Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2010 года Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Удаловой Ю.А., с участием истца Алексеевой Г.А., представителя истца Курнева И.А., действующего по ордеру № АК-38\64 от 19.11.2010 г., представителя ответчика Рябовой И.Л., действующей по доверенности от 12.01.2010 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Алексеевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении отдельных периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева Г.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периода её работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, мотивируя тем, что решение комиссии УПФ РФ об отказе в назначении пенсии нарушает её конституционное право на социальное обеспечение.
В судебном заседании Алексеева Г.А. на исковых требованиях настаивала и пояснила, что 26.08.2010 г. она обратилась в УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Однако в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия специального стажа (10 лет), поскольку в данный стаж не был засчитан период её работы с ... по ... в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Причиной отказа явилось отсутствие документов, подтверждающих, что в указанный период она работала с материалами, содержащими вредные вещества не ниже 3-го класса опасности в течение полного рабочего дня. Считает, что ответчик подошел формально к данному вопросу, поскольку её право на досрочную пенсию предусмотрено ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и подтверждается записью в трудовой книжке. Работая маляром, она ежедневно осуществляла деятельность по краске заводских цехов, работала в закрытых помещениях с нитрокрасками и с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Просит включить спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию.
Представитель истца Курнев И.А. требования доверителя поддержал и дал аналогичные пояснения.
Представитель ответчика Рябова И.Л. иск не признала и пояснила, что для включения спорных периодов работы в специальный стаж требуется подтверждение постоянной занятости на работе в качестве маляра и работа связана с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Подтверждением могут служить любые имеющиеся на предприятии документы: накладные на прием и отпуск лакокрасочных материалов, сертификат на краски, заключение органов Госсанэпиднадзора, приказы о закреплении за определенными участками работ, аналитические паспорта поступающих на предприятие красок, лаков, эмалей, технологический процесс окрасочных работ и другие имеющиеся на предприятии документы, из которых видно, что маляр был постоянно занят на работах, предусмотренных Списком 2. В представленной Алексеевой Г.А. справке нет ссылки на документы, подтверждающие её занятость в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня и, кроме того, не отражены: позиция льготной профессии, занятость в течение рабочего дня, прочие отвлечения. В связи с чем нет оснований для зачета периода работы маляром с 26.07.1977 г. по 27.09.1990 г. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Суд, выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, считает иск Алексеевой Г.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсии, предусматриваются для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не любой работой, в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием ряда факторов.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют трудовой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, то трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года такой работы.
В соответствии с п.4 Правил Постановления № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, под которым понимается, согласно разъяснению Минтруда от 22.05.1996 г., выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, не менее 80% рабочего времени с включением в него вспомогательных, подготовительных работ.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 был утвержден Список № 2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающий право на льготное пенсионное обеспечение», согласно раздела ХХХIII «Общие профессии» право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности и при работе с нитрокрасками в соответствии со Списком № 2 от 22.08.1956 г. № 1173.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке, что в период с ... по ... истица работала в должности маляра 4 разряда К., что по существу не оспаривается ответчиком. В настоящее время организация признана банкротом и ликвидирована. Из аттестата ... следует, что истица окончила ПУ № 30 г. Тольятти, получив профессию маляра.
Отказом ответчика явилось отсутствие документальных доказательств о том, что в указанные периоды она была занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, поскольку в К. не сохранились требуемые документы. Однако представить многие документы невозможно вследствие того, что срок накладных на поставку строительных и лакокрасочных материалов установлен в 3 года. Истица пояснила, что в спорные периоды времени она выполняла покрасочные работы в закрытых невентилируемых помещениях, ей выдавались спецодежда и бесплатное молоко, выделялись дополнительные дни к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, работала в условиях сокращенного рабочего времени. Её работа была с вредными веществами не ниже 3 класса опасности, что подтверждается гигиеническими сертификатами на лакокрасочные покрытия и растворители, из которых следует, что вещества содержали бензол, толуол, этилбензол, формальдегид. Согласно классификации предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, указанные вещества относятся ко 2 и 3 классам опасности.
Работа истца в спорные периоды с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности подтверждается также справкой ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г. Тольятти» № 06/87 от 01.07.2010 г., из которой следует, что во всех подразделениях К. за период с 1977 г. по 1991 г. при проведении малярных работ применялись синтетические лакокрасочные материалы ГФ 130, ПФ115, НЦ11, НЦ25, НЦ132, НЦ 130, ХВ 115. Окраска производилась в закрытых невентилируемых помещениях в режиме восьмичасового рабочего дня. При производстве покрасочных работ Алексеева Г.А. имела контакт с вредными веществами: спирты: бутанол и изобутанол, растворители – диметилбензол (ксилол), метилбензол (тулуол), относящиеся к 3 классу опасности.
По аналогичным делам сложилась устойчивая судебная практика, когда суды включают спорные периоды работы в специальный стаж лицам, работавшим малярами. Так, работавшим с истицей в одной бригаде Гордеевой Л.С. и Боруновой З.П. были включены периоды их работы малярами в специальный стаж, дающий право на пенсию. Суд, при вынесении решения учитывает единство судебной практики.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период работы истца с ... по ... в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, и прочие отвлечения от основной работы, подлежит включению в специальный стаж истца для начисления досрочной трудовой пенсии по старости. Поскольку к моменту обращения Алексеевой Г.А. в УПФ РФ 26.08.2010 г. у нее возникло право на досрочную пенсию, то указанную пенсию следует назначить с даты обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алексеевой Г.А. удовлетворить.
Признать за Алексеевой Г.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку 2 раздела ХХХIII 2 «Общие профессии» как маляру, занятому на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Включить в специальный стаж Алексеевой Г.А. период работы с 26.07.1977 года по 27.09.1990 года в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, и прочие отвлечения от основной работы.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти назначить Алексеевой Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 26.08.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Лифанова
Решение в окончательной форме принято 19.11.2010 г.