о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года Комсомольский районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:

судьи: Бугарь Г.А.

при секретаре: Варламовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Махъяновой Д.Х., представителя УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Рябовой И.Л. (по доверенности от ... в деле) гражданское дело ... по иску Махъяновой Даими Хысаиновны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Махъянова Д.Х. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, для назначения трудовой пенсии.

В судебном заседании истица Махъянова Д.Х. на иске настаивала, суду пояснила, что

Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по причине исключения из стажа её 30-летней медицинской деятельности, а именно: не зачтены следующие периоды работы: с 20.08.1986г. по 16.01.1987г. - период отпуска по беременности и родам считать как 1 год за 1 год и 6 месяцев (льготное) в период работы в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара, отделения гнойной хирургии стационара в Городской больнице №6 г. Тольятти; с 05.01.1988г. по 26.06.1997г. (9 лет, 5 месяцев, 22 дня) в период работы в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара, отделения гнойной хирургии стационара ТМО-4, т.к. ТМО не предусмотрены Номенклатурой учреждений, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. №395. Считает, что отказ Управлением Пенсионного фонда назначений ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения неправомерен по следующим основаниям: право на указанную пенсию определяется в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», а так же на основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения дают право на пенсию за выслугу лет» и постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила, утвержденные данным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. По поводу отказа засчитать периоды : с 20.08.1986г. по 16.01.1987г. период отпуска по беременности и родам период работы должности работы медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара, отделения гнойной хирургии стационара в Городской больнице № 6 г. Тольятти; с 05.01.1988г. по 26.06.1997г. (9 лет, 5 месяцев, 22 дня) в период работы должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара, отделения гнойной хирургии стационара ТМО -4 и ее вины в том, что Городская больница №6 переименована в ТМО-4 - нет, а ТМО не входит в Номенклатуру учреждений, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395. Сообщает,, что и этот период ею выполнялась деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поименованных в «Списки должностей», дающих право на назначение досрочной пенсии и ТМО-4 рассматривается как Территориальное медицинское объединение №4 на основании приказа №5 от 05.01.1988г. отдела здравоохранения г.Тольятти. Полагает, что на момент обращения в Управление Пенсионного фонда она имела 30-летний стаж работы. Поэтому считает, что требования Управления Пенсионного фонда, об исключении вышеуказанных периодов работы необоснованны. Таким образом, на протяжении всей 30-летней деятельности ею выполнялась охрана здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Поэтому просит признать решение комиссии Управление ПФР в Комсомольском районе г. Тольятти от 15.12.2010 № 82 незаконным; включить в стаж для назначения пенсии следующие периоды ее трудовой деятельности: с 20.08.1986г. по 16.01.1987г. период отпуска по беременности и родам, с 05.01.1988г. по 26.06.1997г. в период работы должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара, отделения гнойной хирургии стационара ТМО -4. А так же обязать Управление ПФР Комсомольского района назначить ей пенсию со дня подачи заявления в Управление ПФР Комсомольского района.

Представитель ответчика УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Рябова И.Л., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что комиссия рассмотрела документы Махъяновой Даими Хысаиновны, 17.11.1964 года рождения, представленные 15.09.2010 г. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и приняла решение о том что условия для назначения досрочной трудовой пенсии у Истицы отсутствуют, все доводы изложены в принятом решении., на основании которых просит исковые требования истицы оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений(организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Нормы указанной статьи реализуются через Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы и Правила исчисления периодов, включаемых в этот стаж. При исчислении периодов работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Трудовая деятельность истца, в том числе в спорные периоды, подтверждается трудовой книжкой АТ-111 № 8021877(л.д.10-12).

Как следует из записи в трудовой книжке, с 04.08..1986 по 26.06.1997 Махъянова Д.Х работала в должности медицинской сестры в процедурной в отделении гнойной хирургии стационара ТМО 4.

Кроме того, истицей представлена справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Постановлением правительства РФ от 14.10.1992 г. № 785 и № 781 от 29.10.2002 утверждён список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Согласно перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работы в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев к таким должностям относится медицинские сестры.

В соответствии с правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в соответствии с ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» (утверждены Постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.) в стаж работы засчитывается работы в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет).

Суд считает, что в данном случае ответчик подошел формально к зачету периодов работ истицы, руководствуясь только названием учреждения. Основным условием, определяющим право на досрочное назначение пенсии, является наличие специального стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» врачам и среднему медицинскому персоналу, предоставлялось право на досрочную пенсию за выслугу лет независимо от наименования занимаемой должности и формы собственности учреждения. Этот порядок назначения пенсии был сохранен Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». В соответствии со ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина закон, предусматривающий ограничение прав граждан, действует только после его официального опубликования. Аналогичная норма предусмотрена ст.4 ГК РФ, согласно которой закон обратной силы не имеет. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. установлено, что пенсионные права, приобретенные гражданами на основании ранее действовавшего законодательства, не могут быть отменены, нормы, которым может быть придана обратная сила, не должны применяться, если этим ухудшается пенсионное право гражданина.

Из представленных истицей документов следует, что медицинские учреждения в которых осуществляла свою деятельность истица, неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось, вместе с тем согласно ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» законодатель, определяя категорию работ, дающую право на назначение досрочной пенсии, исходил, прежде всего, из характера работы, в процессе выполнения которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Поэтому суд считает, что при назначении пенсии за выслугу лет, в первую очередь, следует исходить из наличия самой деятельности по охране здоровья населения. Основной целью деятельности указанного ТМО является совершенствование системы здравоохранения г.Тольятти и Самарской области, квалифицированное и современное медицинское обслуживание всех слоев населения г.Тольятти и Самарской области, расширение сферы медицинских услуг и повышение эффективности. Суд считает, что название учреждения не может служить основанием для отказа засчитать в специальный стаж оспариваемый период, в противном случае была бы нарушена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равенство граждан перед законом. Применительно к Махъяновой Д.Х. суд полагает, что это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав работников здравоохранения, независимо от того, как оно было поименовано. В дальнейшем наименование учреждения было приведено в соответствие со Списком. При этом цели, задачи и вид деятельности учреждения не изменились.

Вывод пенсионного фонда об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам можно рассматривать как период получения одноименного пособия в период временной нетрудоспособности (с учетом того, что основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности). Соответственно следует включать его в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Таким образом, период отпуска по беременности и родам с 20.08.1986 г. по 16.01.1987 г и период отпуска по уходу за ребенком с 17 января 1987 по 08.04.1988. в период работы в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения стационара, отделения гнойной хирургии стационара в Городской больнице №6 г.Тольятти, должен быть засчитан истице с применением льготного исчисления стажа.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.12.2010 года № 935 усматривается, что Махъянова Д.Х. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии 15.09.2010 года, учитывая, что пенсия подлежит назначению со дня обращения, суд приходит к выводу о том, что истице необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с даты первоначального обращения, т.е. с 15.09.2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Махъяновой Даими Хысаиновны – удовлетворить.

Включить в стаж специальной деятельности Махъяновой Даими Хысаиновны дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы:

В льготном исчислении период отпуска по беременности и родам с 20.08.1986 по 16.01.1987 и отпуск по уходу за ребенком с 17.01.87 по 08.04.1988

В льготном исчислении период работы с 05.01.1988г. по 26.06.1997г. в период работы должности медицинской сестры процедурной отделения гнойной хирургии стационара ТМО4.

Назначить Махъяновой Даими Хысаиновне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения с 15.09.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме

Судья Г.А.Бугарь

Решение принято в окончательной форме 17.02.2011 г.