о досрочном назначении пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года Комсомольский районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:

судьи: Бугарь Г.А.

при секретаре: Варламовой О.М.,

с участием истицы Кузнецовой О.В.

представителя ответчика Лабгаева А.М. ( по доверенности от 11.01.2011 года № 1 ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Кузнецовой Ольги Викторовны к ГУ Центр занятости населения г.о.Тольятти о досрочном назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецова О.В. обратилась в суд с иском ГУ Центр занятости населения г.о.Тольятти о досрочном назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что 05.11.2009 г. она была уволена с ОАО «АвтоВАЗагрегат» в связи с сокращением штата работников, по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. 09.11.2009г. я встала на учет в ГУ «Центр занятости населения г. о. Тольятти» по месту жительства (в Комсомольском р-не г.о. Тольятти). С 09.11.2009 г. ей назначено пособие по безработице. 20.10.2010г. ей исполнилось 53 года. В связи с этим, работники ГУ «Центр занятости населения г. о. Тольятти» предложили мне собрать документы для досрочного ухода на пенсию, так как трудоустроить меня они не могут. В связи с этим, она обратилась к Ответчику с письменным заявлением о досрочном назначении пенсии. 27.10.2010 г. по ее заявлению была назначена комиссия. По результатам заседания данной комиссии ей сообщили, что рассмотрение ее вопроса отложено до февраля 2011 г. При этом, мотивированного решения ей не предоставили. Причины, по которым было отложено рассмотрение ее вопроса, не разъяснили. Вместе с тем, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О занятости населения» по предложению Центра занятости населения гражданам, может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. При этом, необходимо наличие нескольких условий, а именно: если органы Службы занятости не могут трудоустроить безработного; Гражданин уволен в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации; Граждане должны иметь страховой стаж 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин) и
достичь возраста 58 (для мужчин) и 53 года (для женщин). Таким образом, считает, что она имеет право на досрочный уход на пенсию. Ее стаж составляет более 33 лет. В Центре занятости имеется Банк (отдел) компетентных кадров, работу которого за год она так и не увидела. Ни одной вакансии за год ей не предложили. 08.11.2010 г. она обратилась с письменным заявлением к Ответчику с просьбой разъяснить, почему ей не предоставляют конкретной информации. Только после этого ей выдали копию протокола № 22 ГК/д 10 от 27.10.2010 г., согласно которому из всех заявленных претендентов на досрочный уход на пенсию отказали только ей и еще одной женщине. 30.11.2010 г. она получила письмо от Ответчика о том, что может обратиться с заявлением о досрочном уходе на пенсию в январе-феврале 2011 г., так как будут продолжены попытки ее трудоустройства. С данным ответом она не согласна. Считает, что работники ГУ «Центр занятости населения г. о. Тольятти» злоупотребляют своими правами, ограничивая ее в правах. Фактически поиск работы для нее не осуществляется. Ей ни разу не было выдано ни одного направления, ни на одну вакансию. После того, как истечет срок выплаты пособия по безработице 05.02.2011 г. ей просто не на что будет жить. Трудоустроиться самостоятельно она не может, так как все работодатели, узнав про возраст, сразу отказывают в трудоустройстве. Согласно ст. 19 Конституции РФ, все граждане равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина является непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании изложенного, просит, суд обязать ответчика - Государственное учреждение Центр занятости населения г.о. Тольятти Самарской области выдать ей представление для Пенсионного фонда о досрочном назначении пенсии.

В судебном заседании истица на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения.

Представитель ответчика Лабгаев А.М. в ходе судебного заседания пояснил, что не согласен с требованиями истицы по следующим основаниям: Кузнецова О.В., уволенная из ОАО «АвтоВАЗагрегат» в связи с сокращением штата работников организации, обратилась в ГУ ЦЗН городского округа Тольятти и была зарегистрирована в качестве безработной 09.11.2009г. В октябре 2010 года Кузнецова О.В. подала заявление о назначении ей досрочной пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». 27.10.2010 г. заявление было рассмотрено комиссией по рассмотрению заявлений граждан о направлении на досрочную пенсию. Рассмотрев заявление Кузнецовой О.В., а так же материалы находящиеся в её личном деле безработного, комиссия не нашла достаточных оснований для направления Кузнецовой О.В. на досрочную пенсию. Кузнецовой О.В. было разъяснено, что Служба занятости будет продолжать работу по подбору вакансий для её трудоустройства. В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости, при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Из данной нормы следует не обязанность, а право органов службы занятости направлять на досрочную пенсию граждан указанной категории, зарегистрированных в качестве безработных. При этом, обязательным условием направления на досрочную пенсию, является отсутствие возможности для трудоустройства безработных граждан. С учётом постоянно пополняемого банка вакансий центра занятости, а также с учётом профессии Кузнецовой О.В., профессионального опыта, возраста (53 года ей исполнилось только 20.10.2010г.), состояния здоровья (отсутствие ограничений по труду), служба занятости считает возможным и целесообразным продолжить поиск для неё подходящей работы. Делать выводы об отсутствии возможности для трудоустройства Кузнецовой О.В. преждевременно. Кроме того, комиссией при принятии решения учитывалось что Кузнецова О.В. получает пособие по безработице в максимальном размере - 4900 рублей в месяц до 5 февраля 2011 года, и после этого срока выплата пособия будет продлена, в соответствии с п.1 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж 20 лет (ориентировочно на 5 месяцев). Отдельно считает необходимым отметить, что если нормативно правовым актом устанавливается какое либо право субъекта, то на это прямо указывается в наименовании или диспозиции нормативно правового акта, то есть нома носит императивный характер. Например: Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержит: Статью 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию, согласно которой: «право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом...»; Статью 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно которой: «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:...» В отличие от указанных норм, часть 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» носит диспозитивный характер и говорит о том, что отдельным гражданам по предложению органов службы занятости и с их согласия может назначаться досрочная пенсия. Таким образом, считаем, что требование Кузнецовой О.В. о назначении ей досрочной пенсии не основано на законе, поэтому просит суд в исковых требованиях Кузнецовой О.В. отказать. Не отрицает, что 2010 год являлся послекризисным, вакансий было мало, но в данный момент ситуация в стране стабилизировалась и банк вакансий пополняется, поэтому считает, что будет возможность трудоустроить истицу.

Свидетель С допрошенная в судебном заседании, пояснила, что она работает начальником отделения ГУ ЦЗН Комсомольского района. Истица обратилась в Центр занятости с вопросом о назначении досрочной пенсии в ноябре, ей было предложено собрать документы. И если она сможет подтвердить свое право на назначение досрочной пенсии, то возможно ей ее и назначат. В ее компетенцию не входит назначение досрочной пенсии, она только подготавливает документы, а решение принимает Центральный отдел Центра занятости Населения. Истице было отказано в досрочном назначении пенсии, но причину она затрудняется назвать, так как это в ее компетенцию не входит. Год был кризисный, истица пришла в Центр со справкой о высоком заработке и поэтому подобрать подходящую ей работу было затруднительно. Официальных направления на работу истице не выдавалось, а предлагались все имеющиеся вакансии, бывает, что люди соглашаются на любую работу. У истицы до февраля положены выплаты, но их могут продлить до лета в связи со стажем работы. Истица имеет право обратиться после окончания выплат повторно с заявлением о досрочном назначении пенсии. Но ее будут стараться трудоустроить до этого времени. Истица приходила к ней на прием и просила протокол комиссии, но на тот момент протокола комиссии у нее не было, так как не она принимает решение о назначении досрочной пенсии, а просто оформляет документы.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.:

В соответствии со ст.55,56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильно рассмотрения и разрешения дела.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив юридически значимые обстоятельства, дав надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований истицы Кузнецовой О.В. следует отказать, по следующим основаниям:

Установлено, что 05.11.2009 года истица была уволена в связи с сокращением штатов с ОАО «АвтоВАЗагрегат», что подтверждается записями трудовой книжки ... выданной ...

09.11.2009 года истица обратилась в ГУ ЦЗН городского округа Тольятти и была зарегистрирована в качестве безработной 09.11.2009г. В октябре 2010 года Кузнецова О.В. подала заявление о назначении ей досрочной пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

27.10.2010 г. заявление было рассмотрено комиссией по рассмотрению заявлений граждан о направлении на досрочную пенсию, по результатам которой комиссия не нашла достаточных оснований для направления Кузнецовой О.В. на досрочную пенсию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости, при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Постановлением Минтруда России от 14.06.2001 N 48 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. На основании п. 3 Порядка основными условиями назначения пенсии по старости (а также пенсии на льготных условиях) досрочно являются:

- признание граждан в установленном порядке безработными;

- отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

- наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях;

- достижение безработными гражданами определенного возраста;

- увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

- согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Таким образом, из анализа данных норм следует не обязанность, а право органов службы занятости направлять на досрочную пенсию граждан указанной категории, зарегистрированных в качестве безработных. При этом, обязательным условием направления на досрочную пенсию, является отсутствие возможности для трудоустройства безработных граждан.

Из показаний представителя ответчика, а так же из показаний свидетеля Санталовой Т.Ю., следует, что банк вакансий центра занятости постоянно пополняется, а также с учётом профессии Кузнецовой О.В., профессионального опыта, возраста (53 года ей исполнилось только 20.10.2010г.), состояния здоровья (отсутствие ограничений по труду), суд приходит к выводу о том, что у истицы имеются все шансы для дальнейшего трудоустройства, так как ответчик продолжает поиск для неё подходящей работы.

Кроме того, комиссией при принятии решения учитывалось что Кузнецова О.В. получает пособие по безработице в максимальном размере - 4900 рублей в месяц до 5 февраля 2011 года, и после этого срока выплата пособия будет продлена, в соответствии с п.1 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж 20 лет (ориентировочно на 5 месяцев).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование Кузнецовой О.В. о назначении ей досрочной пенсии преждевременно и противоречит действующему законодательству и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь Законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 61,194-199,439 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В иске Кузнецовой Ольги Викторовны к ГУ Центр занятости населения г.о.Тольятти о досрочном назначении пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме

Судья Г.А.Бугарь

Решение принято в окончательной форме 17.01.2011 года