцами не заключался. В то же время Сосуновыми и «Запсибкомбанк» (ОАО) заключен ипотечный кредит на строительство индивидуального жилья, который подпадает по действие названных правовых норм.
По смыслу п. 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз стоимость 1 кв.м общей жилой площади для расчета субсидий определяется при наличии любого из указанных в подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз договоров, в том числе ипотечного кредита на строительство жилья. Такой договор между истцами и Запсибкомбанк» (ОАО) заключен.
Следовательно, при определении размера субсидии подлежали применению правила абзаца второго п. 6 ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз, согласно которым размер субсидии рассчитывается по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения того муниципального образования автономного округа, в котором строится или приобретается жилое помещение.
Справкой отдела по жилищной политике администрации Кондинского района подтвержден норматив стоимости 1 кв.м общей жилой площади жилого помещения на 2 квартал 2007 г. в размере 26 252 руб., который утвержден приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 23 сентября 2007 г. № 2 (л. д. 21).
Представленный истцами расчет подлежащей выплате субсидии, выполненный в соответствии со ст. 10 Закона ХМАО № 103-оз исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади в размере 26 252 руб., судом проверен, найден правильным и составляет: 26 252 руб. х 18 кв.м х 3 чел. = 1 417 608 руб. х 30 % = 425 282 руб.; 425 282 руб. - 96 445 руб. = ... руб.
Таким образом, вследствие неправильного расчета подлежащей выплате субсидии истцам не предоставлена субсидия на первоначальный взнос 30 % по ипотечному кредиту в размере ... руб.
Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истцов с Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как с заказчика исполнения подпрограмм, предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз и распорядителя соответствующих бюджетных средств, что усматривается из преамбулы, а также п. 1.6, п. 2.1.2 государственного контракта № 1у от 11 января 2010 г., согласно которым заказчик предоставляет исполнителю денежные средства в соответствующем объеме для финансирования мероприятий подпрограмм путем ежемесячного перечисления на счет исполнителя (л. д. 145 - 151).
Аналогичные условия были предусмотрены государственным контрактом № 2 от 20 марта 2007 г., действовавшим на момент обращения истцов в уполномоченный орган с заявлением от 5 сентября 2008 г. о предоставлении субсидии как молодой семье, имеющей ребенка (л. д. 137 - 144).
В иске к ОАО «Ипотечное агентство Югры» надлежит отказать, поскольку на основании указанных государственных контрактов акционерное общество является исполнителем по реализации предусмотренных Законом ХМАО № 103-оз подпрограмм, по поручению заказчика - Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Что касается требования о взыскании недополученной субсидии из средств федерального бюджета, суд приходит к следующему.
Дата истцам оказана государственная поддержка из федерального бюджета в виде субсидии на приобретение жилья в сумме 124 000 руб. С размером выплаты они не согласны, поскольку в соответствии с п. 13 Правил № 285 субсидию нужно было определять на дату выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты (л. д. 17) исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади, утвержденной органом местного самоуправления на 4 квартал 2009 г. в размере 30 328 руб. (л. д. 21), что влечет доплату в размере ... руб.
Суд соглашается с доводами истцов. Мнение представителя ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» о том, что расчет субсидии должен производиться исходя из стоимости 1 кв.м общей площади строившегося жилья, несостоятельно, поскольку не основано на нормах права.
Так, пунктом 10 Правил № 285 прямо предусмотрено, что расчет субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию.
Представленный истцами расчет подлежащей выплате субсидии, выполненный в соответствии с п. 10 Правил № 285 исходя из нормативной стоимости 1 кв.м общей жилой площади в размере 30 328 руб., судом проверен, найден правильным и составляет: 30 328 руб. х (18 кв.м х 3 чел.) = 1 637 712 руб. х 10% = 163 771 руб., что на 39 771 руб. меньше полученной истцом (163 771 руб. - 124 000 руб.).
Таким образом, вследствие неправильного расчета истцам не предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 39 771 руб.
Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истцов с Департамента жилищной политики ХМАО - Югры как с органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственного за предоставление субсидий на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, путем перечисления получателям в установленном порядке средств бюджета Российской Федерации, предусмотренных на предоставление субсидий (п. 33 Правил № 285).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Сосуновой Лилии Гакиловны, Сосунова Евгения Александровича субсидии на приобретение жилья за счет средств окружного бюджета в размере ... руб., за счет средств федерального бюджета - в размере ... руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб.
В остальной части иска отказать.
В иске к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: подпись