Об обязаниии зарегистрировать бесхозяйные объекты недвижимости



Дело № 2-106/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Назарука Р. В.

с участием помощника прокурора Кондинского района Брюхановой О. Г.,

представителя администрации сельского поселения Мулымья Икиной Т. С. по доверенности от 29 февраля 2011 года,

при секретаре Бондаренко К. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-106 по исковому заявлению прокурора Кондинского района об обязании произвести действия для постановки в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - 38 общественных водозаборных колодцев,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кондинского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Мулымья об обязании произвести действия для постановки в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - 38 общественных водозаборных колодцев.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки организации централизованного водоснабжения населения на территории муниципального образования сельское поселение Мулымья (далее по тексту МО с.п. Мулымья) установлено, что на территории МО с.п. Мулымья в границах населенных пунктов: с. Чантырья, п. Мулымья, с. Назарово, с. Шаим, с. Супра до настоящего времени не организовано центральное водоснабжение населения. Единственным источником питьевой воды для населения, организаций, учреждений являются 38 общественных децентрализованных водозаборных колодцев. За юридическими и физическими лицами, в том числе за МО с.п. Мулымья право собственности на объекты недвижимого имущества - 38 общественных водозаборных колодца не зарегистрировано.

В связи с нарушением прав граждан, проживающих на территории МО с.п. Мулымья, а также нарушением прав МО с.п. Мулымья отсутствием содержания и обслуживания водозаборных колодцев, необходимостью и значимостью водозаборных колодцев для населения МО с.п. Мулымья, они подлежит постановке на учёт и принятию в муниципальную собственность. Прокурор Кондинского района просит суд обязать администрацию сельского поселения Мулымья произвести действия для постановки на учёт в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - 38 общественных водозаборных колодцев, расположенных в пределах территорий населенных пунктов: п. Мулымья (15 колодцев), с. Чантырья (11 колодцев), с. Назарово (9 колодцев), с. Шаим (2 колодца), с. Супра (1 колодец) в срок до Дата, обязать администрацию сельского поселения Мулымья по истечении года со дня постановки бесхозяйных объектов недвижимости обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти объекты.

Ответчиком представлены возражения на иск (л.д. 61-62). Указывает, что норма, исходящая из положения п. 5 Постановления правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», о том, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, регламентирует порядок принятия на учёт недвижимого имущества и не содержит указаний на обязанности обращения органа муниципального самоуправления с таким требованием. К тому же постановка на учёт в качестве бесхозяйных - 38 общественных водозаборных колодцев не влечёт возникновения права собственности, обязанностей по содержанию и эксплуатации указанных объектов, в связи с чем, не может устранить нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования сельское поселения Мулымья, которые определяет заявитель. В соответствии с основополагающими принципами гражданского законодательства, положения ст. 225 ГК РФ, содержащие диспозитивную норму, предоставляют органу местного самоуправления лишь право обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, но никоим образом не обязывает орган местного самоуправления предъявлять соответствующее требование. Кроме того, принуждение кого-либо к приобретению права собственности противоречит основным принципам действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Брюханова О. Г., исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нём. Исковые требования уточнила, указав, что при написании искового заявления допущена техническая ошибка в сроке принятия, вместо Дата следует считать Дата. Суду пояснила, что общественные водозаборные колодцы необходимы для населения МО с.п. Мулымья, поскольку являются единственным источником питьевой воды, а обязанность органов местного самоуправления обеспечивать население безопасной водой. Суду представила сведения о местонахождении 34 водозаборных колодцев в сельском поселении Мулымья.

Представитель ответчика - администрации МО с.п. Мулымья Икина Т. С., действующая на основании доверенности с полным объёмом прав стороны в процессе заявленные требования прокурора не признала, поддержав доводы возражений на иск. Пояснила, что действительно на территории сельского поселения Мулымья в поселениях Чантырья, Мулымья, Назарово, Шаим, Супра имеются децентрализованные колодцы. Однако на территории сельского поселения ФАП, школы, детские сады иные муниципальные учреждения обеспечены водой, надлежащего качества, что подтверждают проведённые проверки. На территории п. Мулымья, Чантырья, Назарово имеется три водозаборные башни, с помощью которых осуществляется водообеспечение населения. Используемая жителями вода проходит регулярную проверку, нарушений в использовании воды не выявлено. На территории сельского поселения Мулымья жители в основном пользуются своими колодцами, вспышек каких-либо инфекций не выявлено. Указанные прокурором общественные колодцы не востребованы населением и не используются, приходят в негодность. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать полностью.

Суд, заслушав помощника прокурора Брюханову О. Г., представителя администрации МО с.п. Мулымья Икину Т. С., изучив представленные документы, считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с пп. 4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления поселений возложена организация водоснабжения населения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно копии устава муниципального образования сельское поселение Мулымья, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре пп. 4 п. 1 ст. 3 к вопросам местного значения сельского поселения Мулымья относится организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Устава в границах сельского поселения Мулымья находятся населённые пункты: поселок Мулымья, деревня Ушья, поселок Назарово, село Чантырья, село Шаим, поселок Супра.

Согласно ответу администрации МО с.п. Мулымья на территории МО с.п. Мулымья в границах населенных пунктов: с. Чантырья, п. Мулымья, с. Назарово, с. Шаим, с. Супра расположены 38 общественных водозаборных колодцев, являющихся единственным источником питьевой воды для населения, организаций, учреждений. Указанные объекты водоснабжения собственностью МО с.п. Мулымья не являются, в реестре муниципальной собственности не зарегистрированы (л.д. 10).

Из содержания ответа администрации Кондинского района следует, что 38 общественных колодцев, расположенных на территории с.п. Мулымья не являются собственностью муниципального образования Кондинский район. Право собственности муниципального образования Кондинский район на данные объекты не зарегистрировано (л.д. 11).

Согласно ответу из Кондинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре по состоянию на Дата в реестре собственников Кондинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре право собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории Кондинского района Тюменской области п. Мулымья-15 колодцев, п. Чантырья - 11 колодцев, п. Назарово - 9 колодцев, с. Шаим - 2 колодца, с. Супра - 1 колодец не зарегистрировано (л.д. 12).

Согласно ответам на запрос прокуратуры Кондинского района из Росреестра в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества: 15 колодцев - п. Мулымья, 11 колодцев - с. Чантырья, 9 колодцев - п. Назарово, 2 колодца - д. Шаим, 1 колодец - п. Супра (л.д. 13-17).

Таким образом, в суде, бесспорно, установлено, что на территории сельского поселения Мулымья имеются источники децентрализованного водоснабжения населения (колодцы), которые в реестре муниципальной собственности не числятся, свидетельств о регистрации прав на данные объекты нет.

В настоящее время вопрос о принадлежности данных колодцев, признании их бесхозяйными или принятии в муниципальную собственность не решен. Бездействие органа местного самоуправления в названной сфере может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надлежащего обеспечения питьевой водой населения сельского поселения Мулымья, поскольку организованная централизованная система водообеспечения в сельском поселении Мулымья отсутствует. Доказательств обратному суду не представлено.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

В соответствии с п. 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 2 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от 17.09.2003 года для признания вещи бесхозяйной необходимо внести в Единый государственный реестр прав на учет на основании заявления органа местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из содержания письма главы сельского поселения Мулымья следует, что общественные водозаборные колодцы являются единственным объектом водоснабжения населения, организаций, учреждений, в том числе дошкольного и школьного образования, медицинских учреждений (л.д. 10).

Согласно ответу на запрос прокурора, администрация сельского поселения Мулымья представила сведения о месторасположении 34 общественных водозаборных колодцев.

Таким образом, в суде установлено, что 34 общественных децентрализованных водозаборных колодца, остались с неустановленным собственником, то есть бесхозяйными, однако они необходимы для населения МО с.п. Мулымья, поскольку используются населением для потребления воды.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании прокурор пояснил, что фактическое местонахождение 38 водозаборных колодцев не проверялось, исковое заявление оформлялось на основании сведений представленных администрацией сельского поселения Мулымья.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что уточненные требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. При этом суд принимает представленные прокурором сведения о месторасположении 34 водозаборных колодцев, поскольку данные сведения являются более точными и содержат необходимые сведения о месторасположении бесхозяйных объектов. Сведения о месторасположении ещё 4 колодцев в с. Чантырья суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов является правом органов местного самоуправления, противоречат вышеуказанным нормам закона и установленной обязанности органов местного самоуправления обеспечивать население надлежащей водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имеющую благоприятные органолептические свойства.

Учитывая изложенное, доводы представителя администрации сельского поселения Мулымья о противоречии заявления прокурора Кондинского района требованиям действующего законодательства судом приняты, быть, не могут.

Суд приходит к выводу, об обоснованности искового заявления прокурора Кондинского района, поскольку оно подано в интересах населения сельского поселения Мулымья и в интересах сельского поселения Мулымья, а перечисленные в своей совокупности доказательства, дают основания сделать вывод о необходимости его удовлетворения частично.

В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика, в соответствии с требованиями ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна быть взыскана госпошлина в доход Кондинского района в сумме ... рублей, от уплаты которой прокурор был освобождён.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кондинского района об обязании произвести действия для постановки в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - 38 общественных децентрализованных водозаборных колодцев, удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения Мулымья произвести действия для постановки на учёт в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - 34 общественных водозаборных колодца, расположенных в пределах территорий населенных пунктов: п. Мулымья - 15 колодцев, по адрес; с. Чантырья - 7 колодцев, по адрес; с. Назарово - 9 колодцев, по адрес; с. Шаим - 2 колодца, по адрес, в срок до Дата.

Обязать администрацию сельского поселения Мулымья по истечении года со дня постановки бесхозяйных объектов недвижимости обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти объекты.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Взыскать с администрации сельское поселение Мулымья государственную пошлину в бюджет муниципального образования Кондинский район в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 февраля 2011 года.

Судья: Р. В. Назарук