Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2010 г.
Комсомольский районный суд г.Тольятти в составе :
судьи Бугарь Г.А.,
при секретаре Варламовой О.М.,
с участием заявителя Поплавского В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по заявлению Поплавского Владимира Николаевича о признании действий (бездействий) Президента РФ Медведева Д.А. незаконными,
у с т а н о в и л :
Поплавский В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) Президента РФ Медведева Д.А., которое поддержал в суде.
В ходе судебного заседания Поплавский В.Н. показал, что ... он обратился с письмом к Президенту РФ Медведеву Д.А., однако, в нарушение ч.2 ст.18 ФЗ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ничего не было сделано. Более того, в нарушении ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. за № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ответ в 30 дневный срок ему не был предоставлен. В результате бездействия Президента РФ Д.А. Медведева в нарушение вышеуказанных законов нарушено его право «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов» согласно п. 3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие президента РФ Д.А. Медведева незаконным. Обязать президента РФ Д.А. Медведева устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав. Он не отрицает, что действительно получил письмо из Управления Президента РФ, но это было лишь уведомление о том что его обращение перенаправлено на рассмотрение в Правительство Самарской области. Считает, что данное уведомление не является ответом на его обращение. Ему не ответили ни на один вопрос, обозначенный в обращении. Полагает, что его обращение незаконно направили для рассмотрения в правительство Самарской области, которое не уполномочено рассматривать данные вопросы, что в итоге подтвердилось сообщением из Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, в соответствии с которым его обращение направленно в федеральный центр по компетенции.
Заявитель считает, что направленные в его адрес ответы на обращения, не содержат ответы на те вопросы, которые он поставил в своих обращениях. Ответы, которые он получил, формальны, в то время как он надеялся получить мотивированный ответ Президента РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен путем факсимильной связи.
Судом принято решение о рассмотрении заявления в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав заявителя, изучив представленные доказательства, пришел к следующим выводам:
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение Поплавского В.Н. от ... к Президенту РФ Медведеву Д.А. поступило в аппарат Президента РФ ... что подтверждено уведомлением о вручении.
На указанное обращение от ... в адрес Поплавского В.Н. направлен ответ № ... от ..., из которого усматривается, что обращение Поплавского В.Н. направлено на рассмотрение в Правительство Самарской области. Имеется сообщение ... от ... Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области в соответствии с которым предложения в части улучшения качества жизни военных пенсионеров и ветеранов Вооруженных Сил направлены по компетенции в Федеральный центр.
Президент РФ, занимая особое, приоритетное место в системе органов государственной власти по обеспечению прав человека, свою компетенцию в области прав человека глава государства реализует как лично, так и через взаимодействие со всей системой органов государственной власти путем определения основных направлений политики государства, правотворчество, участие в формировании и функционировании органов государственной власти, осуществление президентского контроля и наложение конституционной ответственности. Такие полномочия глава государства осуществляет с помощью специальных инструментов: программных заявлений к народу, посланий Федеральному Собранию; установления приоритетных направлений деятельности государства; утверждения концептуальных документов в наиболее важных сферах государственной жизни; инициирования программ развития в отдельных отраслях и сферах государственного строительства.
Установлено, что обращение Поплавского В.Н., направленное в адрес Президента РФ, изучено, о чем свидетельствует текст ответа, полученный заявителем.
Довод заявителя о том, что полученные ответы не содержат мнение Президента РФ по заявленному обращению, и в них нет разъяснений на поставленные перед ним вопросы, суд находит не состоятельным. Являясь персонифицированным представителем государства, Президент РФ самостоятельно принимает решения по многим вопросам, и закон не устанавливает обязанность Президента РФ объяснять свое решение, и согласовывать свои действия по указанному вопросу.
Суд приходит к выводу, что ответы, направленные по обращениям Поплавского В.Н., отвечают требованиям закона.
Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство, в котором государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статьи 1 и 10 Конституции Российской Федерации).
Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федераций, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ). Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83-89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации рте должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда. Р Ф от 31 июля 1995 г. № 10-П).
Выполнение Президентом Российской Федерации функции гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, не дает ему право на вмешательство в деятельность органов государственной, исполнительной власти, а также в осуществление правосудия.
Реализовывать свою функцию, как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может только в тех формах, которые государства не должен подменять собой конкретные государственные органы, действующие в рамках собственных полномочий, и не обязан заниматься решением вопросов, отнесенных к компетенции других органов.
Данное положение подтверждено Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 3-П. в котором предусмотрено, что с учетом основополагающих конституционных принципов - о разделении властей, целях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации может действовать только теми методами и только в пределах тех полномочий, которые закреплены за ним в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с установлениями п. "и" ст. 83 Конституции Российской Федерации для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации- государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Статус, структура, задачи и организация деятельности данного государственного органа урегулированы Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 6 апреля 2004г.
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Указом от 17.02.2010г. №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций». Президент Российской Федерации утвердил Положение об Управлении, согласно которому наделил должностных лиц Управления правом рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации, и Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с предоставленными полномочиями, они осуществляют контроль и информируют граждан о рассмотрении их письменных обращений по вопросам, отнесенным к компетенции Главы государства.
Право на обращение в государственные органы и к должностным лицам, закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации, не означает, что ответить заявителю обязано именно то лицо, которому обращение направлено. Для работы с коллективными и личными обращениями и письмами граждан в структурах государственных органов и при должностных лицах создаются специальные подразделения, обязанные рассматривать подобные обращения и уполномоченные давать по ним ответы. В Администрации Президента Российской Федерации таким подразделением является Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, поэтому получение заявителем ответов на свои обращения к Президенту Российской Федерации из Управления, а не непосредственно от Президента Российской Федерации не является нарушением закрепленного в Конституции Российской Федерации права гражданина направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 1992 года № 28-р).
В части 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов». Как видно вышеназванная правовая норма предусматривает, -что письменный ответ по существу на все вопросы предоставляется гражданину в том случае, если вопросы, поставленные в его обращении, относятся к компетенции государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу обращения по вопросам, не относящимся к их компетенции, заявителю направляется уведомление о его переадресации.
Обращение Поплавского В.Н. от ... в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций поступило и зарегистрировано 061)7.2010г. (вх. ...). Обращение заявителя было направлено в целях защиты прав и свобод граждан Самарской области, являлось реализацией решения митинга граждан г. Тольятти.
Решение вопроса о направлении обращения в уполномоченный орган принимается должностным лицом, рассматривающим обращение, исходя их каждого конкретного случая.
В связи с тем, что вопросы, поставленные в обращении заявителя не исключают их разрешения в пределах осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, оно в соответствии с требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, было направлено в Правительство Самарской области для уточнения обстоятельств и проведения проверки в пределах его компетенции. Заявителю своевременно - ... было направлено уведомление.
Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (ч.З ст.5 Конституции Российской Федерации) органы государственной власти в субъектах осуществляют государственную власть на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и вытекающей из этого самостоятельности их органов (ст. 10 Конституции Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах, организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации", высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью. Согласно Уставу Самарской области Правительство Самарской области обеспечивает исполнение федерального законодательства и законодательства Самарской области на территории области и осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина ( статьи 82 и 86 Устава)
Согласно статьи 4 Закона. Российской Федерации от 27.04.. 1993 г. № 4866-1 « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», граждане вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
В связи с изложенным, учитывая, что заинтересованное лицо вовремя приняло меры по работе с поступившем обращением Поплавского В.Н., направив его на рассмотрение в адрес Правительства Самарской области, уведомив при этом заявителя, суд находит заявление Поплавского В.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению
В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства и, как неколлегиальный и первый в конституционной системе государственной власти орган, олицетворяет единство и целостность государства, наделенный для выражения и обеспечения этого соответствующими конституционными полномочиями. Для беспрепятственного и эффективного осуществления этих полномочий Президент Российской Федерации, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к какому-либо виду ответственности, кроме случаев, оговоренных в самой Конституции Российской Федерации. В силу этого, на него не может быть возложена обязанность по совершению определенных действий и принятию каких-либо решений.
Действиями (бездействием) Президента Российской Федерации, не нарушены права заявителя, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность и не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод. Заявителем реализовано право на обращение, обращение надлежащим образом рассмотрено и не повлекло нарушения требований, установленных Федеральным законом № 59-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 257-258 ГПК РФ, суд,
решил :
В заявленных требованиях Поплавского Владимира Николаевича об обжаловании действий (бездействий) Президента РФ Медведева Д.А. следует отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд.
Судья: Г.А.Бугарь
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2010 г.
Судья