Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011г. Комсомольский районный суд г.Тольятти в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
при секретаре Агаповой О.В.,
с участием истца Паламарчук О.Н.,
представителя ответчика Рябовой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Паламарчук О.Н. к У. о назначении досрочной пенсии,
у с т а н о в и л :
Паламарчук О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии к У..
В судебном заседании истица поддержала свое исковое заявление и показала, что протоколом комиссии У. ... от 16.02.2011г. и решением ... от 16.02.2011г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
В специальный стаж работы истицы не включены периоды с 11.05.1991 г. по 01.12.1991 г., с 21.09.1992 г. по 02.11.1992 г. – отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет.
Истица не согласна с принятым решением, просит включить указанные периоды в специальный стаж деятельности и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в У..
Представитель У. Рябова И.Л. в судебном заседании иск не признала, показала, что включение спорных периодов в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством.
С учетом включенных периодов, специальный стаж работы на Севере, дающий право на досрочную пенсию по старости истицы составляет 7 лет 4 месяца 5 дней, поэтому требования Паламарчук О.Н. удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Трудовая деятельность истицы, в том числе в спорные периоды, подтверждается записями в трудовой книжке (л.л.д.11-12).
Периоды отпуска истицы по уходу за детьми с 11.05.1991г. по 01.12.1991г., с 21.09.1992г. по 02.11.1992г. – отпуск по уходу за детьми до исполнения им возраста полутора лет подлежат включению в стаж педагогической деятельности, поскольку до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ст.28 Федерального Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» п.п.6 п.1 гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» повсеместно с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗОТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года. С принятием Закон РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком был исключен из специального стажа, дающего право на назначение пенсии по выслуге лет. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Конституция РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях несовместимо с положениями ст.1, 2,18, 54, 55, 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Исходя из п.1 ст. 18 и ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку истица своевременно обратилась в У., право на пенсию Паламарчук О.Н. наступает с 01.12.2010г., то досрочная пенсия истице должна быть начислена с указанного времени, так как к моменту обращения Паламарчук имела необходимые 8 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Паламарчук О.Н. удовлетворить.
Включить в стаж работы для назначения досрочной пенсии Паламарчук О.Н. периоды с 11.05.1991г. по 01.12.1991 г., с 21.09.1992г. по 02.11.1992г.
Назначить Паламарчук О.Н. досрочную пенсию с 01.12.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд.
Судья: О.В. Головачева.
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2011г. Судья-