в удовлетворении иска отказано полностью



Дело № 2-364/ 2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2012 г.      п. Междуреченский

                                                        

           Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Поплавских С.Н.,

с участием:

помощника прокурора Кондинского района Новоселова Д. Н.,

представителя администрации МО Кондинский

район         Шишкина Д. С.,

представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора       Бабкина Н. С.,

при секретаре        Гребенщиковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кондинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Кондинский район о понуждении к совершению действий по использованию и обеспечению сохранности противорадиационного укрытия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с исками о понуждении к совершению действий по использованию и обеспечению сохранности противорадиационных укрытий (далее ПРУ), которые объединены в одно производство, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кондинского района совместно со специалистами отдела надзорной деятельности по Кондинскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре, произведено натурное обследование ПРУ по <адрес> в подвальном помещении здания акушерского корпуса МБУЗ «Центральная районная больница» и по <адрес> подвальном помещении здания муниципального учреждения культуры «Районный Дворец культуры и искусств «Конда», в ходе которого выявлены следующие нарушения действующего законодательства.

        В нарушение п. п. 3.6, 1.3, 1.4,, 1.8, 1.5, 5, 6.2.1, ДД.ММ.ГГГГ, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4, 6.2.2, Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» у эксплуатирующих ПРУ организаций:

- отсутствуют журналы проверок состояния убежищ, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов;

- не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования не разработана необходимая проектно-сметная документация;

- элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей); в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра); в черный - канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды, в коричневый - трубы системы отопления;

- санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны;

- отсутствует обозначение ПРУ, которое должно осуществляться путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ПРУ;

- на дверях ПРУ не указан порядковый номер, который вносится белой краской с наружной и внутренней стороны, маркировка на всем внутреннем оборудовании защитного сооружения;

- не предусмотрены и не выполнены следующие мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых по установке в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении ); по проверке исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов; по закрытию и герметизации воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий); по закрытию защитно-герметичных ворот, дверей и ставней; по проверке работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; проверку убежища на герметичность; по переключению системы освещения помещений на режим убежища (укрытия); по установке и подключению репродукторов (громкоговорителей) и телефонов; по проверке и доукомплектованию инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;

- на видных местах в ПРУ не вывешены сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели помещений дизельных и фильтровентиляционных, мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов;

- отсутствует план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых;

- не создано звено по обслуживанию ЗС ГО для обслуживания в мирное время, для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых не создана группа (звено) по обслуживанию сооружения;

- начальником гражданской обороны организации не осуществляется планирование и выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

- для группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО не предусмотрены средства индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения, приведенных в приложении . В нарушение п.5 Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», специальное оборудование (средства связи и оповещения) убежища не содержатся в готовности к использованию по назначению.

Учредителем МБУЗ «Центральная районная больница» и Центра культуры и искусств «Конда» является администрация Кондинского района.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответчиком, как учредителем названных учреждений, не принимаются меры, направленные на устранение нарушений в области использования объектов гражданской обороны. В связи с тем, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, ответчику необходимо выполнить работы по приведению противорадиационных укрытий в надлежащее техническое состояние, возможное для безопасного пребывания укрываемых.

Прокурор просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства, предусмотренных п. п. 3.6, 1.3, 6.2.1, 3.2.24, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4, 1.4,1.8, 1.5, п.5 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В суде прокурор Новоселов иск поддержал, указав, что наличие объектов ПРУ и то, что они являются таковыми, подтверждают журналы учета защитных сооружений гражданской обороны Кондинского района, результаты инвентаризаций защитных сооружений гражданской обороны Кондинского района за 2006 г. и 2011 г., акты ввода в эксплуатацию зданий центра культуры и искусств, акушерского корпуса, проектно-сметная документация на данные здания.

Представитель ответчика Шишкин Д. С. в суде иск не признал, в связи с отсутствием объектов гражданской защиты в здании акушерского пункта по <адрес> и в здании районного дома культуры «Конда» по <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов РФ создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Согласно п. 2 названного федерального закона органы местного самоуправления поддерживают в состоянии постоянной готовности уже созданные защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованных с Министерством РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством экономики РФ.

Следовательно, строительство ПРУ в компетенцию органов местного самоуправления не входит.

Кроме того, согласно информации Управления архитектуры и градостроительства администрации Кондинского района, Управления капитального строительства Кондинского района, Урайского отдела инспектирования службы жилищного и строительного надзора ХМАО - Югры при приемке в эксплуатацию объектов капитального строительства: Центр культуры «Конда», акушерский пункт МБУЗ «МРБ» объекты ЗС ГО в эксплуатацию не принимались, более того указанные объекты ЗС ГО в реестре муниципального имущества муниципального образования Кондинский район не зарегистрированы. Также в технических паспортах на здания центра культуры «Конда» и акушерский пункт объекты ЗС ГО не значатся.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Бабкин Н. С. считает иск не подлежащим удовлетворению, в связи с фактическим отсутствием ПРУ и имущества гражданской обороны в здании акушерского корпуса ЦРБ Кондинского района, главным врачом которой он является. В здании имеется подвал, обозначенный в техническом паспорте. Какого-либо противорадиационного укрытия в здании нет, элементы такого укрытия, специальное оборудование отсутствуют, в эксплуатацию ПРУ отдельно от здания акушерского корпуса не принималось.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся противорадиационные укрытия (ПРУ), а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 4 названого Постановления определено, что ПРУ это защитное сооружение, созданное для работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время и для населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.

Прокурор утверждает о наличии на территории п. Междуреченский двух ПРУ в подвальных помещениях зданий Центра культуры по <адрес> и акушерского корпуса по <адрес>, переданных в оперативное управление соответственно МУ «Районный Центр культуры и искусств «Конда», МБУЗ «Междуреченская районная больница».

С данной позицией прокурора согласиться нельзя в силу следующего.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества муниципального образования Кондинский район (том 1 л.д. 40) противорадиационные укрытия (ПРУ) в реестре муниципального имущества муниципального образования Кондинский район не зарегистрированы, на балансе муниципальных предприятий и учреждений отсутствуют, в реестре казны не числятся.

Из договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, акта приема-передачи основных средств на праве оперативного управления, свидетельства о государственной регистрации права (том л.д. 26-29, 222) следует, что МУ «Районный Центр культуры и искусств «Конда», МБУЗ «Междуреченская районная больница» переданы в оперативное управление соответственно здание центра культуры по <адрес> и акушерского корпуса по <адрес>, при этом ПРУ не передавались.

В технических паспортах на объекты недвижимости: «Центр культуры на 550 мест» по <адрес> и акушерский корпус, под лечебные помещения по <адрес> ПРУ не зафиксированы (том 1 л.д. 130-156, 180-203).

В соответствии с п. 1.1. СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время» законченные строительством защитные сооружения, встроенные в здания вместе с основным объектом строительства (его пусковым комплексом) или отдельно стоящие сооружения гражданской обороны принимаются в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями, в состав которых включаются представители соответствующих штабов гражданской обороны. При приемке в эксплуатацию зданий центра искусств «Конда» и акушерского корпуса таковые лица не участвовали.

Приемка в эксплуатацию защитных сооружений с недоделками, отступлениями от утвержденного проекта, а также без проверки работы и проведения испытания всего установленного оборудования (в том числе средств фильтровентиляции и регенерации) запрещается. Датой ввода в эксплуатацию защитных сооружений считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией. Такой документ суду не представлен.

Согласно актам приемки законченных строительством объектов, информации Урайского отдела инспектирования службы жилищного и строительного надзора ХМАО - Югры (том 1 л.д. 172-174, 212-214) при приемке в эксплуатацию зданий «Центр культуры на 550 мест», акушерского корпуса ПРУ в эксплуатацию не принимались.

Представленным суду типовым проектом акушерского корпуса на 30 коек предусмотрена проектная документация на перевод вспомогательных помещений в подвале для использования под ПРУ, что указывает на отсутствие проектной документации защитного сооружения гражданской обороны в здании акушерского корпуса, подлежащего приемке государственной приемочной комиссией после завершения его строительства.

Кроме того, проектирование в проектно-сметной документации ПРУ не доказывает его постройку в дальнейшем.

Утверждение прокурора о том, что наличие двух ПРУ в п. Междуреченский подтверждается журналом учета защитных сооружений гражданской обороны Кондинского района, результатами инвентаризации за 2006 и 2011 г. г., паспортами ПРУ, несостоятельно.

Сведения, содержащиеся в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Кондинского района, не соответствуют фактическим данным (том 1 л.д. 225, том 2 л.д. 5-6), результаты инвентаризации за 2011 г. признаны недействительными (том 1 л.д.157, 225-228), а следовательно и за 2006 г., как не соответствующие установленным фактическим данным.

Паспорта ПРУ и обязательные приложения к ним (том 1 л.д.83-94, 116-119) оформлены ненадлежащим образом, в частности они не подписаны представителем ГО ЧС и специалистом бюро технической инвентаризации, не содержат необходимых сведений, в том числе о наличии специальной техники, средств и имущества гражданской обороны.

Таким образом, в суде бесспорно установлено, что в зданиях центра культуры «Конда» и акушерского корпуса имеются технические подвалы не являющиеся помещениями защитного сооружения гражданской обороны, не оборудованные для целей противорадиационного укрытия, в которых отсутствует специальное оборудование и средства связи гражданской обороны.

Учитывая фактическое отсутствие спорных объектов, отсутствует и возможность распространения на них каких-либо требований, в том числе и требований, предъявленных прокурором в настоящем иске.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Кондинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района о понуждении к совершению действий по использованию и обеспечению сохранности противорадиационного укрытия отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 05 октября 2012 г.

Судья:                         подпись