о признании незаконным решения государственного регистратора УФРС об отказе в государственной регистрации права



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Удаловой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по заявлению Якунина Н.П. о признании незаконным решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с жалобой на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Росреестр) об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: .... Свои требования заявитель мотивирует тем, что ... он обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок, предоставив постановление ... от ... Главы администрации .... .... о выделении земли, доверенность представителя, квитанцию об оплате госпошлины, распоряжение ... от ... о присвоении адреса земельному участку, кадастровый паспорт земельного участка ... от ... Однако ... он получил сообщение об отказе в государственной регистрации права по основанию не представления документов, необходимых для государственной регистрации прав. В частности представленное Постановление и кадастровый паспорт имеют расхождения в указании кадастрового номера и площади земельного участка. Считает отказ незаконным. Постановлением ... от ... главы Администрации .... .... утверждены материалы инвентаризации земель СТ "П", передана в частную собственность фактически используемая земельная площадь членам СТ "П" для ведения коллективного садоводства, согласно приложению ... к указанному постановлению. Кадастровый номер земельного участка указан ..., площадь земельного участка – ... га, форма предоставления земельного участка – частная собственность. Полномочия Администрации по изданию указанного постановления предусмотрены Уставом ..... Инвентаризация земель СТ "П" проведена в соответствии с постановлением Совета министров – Правительство РФ от ... ... «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам». Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. Главой Администрации .... .... постановление об утверждении материалов инвентаризации земель СТ "П" и предоставлении в частную собственность членам СТ "П" фактическую используемую ими площадь, издано в соответствии с компетенцией исполнительного органа местного самоуправления и является документов, на основании которого Якунину Н.П. в собственность был передан земельный участок.

Государственная регистрация права гражданина на земельный участок также будет произведена, если сведения о площади земельного участка не соответствуют данным кадастрового паспорта, а также, если кадастровый паспорт не содержит сведений о предыдущем кадастровом номере данного объекта недвижимости. Поэтому считает, что разночтения в кадастровых номерах и площади земельного участка также не может служить основанием для отказа в государственной регистрации прав.

В судебное заседание истец и его представитель не явились. Истец предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель Росреестра в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на заявление, из которого следует, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества необходима информация об объекте недвижимости, позволяющая индивидуализировать его среди других объектов. Информация о местоположении, наименовании объекта недвижимости, его площади, назначении содержится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и позволяет однозначно выделить такой объект из других объектов. Разделы, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории РФ и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» его государственного учета (далее - кадастровый номер). Идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета, является уникальным и не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации. На государственную регистрацию заявителем представлены документы, в которых имеются расхождения в указании кадастрового номера и площади заявленного к регистрации земельного участка, то есть невозможно определить, является ли земельный участок, предоставленный Якунину НЛ. на основании Постановления и земельный участок, кадастровый паспорт которого представлен на государственную регистрацию, одним и тем же объектом недвижимости. При изменении кадастрового номера земельного участка в соответствии с Приложением №3 Приказ Министерства юстиции РФ от 18.02.2008 г. № 32 в кадастровом паспорте земельного участка в строке «4» должен быть указан ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка. Однако в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте в строке «4» такая информация об изменении кадастрового номера отсутствует. Таким образом, зарегистрировать право собственности Якунина Н.П. на вышеуказанный земельный участок на основании предоставленных им на государственную регистрацию Постановления Главы администрации .... .... ... от ... и кадастрового паспорта земельного участка ... от ... невозможно в связи с разночтением кадастровых номеров земельного участка в данных документах. В соответствии с п.1 ст. 13 Закона о регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, представленных на регистрацию. Обязательность данной процедуры установлена также п.93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006г. №293 (далее - Административный регламент). При проведении правовой экспертизы, сданных на государственную регистрацию документов регистрирующий орган обязан исследовать документы в полном объеме с целью установления бесспорных оснований для возникновения, наличия прав на недвижимое имущество и отсутствия всех возможных обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации. Согласно п.93 Административного регламента государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе. Пунктом 148 Административного регламента установлено, что государственный регистратор несет персональную ответственность за соблюдение порядка проведения государственной регистрации прав, установленных п.п.92-98 Административного регламента и соответствие результатов проведенной правовой экспертизы требованиям законодательства. У государственного регистратора отсутствует право на расширительное толкование норм действующего законодательства. Более того, в ст.25.2 Закона о регистрации отсутствует обязанность регистрирующего органа провести регистрацию права собственности на земельный участок, когда указаны разные кадастровые номера в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте. При таких обстоятельствах Управление правомерно отказало в регистрации права собственности на заявленный объект недвижимости.

Суд, ознакомившись с доводами заявления и отзыва заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд может принять решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав только в случае установления нарушения данным органом прав гражданина.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Структура Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является структурным подразделением Министерства экономического развития Российской Федерации и в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 является федеральным органом исполнительной власти, то есть заявитель вправе в порядке ст. ст. 245 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что заявитель обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в чем заявителю отказано в связи с разночтениями в документах.

Суд полагает, что указанное решение Управления незаконно и создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на регистрацию принадлежащего ему земельного участка в установленном порядке.

Правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности заявителя на земельный участок, является постановление ... от ....

Из анализа положений п.1 ст. 6 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п.9 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации»; п.1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что закон признает ранее возникшие права юридически действительными, а ранее выданные правоустанавливающие документы приравнивает по юридической силе к записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственный учет земельного участка заявителя первоначально был произведен до вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, поэтому признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в объеме, необходимом для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не является основанием для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Согласно ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: .... находится во владении Якунина Н.П. и предоставлен во владение и пользование для коллективного садоводства на основании Постановления Главы администрации .... ... от ...

Таким образом, ст. 25.2 Закона о регистрации применима при проведении государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.

Указание на основания к отказу в государственной регистрации как на разночтения в документах в кадастровых номерах и площади земельного участка, суд не принимает во внимание как не основанные на законе.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Кадастровый номер указывает именно на существование земельного участка как объекта недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 17 и п.3 ст. 25.2 Закона о регистрации обязательным приложением к представляемому в соответствии со ст. 25.2 Закона о регистрации документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.

Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации, заявителем на регистрацию предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, то есть требование Закона о регистрации заявителем было соблюдено.

Таким образом, судом установлено, что все необходимые для регистрации права собственности документы, в том числе кадастровый паспорт и документ, подтверждающий факт предоставления заявителю земельного участка, были предоставлены заявителем в регистрирующий орган и разночтения в кадастровых номерах и площади земельного участка не может являться основанием к отказу в регистрации, поскольку в ином случае нарушается права заявителя, предусмотренные положением ст. 25.2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст. 98 ГПК РФ с заинтересованного лица подлежат взысканию подтвержденные расходы заявителя на оплату государственной пошлины при подаче искового заявления в сумме 200 рублей.

В силу ст.100 ГПК РФ суд считает возможным удовлетворить заявление Якунина Н.П. о возмещении его расходов на оплату услуг представителя, подтвержденные квитанцией в сумме 2 000 рублей. При этом суд учитывает сложность заявленного спора, объем оказанной представителем юридической помощи: устная консультация, составление искового заявления; отсутствие возражений заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст. 254, 255, 258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в проведении государственной регистрации права Якунина Н.П. на земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ..., площадью ...

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия по регистрации права собственности Якунина Н.П. на земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ..., площадью ...

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу Якунина Н.П. расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей и по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Лифанова

Решение в окончательной форме принято 04.10.2010 г.