Дело № 2-145/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2011г. п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Назарука Р. В.,
с участием представителя ответчика - Муниципального учреждения Луговская участковая больница - Филяевой Н. М. по доверенности от 15.03.2011 года, представителя третьего лица - Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в лице территориального отдела в Кондинском районе - Димоновой С. Э.,
при секретаре Бондаренко К. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-145 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Луговская участковая больница, администрации Кондинского района об обязании обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Муниципальному учреждению Луговская участковая больница (далее - МУ Луговская УБ), администрации Кондинского района об обязании обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности МУ Луговская УБ установлено, что утилизация медицинских отходов класса Б, образующихся от деятельности МУ Луговская УБ, осуществляется учреждением самостоятельно, посредством сжигания их в самодельной печи, расположенной на территории больницы адрес. Данная печь не является специализированной установкой по утилизации медицинских отходов, разрешительные документы на её использование у МУ Луговская УБ отсутствуют, место размещения печи с органами госсанэпиднадзора не согласовывалось. Изложенное свидетельствует о том, что при утилизации медицинских отходов МУ Луговская УБ не соблюдаются установленные требования СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Утилизация медицинских отходов с нарушением установленных требований создаёт угрозу инфекционного заражения лиц, которые так или иначе могут соприкасаться с данными отходами, а также свидетельствуют о не обеспечении санитарной безопасности при обращении с отходами. Учредителем МУ Луговская УБ является администрация Кондинского района. Поскольку у МУ Луговская УБ отсутствует финансовая возможность для организации надлежащей утилизации медицинских отходов класса Б, аналогичная обязанность лежит и на администрации Кондинского района. Прокурор просит суд обязать солидарно МУ Луговскую УБ и администрацию Кондинского района в срок до 01 января 2012 года обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Запретить МУ Луговская УБ с 01 января 2012 года несанкционированную утилизацию (сжигание) медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы в самодельной печи, расположенной на территории учреждения.
В судебное заседание, назначенное на 17 марта 2011 года истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил. (л.д. 78) Полномочия представителя - помощника прокурора Кондинского района Брюхановой О. Г. надлежащим образом оформленной доверенностью, либо поручением на участие в деле не подтвердил, в связи с чем согласно требованиям ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии истца, не считая при этом нарушенными права истца, так как участие в суде является правом, а не обязанностью.
Ответчик представитель администрации Кондинского района в суд не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Ответчик представитель МУ Луговская УБ Филяева Н. М. по доверенности, исковые требования признала частично, указав, что МУ Луговская УБ действительно допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при утилизации образуемых от деятельности больницы отходов класса Б. Однако, больница является бюджетной организацией, в бюджете больницы на сегодняшний день отсутствуют денежные средства для исполнения требований прокурора.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в лице территориального отдела в Кондинском район Димонова С. Э. иск прокурора поддержала в полном объёме и суду пояснила, что утилизация медицинских отходов класса Б должна осуществляться либо в специализированной установке, либо на соответствующем полигоне.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 1999 года № 2) под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся, в том числе, в поликлиниках (взрослых, детских, стоматологических).
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.7.728-99 к классу «Б» медицинских отходов (опасны, рискованные) относятся потенциально инфицированные отходы, материалы и инструменты, загрязнённые выделения, в том числе кровью, органические операционные отходы (органы, ткани и др.), все отходы из инфекционных отделений.
Согласно п. 8.8 СанПиН 2.1.7.728-99 обезвреживание отходов класса «Б» может осуществляться децентрализованным или централизованным способами.
При этом, размещение установок по термическому обезвреживанию отходов лечебно-профилактических учреждений на территории лечебного учреждения (децентрализованный способ) рассматривается и согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора. При централизованном способе отходы обезвреживаются в печах крупных мусоросжигательных заводов.
При отсутствии установки по обезвреживанию эпидемиологически безопасные патолоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.) захораниваются на кладбищах в специально отведённых могилах. Другие отходы класса «Б» (материалы, инструменты, выделения пациентов, отходы из микробиологических лабораторий и вивариев), после дезинфекции, вывозятся на полигоны твердых бытовых отходов.
В суде установлено, что МУ Луговская УБ оказывает первичную медико-санитарную помощь и иные виды медицинской помощи населению п. Луговой Кондинского района. Для указанной деятельности МУ Луговская УБ использует здания стационара, лаборатории, пищеблока, амбулатории, физиокабинета, дневного стационара и прачечной, расположенных по адрес (л.д. 11-17).
Утилизация медицинских отходов класса Б, образующихся от деятельности МУ Луговская УБ, осуществляется учреждением самостоятельно, посредством сжигания их в самодельной печи, расположенной на территории больницы (л.д. 18)
Из объяснения главного врача МУ Луговская УБ следует, что утилизация отходов класса Б в МУ Луговская УБ производится с нарушением установленных требований по причинам отсутствия в поселении организации и полигона лицензированных по утилизации отходов, нет транспортной схемы для вывоза отходов в другие поселения, где есть соответствующие организации, отсутствует финансирование для приобретения муфельных печей (л.д. 20).
Согласно копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от Дата следует, что в отношении старшей медицинской сестры МУ Луговская УБ Р. прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 22-25).
Представленные суду акты об уничтожении отходов класса «Б» в МУ Луговская УБ в 2010 году подтверждают факт использования самодельной печи на территории больницы.
Судом установлено, что данная печь не является специализированной установкой по утилизации медицинских отходов, разрешительные документы на её использование у МУ Луговская УБ отсутствуют, место размещения печи с органами госсанэпиднадзора не согласовывалось.
Изложенное свидетельствует о том, что при утилизации медицинских отходов МУ Луговская УБ не соблюдаются установленные требования СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Утилизация медицинских отходов с нарушением установленных требований создаёт угрозу инфекционного заражения лиц, которые так или иначе могут соприкасаться с данными отходами, а также свидетельствуют о не обеспечении санитарной безопасности при обращении с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.
Согласно п. 12 ч.1 ст. 6 Устава Кондинского района к вопросам местного значения Кондинского района отнесены организация оказания на территории муниципального образования первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях (л.д. 35-37).
Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и использовать расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Устава МУ Луговская УБ (далее - Устав) учредителем больницы является администрация Кондинского района. (л.д. 28)
Больница отвечает по своим обязательствам, находящимися в её распоряжении денежными средствами, при недостаточности у учреждения указанных средств ответственности по её обязательствам несёт учредитель (р. 5.2 Устава) (л.д. 31)
В суде установлено, что у МУ Луговская УБ отсутствует финансовая возможность для организации надлежащей утилизации медицинских отходов класса Б, следовательно требования прокурора о возложении обязанности солидарно как на МУ Луговская УБ так и на администрацию Кондинского района обоснованны.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вышеперечисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно находящиеся в МУ Луговская УБ, на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, в связи с чем, они подлежат удовлетворению в полном объёме.
Также суд считает необходимым, в связи с удовлетворением исковых требований с ответчиков солидарно, в соответствии с требованиями ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна быть взыскана госпошлина в доход Кондинского района в сумме ... рублей, от уплаты которой истец был освобождён.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Луговская участковая больница, администрации Кондинского района об обязании обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить полностью.
Обязать солидарно муниципальное учреждение Луговская участковая больница и администрацию Кондинского района муниципального образования Кондинский район в срок до 01 января 2012 года обеспечить утилизацию медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Запретить Муниципальному учреждению Луговская участковая больница с 01 января 2012 года несанкционированную утилизацию (сжигание) медицинских отходов класса Б, образуемых от деятельности больницы, в самодельной печи, расположенной на территории учреждения.
Взыскать солидарно с Муниципального учреждения Луговская участковая больница и администрации Кондинского района в доход Кондинского района госпошлину в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 марта 2011 года.
Судья: Р. В. Назарук