Дело № 5 - 26/2012 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 11 сентября 2012 г. п. Междуреченский Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Назарук Р. В. с участием начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры Миловановой И. В. по доверенности от 19 декабря 2011 года, представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» Богос Е. В. по доверенности от 23 апреля 2012 года, Морозова А. В. по доверенности от 04 мая 2012 года, при секретаре Шестаковой Г. Г. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Западная Сибирь» по ч. 2 ст. 8. 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), УСТАНОВИЛ: Проведённой проверкой в отношении ООО «Лукой-Западная Сибирь» в квартале <адрес> и в кварталах 289<адрес> установлены нарушения правил санитарной безопасности в лесах, а именно загрязнение лесов отходами производства и иное негативное воздействия на леса, а именно ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения обследования на лесном участке, расположенном в квартале <адрес> обнаружены следы загрязнения почвенного покрова водонефтяной эмульсией (порча почв). Загрязнённый лесной участок расположен в районе скважин <адрес>. Загрязнённый лесной участок имеет неправильную форму. На загрязнённом участке нефть имеет твердое физическое состояние. Площадь загрязнения составила 497,27 м2. В судебном заседании начальник Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры Милованова И. В. действующая по доверенности от 19 декабря 2011 года, подтвердила установленные судом обстоятельства, и указала, что данные загрязнения обнаружены на лицензионном участке <адрес>. В судебном заседании представители ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» Богос Е. В., Морозов А. В. просили прекратить административное производство ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Дело об административном правонарушении возбуждено незаконно, кроме того вина ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» не установлена и в материалах дела не представлено достаточных доказательств, подтверждающих вину ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно акту обследования № от ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке, расположенном в квартале № <адрес> обнаружены следы загрязнения почвенного покрова водонефтяной эмульсией (порча почв). Загрязнённый лесной участок расположен в районе скважин <адрес> (л.д. 5-6) Фототаблица к акту обследования подтверждает факт загрязнения лесного участка (л.д. 7-11).Факт загрязнения лесного участка подтверждается также протоколом об административном правонарушении. Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса. Объективная сторона данного правонарушения заключается в загрязнении лесов. Следовательно, ответственность по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ может быть применена только при загрязнении непосредственно леса, что и подтверждено представленными в суд материалами. Представители юридического лица не отрицали, что ООО «Лукойл-Западная Сибирь» имеет лицензию для добычи нефти и газа в пределах <адрес>. В соответствии с п. 39 главы VI постановления Правительства Российской Федерации № 414 от 29.06.2007 года «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»: при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам. Судебной практикой подтверждено, что нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение. Следовательно, ООО «Лукойл-Западная Сибирь» нарушило требование санитарной безопасности в лесах на вышеуказанном лесном участке. Доводы представителя Богос Е. В. об отсутствии полномочий у Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры на проведение государственного экологического надзора и составления протокола об административном правонарушении судом отклоняются как необоснованные исходя из следующего. В соответствии со статьями 23.29 и 23.24, 23.241 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 данного кодекса, относится к компетенции органов, осуществляющие государственный экологический контроль, а также органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством). Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. В части 2 указанной статьи перечислены виды государственного экологического надзора, в котором назван в числе прочих федеральный государственный лесной надзор. В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривает осуществление федерального государственного лесного надзора уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий (в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 242-ФЗ) под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 96 (в редакции Федерального закона № 242-ФЗ) Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, среди которых названо осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона № 242-ФЗ). Таким образом, Лесным кодексом Российской Федерации органам исполнительной власти субъекта переданы все полномочия по осуществлению федерального лесного надзора на землях лесного фонда за исключением: установления порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает случаев, при которых полномочие по осуществлению федерального государственного лесного надзора, переданное для осуществления уполномоченным исполнительным органам субъектов Российской Федерации, может (или должно) исполняться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением случаев, когда полномочия не переданы или переданные полномочия отозваны, чего нет в рассматриваемой ситуации). Пунктом 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394, предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 1 положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды (далее - Служба), утверждённого постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 сентября 2010 г. № 177 «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», определено, что Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды является исполнительным органом, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору в сфере обращения с отходами, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, регулирования отношений недропользования, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно пункту 3 постановления губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 сентября 2010 г. № 177 «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Служба является правопреемником Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части функций по лесному контролю и надзору, государственному пожарному надзору в лесах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 19 ноября 2010 г. №300-п должностные лица Службы включены в перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного лесного контроля и надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Так как территория лесного фонда в квартале в квартале <адрес> не относится к землям обороны и безопасности, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям лесничества и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, то Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды является уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах. Также, согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 27-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору и осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». В рассматриваемом случае государственный лесной надзор проводился на землях лесного фонда в рамках переданных полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», а не в отношении ООО «Лукойл-Западная Сибирь», как объекта хозяйственной и иной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В связи с вышеизложенным должностное лицо Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации составило обоснованно протокол об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения. Вменяемое ООО «Лукойл-Западная Сибирь» административное правонарушение - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, - является полностью оконченным непосредственно в момент загрязнения, носит одномоментный характер. Следовательно, на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Лукойл-Западная Сибирь» не истек. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не имеется. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.9 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо - ООО «Лукойл-Западная Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8. 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере ... рублей. Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение десяти дней со дня получения копии постановления. Судья: . . . Р. В. Назарук