Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2010 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти, Самарской области в составе:
судьи Казаковой Л.А.,
при секретаре Кузнецовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Картавых М.В., представителя УПФ РФ в Комсомольском района г.о. Тольятти Рябовой И.Л. (действующей по доверенности в деле), гражданское дело ... по иску Картавых М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Картавых М.В. обратилась в суд с заявлением к УПФ РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, мотивируя свои требования тем, что в специальный стаж не были включены периоды работы: с 06.10.1992 года по 04.12.1992 года – ... с 14.11.1994 года по 25.11.1994 года, с 25.02.2000 года по 20.03.2000 года, с 23.10.2000 года по 16.11.2000 года, с 01.02.2001 года по 25.02.2001 года, с 01.03.2001 года по 30.06.2001 года – ..., с 01.02.2006 г. по 15.10.2006 года – ... с 16.10.2006 г. по 25.11.2010 г. – ...
Однако с данным решением она не согласна, поскольку с 01.12.1982 г. по настоящее время она осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
По поводу исключения времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком не согласна, поскольку п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникающих в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности.
Курсы повышения квалификации и ученические отпуска подлежат включению, поскольку за ней сохранялась заработная плата, и начислялись страховые взносы. Обучение происходило в соответствии с приказом руководителя, и способствовало повышению ее профессионального уровня.
По поводу отказа засчитать периоды работы в МУ СРЦ считает, что на основании ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 от 10.12.1995 г., ст. 17, в которой перечислены учреждения и предприятия социального обслуживания, под номером 4 указаны социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, то есть СРЦ относится к организациям социального обслуживания, что соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Картавых М.В. просила суд включить в специальный стаж период работы: с 06.10.1992 года по 04.12.1992 года – ..., с 14.11.1994 года по 25.11.1994 года, с 25.02.2000 года по 20.03.2000 года, с 23.10.2000 года по 16.11.2000 года, с 01.02.2001 года по 25.02.2001 года, с 01.03.2001 года по 30.06.2001 года – ..., с 01.02.2006 г. по 15.10.2006 года – работа в должности ... с 16.10.2006 г. по 25.11.2010 г. – ... Назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 17.08.2010 г.
Картавых М.В. в судебном заседании, требования, изложенные в заявлении, поддержала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения.
Представитель УПФ РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти требования Картавых М.В. не признала, суду пояснила, что 17.08.2010 г. Картавых М.В. обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Основным условием, определяющим право на данный вид пенсии, является наличие специального стажа не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж истца были засчитаны периоды работы продолжительностью 20 лет 3 месяца 21 день, что менее требуемых 25 лет по Закону и не дает право на досрочное назначение пенсии по старости, а поэтому требования Картавых М.В. удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования Картавых М.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право на пенсию в связи с педагогической деятельностью определяется на основании п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Правилами исчисления периодов, включаемых в этот стаж. При исчислении периодов работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Основным условием, определяющим право на данный вид пенсии, является наличие специального стажа не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № 756 от 13.10.2010 г., Картавых М.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости включены периоды работы продолжительностью 20 лет 3 месяца 21 день.
Период с 06.10.1992 года по 04.12.1992 года – ...
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т.е. до 06.10.1992 г. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов, при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Таким образом, право на включение отпусков по уходу за детьми в целом (до достижения ими возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) в стаж работы по специальности возникло у истца до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона РФ № 3543-I от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»). Учитывая положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, период нахождения истца в отпуске по уходу за детьми как до по 1,5 лет, так и до 3 лет подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени её обращения за назначением пенсии.
Требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения ... с 14.11.1994 г. по 25.11.1994 г., с 25.02.2000 г. по 20.03.2000 г., с 23.10.2000 г. по 16.11.2000 г., с 01.02.2001 г. по 25.02.2001 г., с 01.03.2001 г. по 30.06.2001 г. также подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и курсы повышения квалификации, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Картавых М.В., осуществляя в период с 1982 г. по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась ... в период действия указанных норм права, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, указанные периоды нахождения подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Разрешая требования истца о включении периодов работы СРЦ, суд исходит из следующего:
Муниципальное учреждение СРЦ создано Постановлением администрации г. Тольятти Самарской области от 03.10.1995 г. № 1427. Как следует из ст. 3 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Как следует из Уставов от 1995 г., 2000 г., 2006 г. учреждение Центр является учреждением социальной защиты несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в центр принимаются дети и подростки от 3 до 18 лет. Основными задачами Центра независимо от переименования учреждения являлась профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации, обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним. Образовательная работа с воспитанниками организуется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и основывается на принципах светского характера образования.
Из должностных инструкций воспитателя и социального педагога следует, что он участвует в процессе адаптации и реабилитации детей и подростков, находящихся в Центре. Несмотря на изменения наименования Центра, задачи и функции воспитателя и социального педагога связаны с воспитанием и социальным обслуживанием несовершеннолетних.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…» работа в должности воспитателя и социального педагога засчитывается в учреждениях социального обслуживания, работник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а потому суд считает необходимым включить в специальный трудовой стаж периоды педагогической трудовой деятельности истца с 01.02.2006 г. по 15.10.2006 г., с 16.10.2006 г. по 25.11.2010 г.
Также суд считает, что поскольку к моменту обращения истца в УПФ РФ 17.08.2010 г., у нее уже возникло право на досрочную пенсию, то указанную пенсию ей возможно назначить с даты обращения – 17.08.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Картавых М.В. – удовлетворить.
Включить в специальный стаж Картавых М.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды: с 06.10.1992 года по 04.12.1992 года – ... с 14.11.1994 года по 25.11.1994 года, с 25.02.2000 года по 20.03.2000 года, с 23.10.2000 года по 16.11.2000 года, с 01.02.2001 года по 25.02.2001 года, с 01.03.2001 года по 30.06.2001 года – ... с 01.02.2006 г. по 15.10.2006 года – работа в должности ... с 16.10.2006 г. по 25.11.2010 г. – работа в должности ...
Назначить Картавых Марине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 17.08.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г.о. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Казакова
Решение принято в окончательной форме 29.11.2010 г.