об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи: Бугарь Г.А.,

при секретаре: Варламовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца пом. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Трониной Т.Н., представителя ответчика МУЗ «Детский санаторий «Бережок» Московской Т.А., представителя мэрии г.о.Тольятти Осиповой О.Н. представителя 3-го лица Губанеева С.В. (действует на основании служебного удостоверения ...), гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г.о. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок», мэрии г.о.Тольятти об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности В МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок», расположенного на территории Комсомольского района г.Тольятти. В ходе проверки установлено, что МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» не соблюдаются требования пожарной безопасности. Так, согласно акту № 264 от 28 января 2010 г. проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля ОГПН Комсомольского района в помещении МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок», расположенном по адресу: г.Тольятти, ул. Чайкиной, 37 выявлены следующие нарушения: отсутствует второй эвакуационный выход из блока «Мать и дитя» 2 этаж; отсутствует второй эвакуационный выход из блока № 3 дошкольного поста 2 этаж; отсутствует второй эвакуационный выход из группы 2-го школьного поста; - отсутствует второй эвакуационный выход со 2-го этажа.

Сложившееся положение создает для учащихся, врачей, педагогов и других лиц опасные условия нахождения в данном учреждении. Установление сроков устранения выявленных нарушений до конца 1 квартала 2011 г. указанных в предписании № 264/1/1-12 отдела Государственного пожарного надзора г.о. Тольятти не соответствует требованиям безопасности, до указанных сроков вышеназванные нарушения продолжают создавать условия к возникновению пожаров.

Ответчикам известна ситуация, которая сложилась в учреждении, однако действенных мер к устранению нарушений не принимается. Сложившаяся ситуация может повлечь трагические последствия в виде гибели людей и нанесения ущерба имуществу.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2ОО4г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности (редакция ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи, с чем обязанности по обеспечению пожарной безопасности должно быть возложено на ответчиков. Самостоятельно муниципальное учреждение в связи с трудным финансовым положением не может устранить отдельные нарушения пожарной безопасности.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства. Истец просит обязать администрацию МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» и мэрию городского округа Тольятти: оборудовать второй эвакуационный выход из блока «Мать и дитя» 2 этаж; оборудовать второй эвакуационный выход из блока № 3

дошкольного поста 2 этаж; оборудовать второй эвакуационный выход из группы 2-го школьного поста; оборудовать второй эвакуационный выход со 2-го этажа.

В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н., уточнила исковые требования, пояснив, что в ходе проведения с 19.01.2011 по 15.02.2011 плановой выездной проверки соблюдения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности в Муниципальном учреждении здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий «Бережок», ОГП г.р. Тольятти и м.р. Ставропольский были выявлены следующие нарушения: в комнате отдыха допускается эксплуатация электрочайника без подставки
из негорючего теплоизоляционного материала, исключающего опасность
возникновения пожара; для покрытий пола в общем коридоре из помещения группы третьего поста (раздевалки) применены горючие материалы для отделки, облицовки с более
высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум); дверь из помещений третьего поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; провод соединительных линий СОУЭ около кабинета главного врача проложен не в строительной конструкции, коробе, канале из негорючих материалов; для окраски стен в общем коридоре из помещения группы третьего поста применены горючие материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (масляная краска); из помещения класса Ф1.1 (спальни третьего поста), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует 2-ой эвакуационный выход; в складском помещении (помещение спальни третьего поста), в месте заполнения проема противопожарной преграды не установлена противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60; в техническом помещение (кладовке спальни третьего поста) стеллажи имеют горизонтальные экраны, которые выполнены из горючих материалов; из помещения класса Ф1.1 (столовой), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует 2-ой эвакуационный выход; конструкция кровли в комнате для прогулки выполнена с пределом огнестойкости менее требуемого предела огнестойкости ограждающей части
противопожарной преграды (деревянные балки); в игровой комнате для детей ковер не прикреплен к полу; для покрытий пола в общем коридоре помещения группы для занятий с
детьми применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум); дверь из помещении группы для занятий с детьми в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворе и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; для покрытий пола в общем коридоре из помещения трудотерапии
применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум); дверь из помещения трудотерапии на лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворе и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; отделка стен зала для физкультурных занятий выполнена из горючих материалов (по факту - пластиковые панели.); на дверях технических помещений отсутствуют надписи, определяющие назначение помещений и место хранение ключей; над основным эвакуационным выходом провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов; ширина двери основного эвакуационного выхода из помещений в свету, выполнена менее 1,2 м (по факту 1 м); в помещении (склад сыпучих товаров) в месте заполнения проема противопожарной преграды не установлена противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60; в техническом помещение (склад сыпучих товаров) стеллажи имеют горизонтальные экраны, которые выполнены из горючих материалов; объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; в помещениях имеющиеся знаки пожарной безопасности, предназначенные для целей эвакуации, выполнены не с элементами (фон, символ) белого, не фосфоресцирующего цвета; для покрытий пола в общем коридоре из помещения школы применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум); для покрытий пола в общем коридоре второго поста применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум); дверь из помещений группы второго поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; дверь из помещений первого поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; из помещения класса Ф1.1 (столовой 2-го блока), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует 2-ой эвакуационный выход; дверь из помещений четвертого поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; дверь из помещений четвертого поста в лестничную клетку фиксируется в открытом положении (не используется автоматическое устройство, срабатывающее при пожаре); в мастерской плотника эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в мастерской плотника электропроводка, проложенная открытым способом, не защищена от возможных механических повреждений; не разработана проектно-сметная документация (ПСД) в связи с изменением функционального назначения здания (а именно: помещение ванной используется под комнату отдыха (возле кабинета главного врача, возле помещений школы), тамбур эвакуационного выхода из помещений бухгалтерии используется под помещение плотника, балкона (воздушной
зоны) - под помещения для прогулки детей и пр.); отсутствует эвакуационное освещение в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел; вентиляционные воздуховоды не очищаются от горючих отходов в сроки,
определенные приказом по организации; для здания не выполнены фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее ФЭС) в том числе и планы эвакуации в соответствии с ГОСТ Р
12.2.143-2009. С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ ранее заявленные исковые требования № 21-29-319-11 от 07.02.2011 должны быть изменены, путем дополнения (увеличения) исковых требований. Истец просит обязать администрацию МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» и мэрию городского округа Тольятти: демонтировать горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой
пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум) для покрытий пола в
общем коридоре из помещения группы третьего поста (раздевалки); установить уплотнения в притворах и оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии в двери из помещений третьего поста в лестничную клетку; провод соединительных линий СОУЭ около кабинета главного врача
проложить в строительной конструкции, коробе, канале из негорючих материалов; демонтировать горючие материалы с более высокой пожарной опасностью,
чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (масляная краска) для окраски стен в
общем коридоре из помещения группы третьего поста; оборудовать 2-ой эвакуационный выход из помещения класса Ф1.1 (спальни третьего поста), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек; установить противопожарную дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60 в складском помещении (помещение спальни третьего поста), вместе заполнения проема противопожарной преграды; в техническом помещение (кладовке спальни третьего поста) на стеллажах устранить горизонтальные экраны, которые выполнены из горючих материалов; оборудовать из помещения класса Ф1.1 (столовой), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек 2-ой эвакуационный выход; конструкцию кровли в комнате для прогулки выполнить с требуемым пределом огнестойкости; демонтировать горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум) для покрытий пола в общем коридоре помещения группы для занятий с детьми; дверь из помещении группы для занятий с детьми в лестничную клетку, оборудовать уплотнениями в притворе и устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; демонтировать горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум) для покрытий пола в общем коридоре из помещения трудотерапии; дверь из помещения трудотерапии на лестничную клетку оборудовать уплотнением в притворе и устройством для самозакрывания; демонтировать отделку стен зала для физкультурных занятий из горючих материалов (по факту — пластиковые панели.); на дверях технических помещений обеспечить надписями, определяющими назначение помещений и место хранение ключей; над основным эвакуационным выходом провода соединительных линий СОУЭ проложить в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов; ширину двери основного эвакуационного выхода из помещений в свету, расширить до размера не менее 1,2 м (по факту 1 м); в помещении (склад сыпучих товаров) в месте заполнения проема противопожарной преграды установить противопожарную дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60; в техническом помещении (склад сыпучих товаров) на стеллажах устранить горизонтальные экраны, которые выполнены из горючих материалов; объект обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; в помещениях имеющиеся знаки пожарной безопасности, предназначенные для целей эвакуации, выполнить с элементами (фон, символ) белого, фосфоресцирующего цвета; демонтировать горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум) для покрытий пола в
общем коридоре из помещения школы; демонтировать горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум) для покрытий пола в общем коридоре второго поста; дверь из помещений группы второго поста в лестничную клетку, оборудовать уплотнениями в притворах и устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; дверь из помещений первого поста в лестничную клетку, оборудовать уплотнениями в притворах и устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; оборудовать из помещения класса Ф1.1 (столовой 2-го блока),
предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек 2-ой
эвакуационный выход; дверь из помещений четвертого поста в лестничную клетку оборудовать
уплотнениями в притворах и устройством для самозакрывания, которое
должно постоянно находиться в исправном состоянии; дверь из помещений четвертого поста в лестничную клетку необходимо оборудовать автоматическим устройством, срабатывающем при пожаре); в мастерской плотника заменить светильники со снятыми колпаками
(рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в мастерской плотника электропроводку проложить в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов; разработать проектно-сметную документацию (ПСД) в связи с изменением
функционального назначения здания (а именно: помещение ванной
используется под комнату отдыха (возле кабинета главного врача, возле
помещений школы), тамбур эвакуационного выхода из помещений
бухгалтерии используется под помещение плотника, балкона (воздушной
зоны) - под помещения для прогулки детей и пр.); установить эвакуационное освещение в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел; организовать очищение вентиляционных воздуховодов от горючих отходов
в сроки, определенные приказом по организации; для здания выполнить фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее ФЭС) в том числе и планы эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009. из групповой ячейки (блока «Мать и дитя») на втором этаже не запроектировать рассредоточенные выходы на две лестничные клетки; из групповой ячейки (блока №3 дошкольного поста) на втором этаже запроектировать рассредоточенные выходы на две лестничные клетки; из групповой ячейки (2-го школьного поста) на втором этаже запроектировать рассредоточенные выходы на две лестничные клетки; из каждой групповой ячейки на втором этаже запроектировать рассредоточенные выходы на две лестничные клетки

В судебном заседании представитель ответчика МУЗ «Детский психоневрологичекий санаторий «Бережок» Московская Т.А. с предъявленными требованиями согласилась частично, пояснив суду, что в ходе проверки противопожарной безопасности действительно были выявлены нарушения, которые в настоящее время исправляются, однако, из-за недостаточного финансирования бюджетных средств не имеется возможности устранить весь перечень недостатков. Администрация санатория обязуется устранять указанные нарушения по мере поступления бюджетных средств.

В судебном заседании представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти с иском прокурора не согласился, пояснив, что по результатам проведенной Госпожнадзором г.о. Тольятти проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности МУЗ «Детский санаторий «Бережок» г.о. Тольятти по устранению нарушений, установлено, что противопожарное состояние здания, расположенного по адресу: г.Тольятти, ул.Чайкиной, 37, неудовлетворительное. К основным нарушениям отнесены: отсутствие второго эвакуационного выхода из блока «Мать и дитя», из блока №3 дошкольного поста, из группы 2 школьного поста, со 2 этажа здания и другие. Указанное состояние помещений угрожает безопасности и жизни людей, находящихся на лечении в МУЗ «Детский санаторий «Бережок». В ходе судебного рассмотрения к участию в деле привлечена мэрия городского округа Тольятти, поскольку основной причиной неустранения нарушений в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» указано отсутствие финансирования, отсутствие собственных средств учреждения, необходимых для устранения нарушений. Следует отметить, что в соответствии со ст.38 Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ предусмотрена ответственность, в том числе и руководителей организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться муниципальным имуществом. Кроме того, в соответствии со ст.37 указанного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» г.о. Тольятти является муниципальным учреждением здравоохранения, находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения мэрии г.о. Тольятти. Учредителем является муниципальное образование - мэрия городского округа Тольятти. Учредитель надлежащим образом осуществляет обязанность по содержанию учреждения. В 2008 году за счет средств бюджета городского округа Тольятти по отрасли «Здравоохранение» на содержание имущества (КБК 225) выделено всего 191 226 тыс. рублей, их которых в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» направлено 2 423 тыс. рублей; в том числе на проведение капитального ремонта было направлено 90 378 тыс. рублей, из которых в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» - 1 260 тыс. рублей. Следует отметить, что в ведомственном подчинении департамента здравоохранения мэрии всего находится 21 муниципальное учреждение здравоохранения. В 2009 году за счет средств бюджета городского округа Тольятти по отрасли «Здравоохранение» на содержание имущества (КБК 225) выделено всего 172 316 тыс. рублей, их которых в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» направлено 1 722 тыс. рублей, в том числе на проведение капитального ремонта было направлено 77 077 тыс. рублей, из которых в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» - 473 тыс. рублей. Кроме того, на противопожарные мероприятии по коду КБК 226 в детский санаторий направлено 26 тыс. рублей.

В 2010 году за счет средств бюджета городского округа Тольятти по отрасли «Здравоохранение» на содержание имущества (КБК 225) выделено всего 101 532 тыс. рублей, в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» направлено 1 165 тыс. рублей; в том числе на проведение капитального ремонта 29 825 тыс. рублей, из которых в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» направлено 65 тыс. рублей. Предъявленные к исполнению требования по нарушениям, в том числе и оборудованию второго эвакуационного выхода из блока «Мать и дитя», из блока №3 дошкольного поста, из группы 2 школьного поста, со 2 этажа здания установлены в правилах пожарной безопасности, введенных в действие в 2003 году, в то время как здание МУЗ «Детский санаторий «Бережок» было введено в эксплуатацию ранее в период с 1978г., следовательно, данные правила неприменимы. Данное положение подтверждается пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения», утвержденной приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007г. №140, в соответствии с которым требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. Кроме того, в соответствии с Уставом МУЗ «Детский санаторий «Бережок» является самостоятельным юридическим лицом, имеет право на осуществление деятельности по оказанию платных медицинских услуг (доходами от оказания платных медицинских услуг учреждение распоряжается самостоятельно). В МУЗ «Детский санаторий «Бережок» собственные средства на устранение нарушений не использовались. Следует отметить, что часть нарушений требований пожарной безопасности, изложенных в исковом заявлении, может быть устранена без значительных материальных затрат силами МУЗ «Детский санаторий «Бережок» в частности: эксплуатация в комнате отдыха электрочайника без подставки из негорючего материала, в игровой комнате ковер не прикреплен к полу, на дверях технических помещений отсутствуют надписи, определяющие назначение помещений и место для хранения ключей, в мастерской плотника эксплуатируются светильники со снятыми колпаками. Информация о состоянии пожарной безопасности в муниципальных учреждениях здравоохранения неоднократно рассматривалась на совместных совещаниях в Мэрии городского округа Тольятти. Разработан и утвержден План мероприятий по приведению в МУЗ «Детский санаторий «Бережок» в соответствии с требованиями пожарной безопасности, составлен отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных планом мероприятий. Департаментом здравоохранения в адрес Департамента общественной безопасности и мобилизационной подготовки мэрии городского округа Тольятти направлены предложения для включения в ведомственную целевую программу «Обеспечение пожарной безопасности в г. о. Тольятти на 2012-2014гг.».

Общая потребность в финансовых средствах на выполнение мероприятий по пожарной безопасности в муниципальных учреждениях здравоохранения составляет 405 458,76 тыс. руб., в том числе: на 2012г. - 169 378,64 тыс. руб.; на 2013г. - 121 505,82 тыс. руб.; на 2014г. - 114 574,30 тыс. руб. В рамках указанной программы для МУЗ городского округа Тольятти «Детский санаторий «Бережок» на выполнение противопожарных мероприятий - устройство наружных эвакуационных пожарных лестниц 3 типа, устройство газо-дыма непроницаемых дверей с устройством для самозакрывания, устройство аварийного освещения запланированы средства бюджета г.о. Тольятти в сумме 2 757,0 тыс. руб. в том числе: на пути эвакуации - 200,00 тыс. руб.; на электрические сети - 100,00 тыс. руб.; на устройство АПС - 42,00 тыс. руб.; на знаки пожарной безопасности - 7,00 тыс. руб.; на изготовление, установку сертифицированных дверей - 300,00 тыс. руб.; на устройство наружных эвакуационных пожарных лестниц - 2 108,00тыс. руб. Муниципальным заказом по отрасли «Здравоохранение» в 2011 году для МУЗ «Детский санаторий «Бережок» на противопожарные мероприятия предусмотрены средства в сумме 61,4 тыс. руб. В рамках утвержденной программы «Пожарная безопасность на 2009 -2011гг.» бюджетом городского округа Тольятти для отрасли «Здравоохранение» на 2011г. выделены ассигнования в сумме 7 178, 0 тыс. руб. но только на устройство автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и дыма удаления для крупных медицинских учреждений. В Вашем учреждении АПС имеется. Таким образом, утверждение истца о бездействии мэрии городского округа Тольятти является необоснованным. Кроме того, согласно статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с Уставом МУЗ «Детский санаторий «Бережок» является самостоятельным юридическим лицом, имеет право на осуществление деятельности по оказанию платных медицинских услуг, учредителем муниципального учреждения здравоохранения является муниципальное образование - городской округ Тольятти, в лице мэрии городского округа Тольятти.

При таких обстоятельствах считает, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МУЗ «Детский санаторий «Бережок» за счет собственных средств учреждения и лишь в случае их недостаточности обязанность по их выделению может возлагаться на мэрии городского округа Тольятти. МУЗ «Детский санаторий «Бережок" является социально-значимым объектом, учреждением здравоохранения городского округа Тольятти, оказывающим необходимую специализированную медицинскую помощь детям, обеспечивающим психолого-педагогическую социальную реабилитацию детей городского округа Тольятти. Оказываемая медицинская помощь обеспечивает снижение уровня и степени инвалидности детей с заболеваниями нервной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приостановление, тем более прекращение, деятельности в здании детского санатория, не соответствующим требованиям пожарной безопасности, может привести к нарушению конституционного права граждан на получение медицинской помощи. В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. В соответствии с уточнениями истца в исковом заявлении от 22.02.2011г. истец изменяет свои исковые требования и изменяет предмет иска, обосновывая свои требования актом проверки от 10.02.2011г. Согласно статье 39 «истец вправе изменить основание или предмет иска». Поскольку в данном контексте союз "или" носит разделительный характер, то по смыслу истец вправе изменить либо основание, либо предмет иска, одновременное изменение того и другого недопустимо. Недопустимо также и потому, что в случае изменения предмета и основания иска это уже будет совсем другой, новый иск, поскольку предмет и основание иска являются основными характеризующими особенностями того или иного иска. На основании изложенного, просит истцу в иске об эксплуатации помещений и о признании незаконным бездействия мэрии г.о. Тольятти по обеспечению соответствия муниципального учреждения здравоохранения требованиям пожарной безопасности отказать.

В судебном заседании представитель 3-го лица – ОГПН г.о. Тольятти м.р. Ставропольский не возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения, аналогичные установочной части решения, дополнив, что согласно предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности в МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» был выявлен ряд нарушений, часть из которых по настоящее время не устранены. Поэтому решение оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем:

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку бездействиями ответчиков нарушаются интересы врачебного и педагогического состава, а также воспитанников МУЗ «Детский психоневлологический санаторий «Бережок», что ставит под угрозу их безопасность в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с заявленными требованиями является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» о 21 декабря 1994 г., пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами ил уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мер! пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до да вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной
безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационной
экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждан принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания," постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Статьей 38 ФЗ «О пожарной безопасности» установлены лица, несущие ответственность за нарушений требований пожарной безопасности, ими являются: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ст. ст. 6, 24 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства- участники в максимально возможной степени обеспечивают выживание и здоровое развитие ребенка, признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

В статье 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что социальная инфраструктура для детей определена как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а. также. организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения человеческих потребностей.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей- инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно- курортное лечение детей.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статья 1 данного закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В связи с вступлением в силу с 0101.2005 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья.

Судом установлено, что в ходе проведения с 19.01.2011 по 15.02.2011 плановой выездной проверки соблюдения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности в Муниципальном учреждении здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий «Бережок», ОГП г.р. Тольятти и м.р. Ставропольский были выявлены следующие нарушения: в комнате отдыха допускается эксплуатация электрочайника без подставки из негорючего теплоизоляционного материала, исключающего опасность возникновения пожара; для покрытий пола в общем коридоре из помещения группы третьего поста (раздевалки) применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум); дверь из помещений третьего поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; провод соединительных линий СОУЭ около кабинета главного врача проложен не в строительной конструкции, коробе, канале из негорючих материалов; для окраски стен в общем коридоре из помещения группы третьего поста применены горючие материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (масляная краска); из помещения класса Ф1.1 (спальни третьего поста), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует 2-ой эвакуационный выход; в складском помещении (помещение спальни третьего поста), в месте заполнения проема противопожарной преграды не установлена противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60; в техническом помещение (кладовке спальни третьего поста) стеллажи имеют горизонтальные экраны, которые выполнены из горючих материалов; из помещения класса Ф1.1 (столовой), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует 2-ой эвакуационный выход; конструкция кровли в комнате для прогулки выполнена с пределом огнестойкости менее требуемого предела огнестойкости ограждающей части противопожарной преграды (деревянные балки); в игровой комнате для детей ковер не прикреплен к полу; для покрытий пола в общем коридоре помещения группы для занятий с детьми применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум); дверь из помещении группы для занятий с детьми в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворе и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; для покрытий пола в общем коридоре из помещения трудотерапии применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум); дверь из помещения трудотерапии на лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворе и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; отделка стен зала для физкультурных занятий выполнена из горючих материалов (по факту - пластиковые панели.); на дверях технических помещений отсутствуют надписи, определяющие назначение помещений и место хранение ключей; над основным эвакуационным выходом провода соединительных линий СОУЭ проложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов; ширина двери основного эвакуационного выхода из помещений в свету, выполнена менее 1,2 м (по факту 1 м); в помещении (склад сыпучих товаров) в месте заполнения проема противопожарной преграды не установлена противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60; в техническом помещение (склад сыпучих товаров) стеллажи имеют горизонтальные экраны, которые выполнены из горючих материалов; объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; в помещениях имеющиеся знаки пожарной безопасности, предназначенные для целей эвакуации, выполнены не с элементами (фон, символ) белого, не фосфоресцирующего цвета; для покрытий пола в общем коридоре из помещения школы применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (линолеум); для покрытий пола в общем коридоре второго поста применены горючие материалы для отделки, облицовки с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (по факту - линолеум); дверь из помещений группы второго поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; дверь из помещений первого поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; из помещения класса Ф1.1 (столовой 2-го блока), предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек отсутствует 2-ой эвакуационный выход; дверь из помещений четвертого поста в лестничную клетку, не имеет уплотнения в притворах и не оборудована устройством для самозакрывания, которое должно постоянно находиться в исправном состоянии; дверь из помещений четвертого поста в лестничную клетку фиксируется в открытом положении (не используется автоматическое устройство, срабатывающее при пожаре); в мастерской плотника эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в мастерской плотника электропроводка, проложенная открытым способом, не защищена от возможных механических повреждений; не разработана проектно-сметная документация (ПСД) в связи с изменением функционального назначения здания (а именно: помещение ванной используется под комнату отдыха (возле кабинета главного врача, возле помещений школы), тамбур эвакуационного выхода из помещений бухгалтерии используется под помещение плотника, балкона (воздушной зоны) - под помещения для прогулки детей и пр.); отсутствует эвакуационное освещение в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел; вентиляционные воздуховоды не очищаются от горючих отходов в сроки, определенные приказом по организации; для здания не выполнены фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее ФЭС) в том числе и планы эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

О необходимости выделения денежных средств для устранения ряда нарушений требований пожарной безопасности администрация МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» ставила в известность мэрию г.о. Тольятти. Однако, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в учреждении не устранены, что подтверждается справкой отдела Государственного пожарного надзора г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Самарской области.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на то, что администрацией МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» и Мэрией г.о. Тольятти не организованно выделение достаточных средств на выполнение мероприятий пожарной безопасности учреждения здравоохранения как для несовершеннолетних так и взрослых жителей г.Тольятти.. ;

Ссылку ответчиков на то, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действующими нормативными документами суд находит не основанной на требованиях закона.

В соответствии с ч. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные нарушения как в совокупности, так и в частности приводят к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем, исковые требования об обязании ответчиков за счет собственных средств устранить выявленные нарушений пожарной безопасности подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика - Мэрии городского округа Тольятти относительно того, что в соответствии с Уставом МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» является самостоятельным юридическим лицом, которое имеет право и осуществляет деятельность по оказанию платных медицинских услуг, доходами от которых оно распоряжается самостоятельно, в связи с чем, учитывая требования ст. 120 ГК РФ оно должно самостоятельно нести обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и лишь в случае их недостаточности обязанность по выделению денежных средств может быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

В силу ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в случае недостаточности средств у детского санатория мэрия г.о.Тольятти несет субсидиарную ответственность по устранению выявленных нарушений.

Судом установлено, что иск прокурора подан в соответствии с нормами действующего законодательства. В заявлении указано, что выявленные нарушения требований правил пожарной безопасности влияют на распространение огня по зданию, помещениям учреждения у случае пожара, на время оповещения детей и сотрудников о пожаре, затрудняют организацию быстрой эвакуации детей при возникновении пожара, тем самым создают непосредственную угрозу гибели или вреда здоровью детей и сотрудников, находящихся в здании учреждения.

В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина* от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая требования п. 1 ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в доход государства подлежит взысканию сумма госпошлины по 2000 руб. с каждого.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 2, 3, 20, 37, 38 ФЗ РФ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г., ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. Конвенции ООН «о правах ребенка 1989г.», ст.ст. 1, 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», руководствуясь ч. 2 ст. 29, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Комсомольского района г.о.Тольятти удовлетворить.

Обязать МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» городского округа Тольятти, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул.Чайкиной. 37 устранить за счет собственных средств нарушения требований пожарной безопасности указанные в предписании №3/1\1 от 10февраля 2011 года и п. 7,8,9,10 предписания № 264/ 1\1-12 от 28.01.2010 вынесенные начальником ОНД г.о.Тольятти

В случае недостаточных средств МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» городского округа Тольятти, обязать мэрию г.о.Тольятти выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Взыскать с МУЗ «Детский психоневрологический санаторий «Бережок» городского округа Тольятти, мэрии г.о.Тольятти в доход государства государственную пошлину в сумме 2000 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме.

Судья Г.А.Бугарь

Решение принято в окончательной форме 14.03.2011 г.