Дело № 2- 204 /2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года п. Междуреченский Судья Кондинского районного суда Ханты- Мансийского автономного округа -Югры Тюменской области Косолапова О.А. с участием истца прокурора Брюхановой О.Г., представителя ответчика Охрименко А.М., представителя третьего лица Перепелица Т.А., при секретаре Гайценрейдер Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района о понуждении к совершению действий по организации на территории Кондинского района муниципальных образовательных дошкольных учреждений, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Кондинского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района о понуждении к совершению действий по организации на территории Кондинского района муниципальных образовательных дошкольных учреждений. В судебном заседании представитель истца прокурор Брюханова О.Г. исковые требования поддержала. В обоснование иска указала, что в соответствии с законом организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. В силу ч. 1 ст. 26 Устава Кондинского района администрация Кондинского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают установленными законом полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, вправе осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ. Однако организация общедоступного бесплатного дошкольного образования в Кондинском районе не соответствует социальным требованиям. Согласно очередности поступления детей в дошкольные образовательные учреждения в городском поселении Междуреченский дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 574 места, в сельском поселении Леуши - 60 мест, в сельском поселении Мулымья - 23 места, в п. Ягодный - 9 мест, в п. Юмас-15 мест. Указанное положение длительное время нарушает права детей на доступность дошкольного образования, является предпосылкой для злоупотреблений должностными лицами своими полномочиями при устройстве детей в детские сады. Восстановление нарушенных прав невозможно путем предъявления единичных требований в защиту прав своего ребенка, в связи с чем прокурор обращается с иском в интересах неопределенного круга лиц по защите общезначимых интересов несовершеннолетних, состоящих в очереди для поступления в детские дошкольные учреждения. Просит обязать администрацию Кондинского района в срок до Дата организовать в поселениях Кондинского района дошкольные образовательные учреждения: в г.п. Междуреченский на 574 места, в с.п. Леуши на 60 мест, в с.п. Мулымья на 23 места, в п. Ягодный на 9 мест, в п. Юмас на 15 мест. Представитель ответчика Охрименко А.М. исковые требования не признал, в возражениях сослался на то, что в соответствии с региональным нормативом обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями, новыми СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 только в п. Междуреченский стоящие в очереди дети дошкольного возраста в полной мере не обеспечены местами в детских дошкольных образовательных учреждениях. Так, согласно произведенному расчету в с. Леуши по новым нормативам потребность в деских учреждениях дошкольного образования полностью обеспечена. При этом стоящие в п. Междуреченский в очереди 284 ребенка в возрасте до 1,5 лет не будут посещать детские в этом возрасте, в очередь поставлены на будущее время. Администрацией района принимаются необходимые меры по обеспечением дошкольными учреждениями нуждающихся. В том числе к сдаче в 2011-2013 годах планируются детские сады в п. Междуреченский, с. Леуши, в п. Юмас, в п. Мулымья в соответствии с окружной программой. Собственных средств для строительства таких учреждений в бюджете района недостаточно. Представитель третьего лица Управления образования администрации Кондинского района Перепелица Т.А. исковые требования полагает необоснованными, поскольку ответчиком принимаются необходимые меры по обеспечению детей детскими дошкольными учреждениями, в том числе через участие в программах ХМАО-_Югры в порядке софинансирования. Выслушав стороны и третье лицо, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ст. 31 закона Российской Федерации т 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования. Статьей 15 федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с законом указанное полномочие содержится в ст. 6 Устава Кондинского района ( п.11). Судом установлено, что согласно представленной истцом справке количество стоящих в очереди на получение места в детских дошкольных образовательных учреждениях детей на Дата составляет в п. Междуреченский 574, с. Леуши -60, в п. Ягодный - 9, в п. Мулымья -23, в д. Юмас - 15 (л.д.10-11). Учтено ли количество нуждающихся в детских дошкольных учреждениях детей в соответствии с утвержденными 20 декабря 2010 года изменениями СанПиН 2.4.1.2791-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», истец суду не пояснил. Между тем, названным нормативным актом изменен расчет площади групповой ( игровой) на 1 ребенка, в связи с чем количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, может увеличиться. При таких обстоятельствах возражения ответчика против иска в этой части не опровергнуты. В связи с изложенным невозможно установить количество недостающих мест в дошкольных образовательных учреждениях Кондинского района с учетом изменившихся нормативов содержания детей в дошкольных организациях. Согласно представленной суду справке ответчика о строительстве дошкольных учреждений в Кондинском районе в 2011-2013 годах запланировано и ведется строительство детских дошкольных учреждений в д. Юмас на 30 мест, в с. Леуши на 60 мест, в п. Междуреченский на 140 мест, в п. Мулымья на 40 мест. Предъявлены ли исковые требования с учетом строительства названных учреждений, истец суду не пояснил. В обоснование иска истец сослался на закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», на федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, указанные законы, а также федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иные нормативные акты не предусматривают такой способ защиты прав как возложение судом обязанности по организации муниципальных образовательных дошкольных учреждений на органы местного самоуправления. Ссылки истца на положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная норма закона предусматривает возможность обращения прокурора в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. При этом в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении прокурора, предъявленном в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. При указанных обстоятельствах требования прокурора обязать ответчика организовать муниципальные образовательные дошкольные учреждения не могут быть удовлетворены, поскольку не основаны на законе. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е ШИ Л : Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Кондинского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района об обязанности в срок до Дата организовать дошкольные образовательные учреждения в городском поселении междуреченский на 574 места, в сельском поселении Леуши на 60 мест, в сельском поселении мулымья на 23 места, в п. Ягодный на 9 мест, в д. Юмас на 15 мест. Решение может быть обжаловано в суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры через Кондинский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, с 28 мая 2011 года. Судья О.А.Косолапова