Дело № 2-210/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 мая 2011г. п. Междуреченский Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе: председательствующего судьи Поплавских С. Н., при секретаре Черкасовой О. Г., с участием: прокурора Бугорковой Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Кондинская участковая больница» (далее МУЗ «Кондинская УБ»), администрации Кондинского района об обязании обеспечить утилизацию медицинских отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кондинского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами на территории Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В ходе указанной проверки установлено, что утилизация медицинских отходов класса Б, образующихся от деятельности МУЗ «Кондинская УБ», осуществляется данным учреждением самостоятельно, посредством сжигания их на территории свалки п. Кондинское без применения специализированных установок по утилизации медицинских отходов. Данная свалка не является специализированным местом размещения отходов. Изложенное свидетельствует том, что при утилизации медицинских отходов МУЗ «Кондинская УБ» не соблюдаются установленные требования СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Прокурор полагает, что утилизация медицинских отходов с нарушением установленных требований создаёт угрозу инфекционного заражения лиц, которые так или иначе могут соприкасаться с данными отходами, а также свидетельствует о не обеспечении санитарной безопасности при обращении с отходами. Учредителем МУЗ «Кондинская УБ» является администрация Кондинского района. Поскольку у МУЗ «Кондинская УБ» отсутствует финансовая возможность для организации надлежащей утилизации медицинских отходов класса Б, аналогичная обязанность лежит и на администрации Кондинского района. Прокурор просит суд обязать солидарно МУЗ «Кондинская УБ» и администрацию Кондинского района в срок до 01 июня 2012 г. обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Запретить МУЗ «Кондинская УБ» с Дата г. несанкционированную утилизацию (сжигание) медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы на территории свалки п. Кондинское Кондинского района. В суде помощник прокурора Кондинского района Бугоркова Е. В. иск поддержала. Считает, что иск подлежит удовлетворению исходя из общих норм действующего законодательства. Причиняется ли вред окружающей среде от утилизации ответчиком медицинских отходов класса Б в нарушение установленных правил, не знает, исследование в данной области не проводилось. Представители ответчиков, третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора в суд не явились, извещёны надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, от них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Суд, выслушав прокурора, исследовав доказательства, пришел к следующему. Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 8.8 СанПиН 2.1.7.728-99 определено, что обезвреживание отходов класса «Б» может осуществляться децентрализованным или централизованным способами. При этом размещение установок по термическому обезвреживанию отходов лечебно-профилактических учреждений на территории лечебного учреждения (децентрализованный способ) рассматривается и согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. При централизованном способе отходы обезвреживаются в печах крупных мусоросжигательных заводов. При отсутствии установки по обезвреживанию эпидемиологически безопасные патологоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.) захораниваются на кладбищах в специально отведённых могилах. Другие отходы класса «Б» (материалы, инструменты, выделения пациентов, отходы из микробиологических лабораторий и вивариев), после дезинфекции, вывозятся на полигоны твердых бутовых отходов. В суде установлено, что МУЗ «Кондинская УБ» оказывает первичную медико-санитарную помощь и иные виды медицинской помощи населению п. Кондинское Кондинского района. Для указанной деятельности использует здания поликлиники, стационара, отделения рентгенологии л.д.13-18). Утилизация медицинских отходов класса Б, образующихся от деятельности МУЗ «Кондинская УБ», осуществляется учреждением самостоятельно, посредством сжигания на территории свалки п. Кондинское без применения специализированных установок по утилизации медицинских отходов л.д. 38-42). Судом установлено, что данная свалка п. Кондинское не отвечает требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения, поскольку на указанной свалке отсутствует ограждение, программа производственного контроля, не ведется учёт поступающих отходов, не выполняются необходимые мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды, не принято никаких мер по недопустимости самовозгорания отходов, размещённых на свалке, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам участка, на котором находятся отходы. На данное место размещения отходов нет проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Земельный участок, на котором размещаются отходы, в установленном порядке для указанных нужд не отведён. Изложенное свидетельствует о том, что при утилизации медицинских отходов МУЗ «Кондинская УБ» не соблюдаются установленные требования СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (далее СанПиН 2.1.7.728-99). Способы защиты гражданских прав поименованы в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), где наряду с определенными способами (в ряду которых не указан способ в виде наложения обязанности на определенное лицо не нарушать экологическое законодательство) закреплено положение о защите гражданских прав иными способами, предусмотренными законом. Статьей 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды - имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Статьей 80 названного Закона определено, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются в судебном порядке. Применение санкций в виде запрещения, приостановления и прекращения деятельности в гражданско-правовых отношениях предусмотрено ст. 1065 ГК РФ. Согласно положениям данной статьи для привлечения к гражданско-правовой ответственности обязательно наличие вреда либо опасность причинения такого вреда в будущем, то есть вероятность причинения вреда личности и (или) имуществу. Причем такая опасность должна быть реальной. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что законодатель закрепил конкретные способы защиты и предусмотрел определенные санкции в случае выявления нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, к каковым требование прокурора об обязании ответчиков обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б до 01 июня 2012 г. в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, не относится. Таким образом, данное требование удовлетворению не подлежит, так как не основано на законе. Требование прокурора о запрете МУЗ «Кондинская УБ» с 01 июня 2012 г. производить несанкционированную утилизацию (сжигание) медицинских отходов класса Б, образуемых от их деятельности, также удовлетворению не подлежит. Поскольку в суд истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) не предоставлено доказательств того, что в связи с деятельностью МУЗ «Кондинская УБ» по утилизации отходов класса Б в нарушение установленных требований СанПиНом 2.1.7.728-99 причиняется вред либо существует опасность причинения такого вреда в будущем личности и (или) имуществу, а также окружающей природной среде. Кроме того, анализируя законодательство в области охраны окружающей среды и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что на момент прокурорской проверки СанПиН 2.1.7.728-99, а в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 обязывают организации осуществляющие медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в результате которой образуются медицинские отходы класса Б производить обращение, сбор и утилизацию таких отходов в соответствии с установленными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. То есть действующими нормами уже предусмотрена обязанность утилизировать медицинские отходы класса Б только закрепленными законом способами. Следовательно, дополнительного принятия судебного решения об обязании ответчиков выполнять указанные требования закона в области охраны окружающей среды не требуется. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованы, не доказаны и потому удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Кондинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Кондинская участковая больница», администрации Кондинского района об обязании обеспечить утилизацию медицинских отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме принято 10 мая 2011 г. Судья подпись Копия верна: Судья