об обжаловании действий админстрации по невключению в список на получение жилищного сертификата



Дело № 2- 310/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Назарука Р. В.

с участием заявителя Севастьянова И. А., его представителя Малышева М. В.

представителя заинтересованного лица - администрации Кондинского района Копысовой Л. С. по доверенности № 20 от 08 июня 2011 года,

при секретаре Бондаренко К. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310 по заявлению Севастьянова Игоря Анатольевича к администрации Кондинского района о признании незаконными и необоснованными действия администрации Кондинского района по не включению его в списки граждан изъявивших желание получить жилищный сертификат, обязании включить в формируемый список, взыскании уплаченной госпошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Севастьянов И. А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными действия администрации Кондинского района по не включению его в списки граждан изъявивших желание получить жилищный сертификат, обязании включить в формируемый список, взыскании уплаченной госпошлины. Требования мотивированы нарушением права на получение жилищного сертификата по подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище».

В судебном заседании Севастьянов И. А. заявление поддержал и суду пояснил, что Дата он обратился в администрацию городского поселения Междуреченский с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 (далее - Постановление) в категории «сотрудника органа внутренних дел РФ, содержащегося за счёт средств федерального бюджета и увольняемого со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы в календарном исчислении которого составляет 10 лет и более». Во исполнение решения Кондинского районного суда от 22 апреля 2011 года администрация городского поселения Междуреченский Дата направила его учётное дело в отдел по жилищной политике администрации Кондинского района, который занимается формированием списка. На его обращение к ответчику о сроках включения его в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат он получил письмо администрации Кондинского района от Дата, из которого следовало, что его заявление от Дата о желании получить государственный жилищный сертификат не является основанием для его выдачи и повлечёт отклонение от установленного порядка, что приведёт к неправомерной выдаче сертификата, нарушению прав впереди стоящих граждан участников подпрограммы и как следствие нецелевое использование средств федерального бюджета. Считает отказ в постановке его в очередь на получение жилищного сертификата администрации Кондинского района незаконным. Просит суд признать незаконными и необоснованными действия администрации Кондинского района по не включению его в списки граждан изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, обязать администрацию Кондинского района до Дата включить его в формируемый список на Дата и направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взыскать уплаченную госпошлину.

Представитель заявителя Малышев М. В. доводы заявления поддержал. Суду также пояснил, что имеется вступившее в законную силу решение Кондинского районного суда от 22 апреля 2010 года, которым администрация городского поселения Междуреченский обязана устранить допущенное нарушение прав Севастьянова И. А. путём направления в отдел по жилищной политике администрации Кондинского района сведения о подаче Севастьяновым И. А. Дата заявления о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории ХМАО-Югры. Учётное дело Севастьянова И. А. было передано в отдел по жилищной политики администрации Кондинского района, однако Севастьянова И. А. не поставили в список на получение жилищного сертификата, что является незаконным и необоснованным.

Представитель заинтересованного лица администрации Кондинского района Копысова Л. С. с доводами заявления Севастьянова И. А. не согласилась и суду пояснила, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением в категории подпункта «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила), осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (по статусу уволенных со службы). Выдачу сертификатов, указанных в подпункте «а» пункта 5 Правил по данной подпрограмме осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

Согласно п. 18 Правил гражданам участникам подпрограммы, указанных в подпунктах «г», «е»- «з» пункта 5 Правил выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов российской Федерации, на территории которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Севастьянов И. А. в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по городскому поселению Междуреченский не состоит. По выписке из приказа от Дата № Севастьянов И. А. уволен из органов внутренних дел по Кондинскому району по достижении предельного возраста с Дата. Включение Севастьянова в список граждан участников подпрограммы в данной категории будет являться незаконным.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, анализируя и оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Севастьянова И. А.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (деле ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Севастьянов И. А. уволен со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста с должности, финансировавшейся за счет федерального бюджета, продолжительность службы более 10 лет, жилым помещением не обеспечен (л.д. 37, 39).

Решением Кондинского районного суда от 22 апреля 2011 года, вступившего в законную силу 08 мая 2011 года, признано незаконное включение Севастьянова И. А. в список граждан городского поселения Междуреченский, имеющих право на получение жилищных субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» в связи с выездом из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Решением суда администрация городского поселения Междуреченский обязана устранить нарушение права Севастьянова И. А. путём направления в Отдел по жилищной политике администрации Кондинского района сведений о подаче Севастьяновым И. А. Дата заявления о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. (л.д. 12-15).

Сопроводительным письмом от Дата и.о. главы городского поселения Междуреченский учётное дело Севастьянова И. А. направлено в отдел по жилищной политики администрации Кондинского района (л.д. 16-17).

Письмом главы администрации Кондинского района от Дата Севастьянову И. А. отказано в постановке в очередь на получение жилищного сертификата (л.д. 19-20).

На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

При этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Подпрограмма) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, которыми определён механизм реализации и выдачи сертификатов (л.д. 46-58).

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 14.02.2007 года № 32-п, уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 на территории автономного округа является Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Пунктом 5 Правил установлены категории граждан Российской Федерации имеющие право на участие в подпрограмме.

В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по установленной форме, к которому прилагают установленный перечень документов.

Пунктом 18 Правил определены органы осуществляющие выдачу сертификатов.

Заявитель указывает, что он обладает правом на участие в подпрограмме по подпункту «а» пункта 5 правил, указывающим, что право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Однако в соответствии с подпунктом «а» п. 18 Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), а не органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Представитель заявителя указывает на наличие права у Севастьянова на участие в подпрограмме по подпункту «г» пункта 5 Правил.

Однако суд не соглашается с доводами представителя заявителя ввиду неправильного толкования норм данного подпункта Правил.

Подпунктом «г» пункта 5 правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получения жилых помещения) до 01 января 2005 года:

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

В соответствии с подпунктом «в» п. 18 Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «г», «е» - «з» пункта 5 настоящих Правил, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

В суде установлено, что до 01 января 2005 года Севастьянов И. А. не состоял в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, правом по подпункту «г» пункта 5 Правил по участию в подпрограмме не обладает.

Согласно справкам от Дата, Дата Севастьянов И. А. проходил службу в ОВД по Кондинскому району с Дата по Дата в должности старшего оперуполномоченного ОУР, жилье за период службы не выделялось, субсидия на приобретение жилья не предоставлялась. Состоял в списках очередников ОВД на получение жилья с Дата (л.д. 39, 40).

Таким образом, требования Севастьянова об обязании администрации Кондинского района до Дата включить его в формируемый список на Дата и направить его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации противоречат вышеизложенным положениям Постановления Правительства Российской Федерации, а именно механизму реализации права на получение жилищного сертификата.

Согласно пункту 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о  признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Следовательно, полномочиями отдела по жилищной политики администрации Кондинского района по вышеуказанной подпрограмме являются составление и утверждение списков граждан данной подпрограммы, сбора пакета документов и направления их в Департамент жилищной политики для рассмотрения вопроса о выдаче сертификата на приобретение жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности решения администрации Кондинского района об отказе в признании Севастьянова И. А. участником подпрограммы и получение сертификата через орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Доводы представителя заявителя о наличии решения суда вступившего в законную силу имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого спора судом приняты быть не могут, поскольку из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами.

Решением Кондинского районного суда от 22 апреля 2011 года, вступившего в законную силу 08 мая 2011 года, признано незаконное включение Севастьянова И. А. в список граждан городского поселения Междуреченский, имеющих право на получение жилищных субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» в связи с выездом из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Администрация Кондинского района участия в рассматриваемом деле не принимала.

Кроме того, вступившим в законную силу судебным актом признаны незаконными действия администрации городского поселения Междуреченский, а не действия администрации Кондинского района.

Учитывая изложенное, суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательствах. При этом суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку реализация заявителем своего права на получение жилищного сертификата противоречит порядку установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Возмещение судебных расходов истцу в случае отказа в удовлетворении требований законом не предусмотрено.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Севастьянова Игоря Анатольевича к администрации Кондинского района о признании незаконными и необоснованными действия администрации Кондинского района по не включению его в списки граждан изъявивших желание получить жилищный сертификат, обязании включить в формируемый список, взыскании уплаченной госпошлины отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днём принятия решения в окончательной форме.

Мотивированная часть решения составлена 11 июня 2011 года.

Судья: Р. В. Назарук