Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года Комсомольский районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:
судьи: Бугарь Г.А.
при секретаре: Варламовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Горячевой Н.А., представителя УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Рябовой И.Л. (по доверенности от 11.01.2011 г. в деле) гражданское дело ... по иску Горяевой Надежды Андреевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Горячева Н.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, для назначения трудовой пенсии.
В судебном заседании истица Горячева Н.А. на иске настаивала, суду пояснила, что 01 декабря 2010г. комиссия Управления ТПФ Комсомольского района рассмотрела представленные 03.09.2010 года ею документы для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако, комиссия отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии на основании: постановления Правительства № 781 от 29.10.2002г., исключив из специального стажа период работы в должности фельдшера заводского здравпункта с 01.06.1979г. по 25.01.1980г., период работы с 01.02.1980г. по 15.08.1984г. в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) в должности медицинской сестры в хирургическом отделении стационара в Городской больнице им. В.В. Баныкина, период работы с 01.01.1988г. по 02.09.1993г. в должности медицинской сестры хирургического кабинета поликлиники №1 ТМО №3, затем Народного медицинского
центра., с 22.09.1999г. по 22.10.1999г.; с 24.05.2004г. по 26.06.2004г.; с 05.05.2009г. по
26.06.2009г. курсы повышения квалификации с отрывом от производства, но с
сохранением заработной платы. Считает, что спделении стационара в
од за 1
доводы, указанные в решении комиссии об отказе ей в начислении досрочной пенсии необоснованными, так как период работы в должности фельдшера заводского здравпункта должен засчитываться в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 - Амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе и здравпункты, независимо от ведомственной принадлежности. Период работы в должности медицинской сестры в хирургическом отделении стационара должен засчитываться в льготном исчислении - 1 год за 1 год 6 месяцев на основании Постановления СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397, СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464, Правительства РФ от 23.09.1999г. № 1066 (с изменениями и дополнениями), Правительства РФ от 22.10.2002г. № 781, что в последствие, согласно протоколу заседания, признала и сама комиссия. Статьей 4 Гражданского кодекса РФ «О действии закона во времени» установлено, что закон обратной силы не имеет, следовательно, должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие во время трудовых отношений. Период работы в должности медицинской сестры хирургического кабинета поликлиники №1 ТМО-3, затем Народного медицинского центра, должен засчитываться в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с п.6 Правил и на основании Постановления Конституционного суда от 03.06.2004г. № 11-П. Период повышения квалификации также должен включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»). Кроме того, за этот период за работником сохраняется средний заработок и место работы (должность), что предусмотрено ст. 187 Трудового кодекса РФ. При этом из заработка делаются соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе и пенсионный. Истец просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии
по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, обязав ответчика Управление пенсионного фонда в Комсомольском районе г. Тольятти включить в трудовой стаж периоды работы
- с 01.06.1979г. по 25.01.1980г. (0 лет 7 месяцев 25 дней);
- с 01.01.1988г. по 02.09.1993г. (5 Лет 8 месяцев 1 день);
- с 22.09.1999г. по 22.10.1999г., с 24.05.2004г. по 26.06.2004г., с 05.05.2009г. по
26.06.2009г. (0 лет 3 месяца 26 дней);
Представитель ответчика УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Рябова И.Л., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что комиссия рассмотрела документы истицы, представленные 03.09.2010 г. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и приняла решение о том что условия для назначения досрочной трудовой пенсии у Горячевой Н.А. отсутствуют, все доводы изложены в принятом решении, на основании которых просит исковые требования истицы оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений(организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Нормы указанной статьи реализуются через Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы и Правила исчисления периодов, включаемых в этот стаж. При исчислении периодов работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Трудовая деятельность истицы, в том числе в спорные периоды, подтверждается трудовой книжкой АТ-I № 6046237, выданной 06.06.1979 года.
Как следует из записи в трудовой книжке, с 01.06.1979 по 25.01.1980 годы истица работала фельдшером заводского здравпункта Тольяттинского завода железобетонных изделий. В подтверждении спорного периода работы истицей представлена справка № 26 от 01.09.2010 года, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в соответствии с ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» (утверждены Постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.) в стаж работы засчитывается работы в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет).
Указанный выше период работы исключен их специального стажа деятельности незаконно, поскольку для возникновения права истца на получение досрочной пенсии необходимо исходить из существенных условий деятельности Горячевой Н.А. и выполнения ею определенных обязанностей, а не формальных оснований, к которым суд относит разночтение в наименовании конкретных профессий, юридических лиц и иных подразделений.
Следовательно, должен быть включен в специальный стаж деятельности истицы.
Более того, выполнение Горячевой Н.А. в указанные периоды работы лечебной деятельности является бесспорным, а так же подтверждается представленной справкой уточняющий характер осуществляющей работы Горячевой Н.А., связанный именно с деятельностью по охране здоровья населения.
Изложенные выше доводы суд основывает на том обстоятельстве, что в спорный период истица занималась именно лечебной деятельностью, в обязанности входило оказание первой медицинской помощи работнику завода, проведении медосмотров, в силу имеющегося медицинского образования истица действительно могла выполнять указанную работу.
В приказах Минздрава России № 301 от 23.11.1992 г. № 35 от 20.02.1995 г. указывалось, что «здравпункты» организуются при предприятиях, учреждениях, организациях и входят в состав поликлиники или амбулатории.
В правилах исчисления стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии, утвержденных на основании законов о пенсиях постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и 29.10.2002 г. № 781, здравпункты указаны как фельдшерские и врачебные.
Из Приказа Минздрава СССР от 11.10.1982 г. «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала…» п.п. 1.2.24 следует, что должность заведующего отделением – фельдшера или медицинской сестры устанавливается в штате поликлиники (пункт введен Приказом Минздрава СССР от 30.05.86 г. № 770).
Суд полагает, что разночтения в названии здравпункта не может являться основанием для исключения указанного периода работы истицы из специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии, так же как и разночтения в наименовании подразделений медицинского учреждения и наименовании должностей влияющих на право истицы на социальное обеспечение.
Ответчик не засчитал истице период работы с 01.01.1988 по 02.09.1993 года в должности медицинской сестры кабинета Поликлиники № 1-структурное подразделение Народного центра, поскольку Номенклатурой учреждений здравоохранения № 395 данные учреждения не поименованы и не являются муниципальными учреждениями, кроме того, «Поликлиника» не является самостоятельным лицо.
Однако, суд считает, что в данном случае ответчик подошел формально к зачету периодов работ истицы, руководствуясь только названием учреждения. Основным условием, определяющим право на досрочное назначение пенсии, является наличие специального стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» врачам и среднему медицинскому персоналу, предоставлялось право на досрочную пенсию за выслугу лет независимо от наименования занимаемой должности и формы собственности учреждения. Этот порядок назначения пенсии был сохранен Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». В соответствии со ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина закон, предусматривающий ограничение прав граждан, действует только после его официального опубликования. Аналогичная норма предусмотрена ст.4 ГК РФ, согласно которой закон обратной силы не имеет. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. установлено, что пенсионные права, приобретенные гражданами на основании ранее действовавшего законодательства, не могут быть отменены, нормы, которым может быть придана обратная сила, не должны применяться, если этим ухудшается пенсионное право гражданина.
Из представленных истицей документов следует, что медицинские учреждения, в которых осуществляла свою деятельность истица, неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось, вместе с тем согласно ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» законодатель, определяя категорию работ, дающую право на назначение досрочной пенсии, исходил, прежде всего, из характера работы, в процессе выполнения которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Поэтому суд считает, что при назначении пенсии за выслугу лет, в первую очередь, следует исходить из наличия самой деятельности по охране здоровья населения. Основной целью деятельности указанного ТМО является совершенствование системы здравоохранения г.Тольятти и Самарской области, квалифицированное и современное медицинское обслуживание всех слоев населения г.Тольятти и Самарской области, расширение сферы медицинских услуг и повышение эффективности. Суд считает, что название учреждения не может служить основанием для отказа засчитать в специальный стаж оспариваемый период, в противном случае была бы нарушена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равенство граждан перед законом. Применительно к Горяевой Н.А. суд полагает, что это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав работников здравоохранения, независимо от того, как оно было поименовано. В дальнейшем наименование учреждения было приведено в соответствие со Списком. При этом, цели, задачи и вид деятельности учреждения не изменились.
Вывод пенсионного фонда об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 22.09.1999 по 22.10.199, с 24.05.2004 по 26.06.2004 года, с 05.05.2009 по 26.06.2009 года является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»). Истицей представлены свидетельства о повышении квалификации, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации в спорные периоды. Кроме того, за этот период за работником сохраняется средний заработок и место работы (должность), что предусмотрено ст. 187 Трудового кодекса РФ. При этом, из заработка сотрудника делаются соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе и пенсионный.
Доводы ответчика о том, что зачет указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, законодательством не предусмотрен, суд считает необоснованными.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 01.12.2010 года № 890 усматривается, что Горячевой Н.А. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии 03.09.2010 года, учитывая, что пенсия подлежит назначению со дня обращения, суд приходит к выводу о том, что истице необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с даты первоначального обращения, т.е. с 03.09.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Горячевой Надежды Андреевны – удовлетворить.
Включить в стаж специальной деятельности Горячевой Надежды Андреевны дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы:
с 01.06.1979г. по 25.01.1980г. (0 лет 7 месяцев 25 дней)- в должности фельдшера в заводском здравпункте Тольяттинского завода железобетонных изделий.
с 01.01.1988г. по 02.09.1993г. (5 Лет 8 месяцев 1 день); в должности медицинской сестры хирургического кабинета Поликлиники № 1 структурное подразделение ТМО-3.
с 22.09.1999г. по 22.10.1999г., с 24.05.2004г. по 26.06.2004г., с 05.05.2009г. по
26.06.2009г. (0 лет 3 месяца 26 дней) курсы повышения квалификации в должности медицинской сестры хирургического отделения КДЦ № 1 в МУЗ Городской поликлинике № 2.
Назначить Горячевой Надежде Андреевны досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения с 03.09.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.А.Бугарь
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2011 года