Требования прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворены полностью



Дело № 2 - 31 / 2012

РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

31 января 2012 г.                                                     п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе

председательствующего Микрюкова И. Е.,

при секретаре Загородниковой Н. В.,

с участием

помощника прокурора Кондинского района Новоселова Д. Н.,

представителя ответчика администрации Кондинского района Наумова И. В., доверенность № 5 от 13 января 2012 г.,

представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Службы по надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Миловановой И. В., доверенность № 02-6079/11-0 от 19.12.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района к администрации Кондинского района об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кондинского района обратился в суд с иском к администрации Кондинского района с требованиями об устранении нарушений природоохранного законодательства, понуждении приведения объекта размещения твердых и жидких бытовых отходов от населения и предприятий городского поселения Кондинское в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и природоохранными требованиями, предъявляемым к объектам размещения и утилизации отходов, в срок до 31 декабря 2012 г.

Требования мотивированы тем, что ответчик, в полномочия которого входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе отходов, образуемых в городском поселении Кондинское Кондинского района, не принимает достаточных и эффективных мер по организации утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

Проведенной 30.07.2009 проверкой соблюдения администрацией Кондинского района природоохранного законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в поселениях Кондинского района, в том числе и на территории городского поселения Кондинское установлен факт отсутствия специализированного объекта утилизации и переработки отходов. Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок (отвод № 174 от 24 августа 1990 г., акт выбора земельного участка под расширение полигона жидких и твердых бытовых отходов для Кондинского МУП ЖКХ от 20 марта 2003 г.) размещение отходов производится на санкционированной свалке, на земельном участке размером 220 х 150 м. Свалка расположена на 1-м км автозимника на лесных землях, вне водоохранных зон рек и озер, на сухом месте, паводковыми водами не затопляется. Водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, освещение на объекте отсутствуют. Учет отходов, размещаемых на объекте, не производится. Наблюдение за состоянием компонентов окружающей среды в зоне воздействия объекта отсутствует. На свалке размещаются твердые бытовые отходы от жизнедеятельности населения, деятельности предприятий торговли, а также строительный мусор, металлолом. Производится слив неочищенных сточных вод в пруды-накопители (6 шт.) на территории свалки. В момент натурного освидетельствования на свалке производилось сжигание отходов неизвестными лицами.

При проверке на свалке произведен отбор проб воздуха и почвы для проведения количественного химического анализа, пробы почвы на токсичность. Результаты проведенного анализа показали значительное превышение концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в грунте, по сравнению с фоновыми значениями (по свинцу - в 3 раза, по хлорид-ионам - в 1,9 раз, по нитратам - в 15 раз); значительное превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере по оксиду азота в 5,67 раза.

25-26 июля 2011 г. Кондинским отделом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО - Югры проведена плановая выездная проверка, в ходе которой обследована территория вышеуказанной санкционированной свалки и установлены вышеназванные обстоятельства. Охрана свалки не осуществляется, имеется свободный доступ для транспорта. В связи с отсутствием ограждения свалки происходит разнос мусора на прилегающую территорию.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и просит обязать администрацию Кондинского района разработать проект реконструкции объекта размещения отходов городского поселения Кондинское (свалка отходов ТБО и ЖБО) в срок до 20 декабря 2012 г. Согласно проекту реконструкции привести объект размещения отходов в соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам в срок до 20 декабря 2013 г.

Представитель третьего лица Милованова И. В. исковые требования прокурора поддержала.

Представитель ответчика Наумов И. В. иск не признал и пояснил, что объект размещения бытовых отходов городского поселения Кондинское не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем его нельзя признать таковым, поэтому нельзя применять требования к объектам размещения и утилизации отходов. Просит в иске отказать.

Заслушав пояснения прокурора, объяснения представителей третьего лица и ответчика, исследовав доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законодательством, и на защиту прав жителей Кондинского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов закреплены в ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Кондинский район Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 ноября 2006 г. № 63-оз «О статусе границ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» наделен статусом муниципального района, органом исполнительной власти которого является администрация Кондинского района.

С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что ответственным пользователем земельного участка, на котором находится санкционированная свалка городского поселения Кондинское, является администрация Кондинского района.

В судебном заседании установлено, что 01-02 ноября 2011 г. государственным инспектором ХМАО - Югры в сфере охраны окружающей среды проведена плановая проверка территории вблизи санкционированной свалки городского поселения Кондинское. В ходе проверки установлено, что водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, освещение на объекте отсутствуют, учет отходов, размещаемых на объекте, не производится, мониторинг (наблюдение) за состоянием компонентов окружающей среды в зоне воздействия объекта отсутствует, на свалке размещаются твердые бытовые отходы от жизнедеятельности населения, деятельности предприятий торговли, а также строительный мусор, металлолом, производится слив неочищенных сточных вод в пруды-накопители (6 шт.) на территории свалки. Организацию, ответственную за эксплуатацию свалки, установить не удалось, выявлено непринятие мер по приведению объекта в соответствие санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям.

20 июля 2009 г. в отношении администрации Кондинского района было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, проведено административное расследование. 07 августа 2009 г. за нарушение требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов администрация Кондинского района привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Нарушение природоохранного законодательства ответчиком напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а так же права неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие в Кондинском районе.

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить полностью.

Администрации муниципального образования Кондинский район:

- разработать проект реконструкции объекта размещения отходов городского поселения Кондинское (свалка отходов ТБО и ЖБО) в срок до 20 декабря 2012 г.;

- согласно проекту реконструкции привести объект размещения отходов в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами в срок до 20 декабря 2013 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись