Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе предстательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Удаловой Ю.А., с участием представителя истца Ж.Т.И.., действующей по доверенности от 27.11.2010 г., представителя ответчика Россовой О.ВА., действующей по доверенности ... от 09.02.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Ж.Д.С. к Государственному учреждению Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о признании незаконным решения и возложении обязанности выплатить денежные средства,
У С Т А Н О В И Л:
Ж.Д.С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором указал, что является инвалидом первой группы (третья степень ограничения способности к трудовой деятельности). Инвалидность установлена пожизненно. В настоящее время может передвигаться только в инвалидном кресле-коляске.
Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы -Филиалом №16 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области ... ему была оформлена Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее по тексту – ИПР), согласно которой он нуждается в техническим средстве реабилитации - "система опор динамическая (параподиум)". В качестве исполнителя был указан Фонд социального страхования Российской Федерации.
... истец самостоятельно, за счёт собственных средств приобрёл вышеуказанное средство реабилитации в ООО "Д", указанное как «Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический "Динамический Параподиум", имеет Сертификат соответствия и Регистрационное удостоверение.
Истец обратился в ГУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти» (далее по тексту - ЦСО), который в настоящее время осуществляет социальное обслуживание после передачи дел от Фонда социального страхования, за получением компенсации за самостоятельно приобретённое средство реабилитации, однако ЦСО в письме от 16.11.2010 г. ... отказал в предоставлении компенсации, ссылаясь на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 25.05.2010 г. №ДС-1/442 по причине того, что указанный динамический параподиум не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р (далее по тексту – Федеральный перечень ТСР).
Ж.Д.С. считает отказ ЦСО незаконным, нарушающим его права, предусмотренные законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Так в письме Минздравсоцразвития России от 23.09.2009 г. № 18-4\3171 указано: «Динамический параподиум» входит в Федеральный перечень ТСР, и затраты по обеспечению инвалида данным изделием могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. В письме Росздравнадзора от 30.06.2009 г. № 01-12783\09 говорится: на Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов – аппарат ортопедический «Динамический параподиум» распространяется действие Федерального перечня ТСР. В письме ФМБА России от 03.12.2009 г. № 32-024\965 также указано: «Динамический параподиум» входит в Федеральный перечень ТСР, и внесение в ИПР инвалида рекомендации по обеспечению данным изделием является правомерным.
Истец Ж.Д.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия.
Представитель истца Ж.Т.И. в судебном заседании на иске настаивала и пояснила, что после включения «динамического параподиума» в ИПР они обратились за обеспечением в Фонд социального страхования, который обещал выдать его. После передачи полномочий по обслуживанию инвалидов ЦСО, они также обратились за обеспечением указанным ТСР, но так как он очень необходим ..., приобрели его за собственные средства. С «Динамическим параподиумом» ... имеет возможность стоять, передвигаться в вертикальном положении, что положительно сказывается на работе органов кровообращения и иных; он делает возможным самостоятельное, удобное и безопасное пребывание в позиции стоя, без участия рук, в течение очень длительного времени; обеспечивает фиксацию колен и поясничного отдела. Просит признать незаконным решение ГУ «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти» об отказе в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР и обязать ГУ ЦСО выплатить указанную компенсацию в сумме 99990 рублей путем перечисления на лицевой счет истца.
Представитель ответчика ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти» Россова О.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что 16.11.2010 г. Ж.Д.С. обратился в ЦСО за получением компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенное ТСР «Система опор динамическая «Динамический параподиум». Так как указанное ТСР не входит в Федеральный перечень ТСР, то обеспечение инвалида данным ТСР, в том числе, осуществление компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенный параподиум, за счет средств федерального бюджета не представлялось возможным, о чем было сообщено истцу. Ответчик при этом руководствовался письмом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 25.-5.2010 г. № ДС-1\442. Считает, что нельзя основываться на письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.09.2009 г. № 18-4\3171, которым разъяснялось, что «параподиум» входит в Федеральный перечень ТСР, поскольку в настоящее время имеется другое разъясняющее обратное письмо Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 25.05.2010 г. № ДС-1\442.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку приобретенное Ж.Д.С. ТСР «Динамический параподиум» не входит в Федеральный перечень ТСР.
Представитель третьего лица ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Кузьмичева О.А. в судебном заседании доводы заявления поддержала и пояснила, что Ж.Д.С. с ... установлена категория «ребенок-инвалид», при повторном освидетельствовании ... подтверждена указанная категория, и с ... установлена 1 группа инвалидности с причиной «инвалид с детства». По направлению из лечебного учреждения, по личному заявлению Ж.Д.С. был освидетельствован в филиале № 16 Главного бюро МСЭ ... после проведения лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий. Основной диагноз: ... В разработанной индивидуальной программе реабилитации ... от 24.02.2009 г. Ж.Д.С.., наряду с другими, предусмотрена система опор динамическая (параподиум). Реабилитационные мероприятия с применением ТСР устанавливались бессрочно, с учетом высокой степени способности реабилитации истца в силу его молодого возраста. Ж.Д.С. с ИПР поставлен на учет в Фонде социального страхования в .... Филиал № 16 Главного бюро МСЭ в ИПР указал нуждаемость больного в приобретении «параподиума», основной функцией которого является обеспечение опоры инвалида при ходьбе и поддержание его ортоградной позы, используемый для активной реабилитации передвижения (самостоятельного хождения) без использования других вспомогательных средств больного с травмой спинного мозга. Данное ТСР входило в Федеральный перечень ТСР на момент разработки ИПР для истца на основании действующего распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р. Разработка ИПР на данный вид ТСР была предусмотрена Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) на основании письма Росздравнадзора от 30.06.2009 г. № 01-12783\09, а также Указания Министерства здравоохранения и социального развития РФ по запросу Фонда социального страхования от 03.09.2009 г. № 02-10\08-6781 и Указания ФМБА РФ от 03.12.2009 г. №32-024\965, как дополнение к Федеральному перечню ТСР, в частности, о «параподиуме», который может быть включен в ИПР инвалида в случае, если врач-реабилитолог посчитает нужным для данного пациента назначить «параподиум» как ТСР. Считает, что включение в ИПР Ж.Д.С. системы опор динамической является правомерным, так как она служит опорой нижних конечностей для обеспечения вертикализации и передвижения инвалида без дополнительной помощи других вспомогательных средств, больного с травмой спинного мозга и шейного отдела позвоночника, так как на момент разработки ИПР от 24.02.2009 г. Данный вид реабилитации был включен в Федеральный перечень ТСР. Все затраты по обеспечению инвалидов динамическим параподиумом могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета, согласно указания Минздравсоиразвития РФ от 23.09.2009 г. № 18-4\3171.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив доводы в представленных сторонами отзывах и материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ж.Д.С. является инвалидом 1 группы (третья степень ограничения способности к трудовой деятельности) пожизненно (л.д.20).
... Ж.Д.С. выдана индивидуальная программа реабилитации, где в качестве технических средств реабилитации указана система опор динамическая, с обеспечением бессрочно за счет ФСС (л.д.19).
... Ж.Д.С. обратился ГУ «Центр социального обслуживания граждан жилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти» за получением компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «Система опор динамическая «Динамический параподиум». Письмом от 16.11.2010 г. ... истцу в этом было отказано в связи с тем, что данное ТСР не входит в Федеральный перечень технических средств реабилитации в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 25.05.2010 г. № ДС-1\442.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно ст. 11 вышеуказанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит, в том числе, реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем технических средств реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством, реабилитации или видом реабилитации.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В индивидуальной программе реабилитации от ... Ж.Д.С. в качестве технических средств реабилитации указана система опор динамическая (параподиум). ... Ж.Д.С. самостоятельно за счет собственных средств приобрел Систему опор динамическую «Динамический параподиум», оплатив 99990 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеками (л.д.17).
Судом установлено, что полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации наделен Фонд социального страхования РФ (ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 2103-р было утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Самарской области. Данным соглашением Правительству Самарской области была передана часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов. По месту жительства Ж.Д.С. обеспечение инвалида ТСР входит в обязанность ГУ «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти».
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В п.6 указанного Перечня в разделе «Технические средства реабилитации» указаны: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Согласно Регистрационному удостоверению ... от 17.04.2009 г. аппарат ортопедический «Динамический параподиум» является изделием медицинского назначения, относится к категории: Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов; имеет Сертификат соответствия (л.д.13-16).
Ответчики в обоснование своих возражений ссылаются на письмо заместителя директора Департамента по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального вития РФ №304/355 от 18.09.2010 г., согласно которому динамический параподиум не входит в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Однако в соответствие с письмом заместителя директора Департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.09.2009 г. №18-4\3171 динамический параподиум квалифицировался в качестве ортопедического аппарата нижних конечностей - ортеза и входил в федеральный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (л.д.11-12).
Такие же выводы содержатся и в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30.06.2009 г. (л.д.10) и в письме Федерального медико-биологического агентства от 03.12.2009 г. (л.д.9).
Представитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Кузьмичева О.А. в судебном заседании пояснила, что динамический параподиум является и опорой конечностей и туловища, и ортезом, техническое средство реабилитации предусмотрено п. 6 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р. Суд соглашается с доводами Главного бюро медико-социальной экспертизы в отзыве, подписанном главным экспертом по медико-социальной экспертизе по Самарской области, являющимся специалистом в области медицины, не доверять которому у суда нет оснований.
С учетом совокупности добытых доказательств суд считает, что обязанность по выплате компенсации Ж.Д.С. за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, указанное в Индивидуальной программе реабилитации инвалида, возложена на ГУ «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти». В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ж.Д.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в выплате Ж.Д.С. компенсации за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации – «Динамический параподиум».
Обязать Государственное учреждение Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти» в месячный срок выплатить Ж.Д.С. компенсацию за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации – «Динамический параподиум» в размере 99990 (девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять) рублей путем перечисления средств на лицевой банковский счет.
Взыскать с Государственного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти» государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Лифанова
Решение в окончательной форме принято 22.02.2011 года