№2-776/2011 об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года Комсомольский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи: Бугарь Г.А.,

при секретаре: Варламовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца пом. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Роговой О.В., представителя ответчика Шибеко А.Н. представителя ОГПН г.оТольятти – Гладышева А.А., гражданское дело ... по иску прокурора Комсомольского района г.о. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба», мэрии г.о.Тольятти об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, нарушения Санитарно- эпидемиологического законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе № 10 «Дружба» городского округа Тольятти (далее МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба»), расположенном на территории Комсомольского района г.Тольятти. В ходе проверки по требованию прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти в марте 2011 инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский старшим лейтенантом внутренней службы Гладышевым А.А. были выявлены ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: для складских помещений не определена категория взрывопожарной и
пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ 01-03 п. 39); план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2. 143 - 2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; в помещении склада отсутствует серцифицированная противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее EI 60 (ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21.01-97* п. 5.14), ширина дверных проемов эвакуационных выходов менее 1.2. метра, по факту 0.81м (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21.01 -97* п. 6.16); дверь эвакуационного выхода из подсобного помещенияоткрываеться не по направлению эвакуации (ППБ 01-03 п. 52); применена горючая отделка стен (деревянная рейка) из помещений душа (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21.01-97* п. 6.16);несущие металлические конструкции не имеют требуемого предела огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3 СНиП1 21-01-97* п. 5.18*):напротив складского помещения в коридоре устроены антресоли из дерева (ППБ 01-03 п. 40);не обеспечено заполнение в проемах противопожарных преград складских помещений, сертифицированными противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п. 5.14* п.7.4):-в складском помещении в подвале стеллажи имеют экраны, выполненные из горючих материалов (СНиП 31-04-2001 п.6.5).Названные нарушения правил пожарной безопасности сохраняются длительное время.Сложившееся положение создает для учащихся, педагогов и других лиц опасные условия нахождения в данном учреждении. Ответчикам известна ситуация, которая сложилась в учреждении, однако действенных мер к устранению нарушений не принимается. Учитывая, что МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» является учреждением с пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, указанные нарушения могут привести в случае пожара к необратимым последствиям массовой гибели или травмированию несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся в помещениях учреждения, повреждению и уничтожению имущества.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности (редакция ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи с чем обязанности по обеспечению пожарной безопасности должно быть возложено на ответчиков.

В ходе проверки по требованию прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти в марте 2011 года специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзор) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» выявлены нарушения СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольые учреждения)»: Помещения МОУ ДОД ДЮСШ №10 «Дружба» размещаются в цокольном этаже (п. 3.3 СанПиН 2.4.4.1251 -03 ). Наполняемость групп отделения пауэрлифтинг превышает 15 человек (п.1.6 СанПиН 2.4.4.1251-03). В зале для проведения занятий но борьбе дзюдо отсутствует естественное освещение (п.6.1. СанПиН 2.4.4.1251-03). Нa окнах в спортивном зале, тренажёрном зале отсутствуют заградительные устройства (п. 5.9.3. СапПиН 2.4.4.1251-03). В зале для проведения занятий по борьбе дзюдо мягкий ковёр размещён без отступа от стены 2 метра (п.5.9.5. СапПиН 2.4.4.1251-03). Помещения для переодевания, душевые для мальчиков и девочек не раздельные. В душевой задействована 1 душевая сетка, занимается одновременно более 10 человек ( п.4.5. СанПиН 2.4.4.1251-03). Для мальчиков и девочек оборудован один туалет с 1 унитазом, писсуары отсутствуют (п.3.9. СанПиН 2.4.4.125 1 -03). Питьевой режим в учреждении не организован (п. 4.3. СанПиН 2.4.4.1251-03). Пол в спортивном зале, зале для занятий боксом выполнен метлахской плиткой, имеются изъяны (выпала плитка). Стены в залах на высоту 1м. от пола выполнены кирпичом с выступами, масляной краской не окрашены. В зале для занятий по дзюдо отопительные приборы не закрыты решётками (п. 5.9.3. СанПиН 2.4.4.1251-03). Длительность перерыва между занятиями менее 10 минут (п. 8.2.6. СанПиН 2.4.4.1251-03). Не на всех детей имеются справки от врача о состоянии здоровья при зачислении в школу, не во всех справках имеется заключение о возможности заниматься в группе по избранному профилю (п.8.2.1. СанПиН 2.4.4.1251-03). В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.1 1.1989. во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11. 24. 28. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические липа в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Согласно со ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и округов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 32. ст. 51 Закона «Об образовании» па образовательное учреждение возлагается ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязанность создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из приоритетных интересов Российской Федерации является обеспечение безопасности ее граждан, охрана жизни и здоровья всех лиц. проживающих на территории Российской Федерации. В целях реализации данного интереса Российская Федерация устанавливает обязательные для всех учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных на ее территории, нормы и правила обеспечения безопасности людей.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства; в целях обеспечения благоприятных условии его жизнедеятельности, при которых отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека.

Истец просит обязать администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско - юношеской спортивной школы № 10 «Дружба» г.о. Тольятти и мэрию городского округа Тольятти: устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности путем совершения следующих действий: определить для складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; установить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; разработать план эвакуации в соответствии с требованием ГОСТ Р 12.2.143- 2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; установить в помещении склада сертифицированную противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI 60; расширить ширину дверных проемов эвакуационных выходов не менее 1.2 метра; изменить дверь эвакуационного выхода из подсобного помещения по направлению эвакуации;демонтировать горючую отделку стен (деревянные рейки) из помещений душа; обработать металлические конструкции в соответствии с требуемым пределом огнестойкости;- демонтировать напротив складского помещения в коридоре антресоли из дерева; обеспечить заполнение в проемах противопожарных преград складских помещений, сертифицированными противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости;-демонтировать на стеллажах экраны, выполненные из горючих материалов, в складском помещении в подвале:;. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем совершения следующих действий: привести в соответствии с требованиями наполняемость групп отделения пауэрлифтинг; обеспечить в зале для проведения занятий по борьбе дзюдо естественное освещение;- становить на окнах в спортивном зале, тренажерном зале заградительные устройства; разместить в зале для проведения занятий по борьбе дзюдо мягкий ковер с отступом от стены 2 и более метра; разделить помещения для переодевания и душевые для мальчиков и девочек; оборудовать для мальчиков и девочек раздельные туалеты; организовать питьевой режим в учреждении; восстановить изъяны полового покрытия в спортивном зале, зале для занятий боксом; демонтировать выступающие части поверхности стен в залах; закрыть решетками в зале для занятий по дзюдо отопительные приборы; установить длительность перерыва между занятиями не менее 10 минут; обеспечить получение на всех детей справки от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группе по избранному профилю.

В ходе судебного заседания представитель истца Рогова О.В. на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные установочной части решения.

Представитель ответчика МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» Шибеко А.Н. с иском прокурора согласился, пояснив, что школа заключила договор на 3 года с организацией ООО «Центр оценки рисков» и провели независимую оценку пожарного риска. Проведенной оценкой были подтверждены все выявленные нарушения, но они не угрожают жизни и здоровью находящихся в здании людей. Что касается санитарно эпидемиологических нарушений выявленных в ходе проверки, он был по ним привлечен к уголовной ответственности и уплатил штраф. В настоящее время ведется работа по устранению всех выявленных нарушений. Все что зависит от администрации школы, будет выполнено, однако, без дополнительного финансирования все предписания выполнены быть не могут.

Представитель третьего лица ОГПН г.Тольятти и муниципального района Ставропольский Гладышев А.А. пояснил, что так как МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» провела независимую оценку пожарного риска, то на данной стадии они не имеют право контролировать ранее выписанные предписания, а также в течении трех лет не имеют права проводить дополнительную проверку объекта. Нарушения имеются, но большая их часть уже устранена, остались в основном работы, требующие больших материальных затрат. Иск прокурора Комсомольского района г.Тольятти поддерживает, так как действительно нарушения имеются и их необходимо устранять

В судебном заседании представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно, причин неявки суду не сообщил.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в судебное заседание не явился, предоставил отзыв и просил рассмотреть дело в их отсутствие с иском прокурора согласны в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, данный вывод суда основан на следующем:

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровья и другие нематериальные блага подлежат судебной защите.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку бездействиями ответчиков нарушаются интересы педагогического состава, а также учащихся МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба», что ставит под угрозу их безопасность в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с заявленными требованиями является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» о 21 декабря 1994 г., пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами ил уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мер! пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до да вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной
безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационной
экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждан принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания," постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Статьей 38 ФЗ «О пожарной безопасности» установлены лица, несущие ответственность за нарушений требований пожарной безопасности, ими являются: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статья 1 данного закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В связи с вступлением в силу с 0101.2005 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья.

Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе № 10 «Дружба» городского округа Тольятти, расположенном на территории Комсомольского района г.Тольятти.

В ходе проверки по требованию прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти в марте 2011 инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский старшим лейтенантом внутренней службы Гладышевым А.А. были выявлены ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ 01-03 п. 39); план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2. 143 - 2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; в помещении склада отсутствует серцифицированная противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее EI 60 (ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21.01-97* п. 5.14), ширина дверных проемов эвакуационных выходов менее 1.2. метра, по факту 0.81м (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21.01 -97* п. 6.16); дверь эвакуационного выхода из подсобного помещенияоткрываеться не по направлению эвакуации (ППБ 01-03 п. 52); применена горючая отделка стен (деревянная рейка) из помещений душа (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21.01-97* п. 6.16);несущие металлические конструкции не имеют требуемого предела огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3 СНиП1 21-01-97* п. 5.18*):напротив складского помещения в коридоре устроены антресоли из дерева (ППБ 01-03 п. 40);не обеспечено заполнение в проемах противопожарных преград складских помещений, сертифицированными противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п. 5.14* п.7.4):-в складском помещении в подвале стеллажи имеют экраны, выполненные из горючих материалов (СНиП 31-04-2001 п.6.5).Названные нарушения правил пожарной безопасности сохраняются длительное время.Сложившееся положение создает для учащихся, педагогов и других лиц опасные условия нахождения в данном учреждении. Ответчикам известна ситуация, которая сложилась в учреждении, однако действенных мер к устранению нарушений не принимается. Учитывая, что МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» является учреждением с пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, указанные нарушения могут привести в случае пожара к необратимым последствиям массовой гибели или травмированию несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся в помещениях учреждения, повреждению и уничтожению имущества.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2005г. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности (редакция ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В связи с чем обязанности по обеспечению пожарной безопасности должно быть возложено на ответчиков.

В ходе проверки по требованию прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти в марте 2011 года специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзор) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти в МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» выявлены нарушения СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольые учреждения)»: Помещения МОУ ДОД ДЮСШ №10 «Дружба» размещаются в цокольном этаже (п. 3.3 СанПиН 2.4.4.1251 -03 ). Наполняемость групп отделения пауэрлифтинг превышает 15 человек (п.1.6 СанПиН 2.4.4.1251-03). В зале для проведения занятий но борьбе дзюдо отсутствует естественное освещение (п.6.1. СанПиН 2.4.4.1251-03). Нa окнах в спортивном зале, тренажёрном зале отсутствуют заградительные устройства (п. 5.9.3. СапПиН 2.4.4.1251-03). В зале для проведения занятий по борьбе дзюдо мягкий ковёр размещён без отступа от стены 2 метра (п.5.9.5. СапПиН 2.4.4.1251-03). Помещения для переодевания, душевые для мальчиков и девочек не раздельные. В душевой задействована 1 душевая сетка, занимается одновременно более 10 человек ( п.4.5. СанПиН 2.4.4.1251-03). Для мальчиков и девочек оборудован один туалет с 1 унитазом, писсуары отсутствуют (п.3.9. СанПиН 2.4.4.125 1 -03). Питьевой режим в учреждении не организован (п. 4.3. СанПиН 2.4.4.1251-03). Пол в спортивном зале, зале для занятий боксом выполнен метлахской плиткой, имеются изъяны (выпала плитка). Стены в залах на высоту 1м. от пола выполнены кирпичом с выступами, масляной краской не окрашены. В зале для занятий по дзюдо отопительные приборы не закрыты решётками (п. 5.9.3. СанПиН 2.4.4.1251-03). Длительность перерыва между занятиями менее 10 минут (п. 8.2.6. СанПиН 2.4.4.1251-03). Не на всех детей имеются справки от врача о состоянии здоровья при зачислении в школу, не во всех справках имеется заключение о возможности заниматься в группе по избранному профилю (п.8.2.1. СанПиН 2.4.4.1251-03). В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.1 1.1989. во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с требованиями ст. 11. 24. 28. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические липа в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Согласно со ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и округов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 32. ст. 51 Закона «Об образовании» па образовательное учреждение возлагается ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязанность создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из приоритетных интересов Российской Федерации является обеспечение безопасности ее граждан, охрана жизни и здоровья всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации. В целях реализации данного интереса Российская Федерация устанавливает обязательные для всех учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных на ее территории, нормы и правила обеспечения безопасности людей.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты личности и имущества от пожара, направлено на обеспечение пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства; в целях обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности, при которых отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в настоящее время ряд выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства устранен, необходимые прививки сделаны сотрудникам учреждения.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на то, что администрацией МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» и Мэрией г.о. Тольятти не организованно выделение достаточных средств на выполнение мероприятий пожарной и санитарно-эпидемиологического безопасности учреждения здравоохранения как для несовершеннолетних так и взрослых жителей г.Тольятти. ;

Ссылку ответчика на то, проведенной по собственной инициативе независимой экспертизой были подтверждены все выявленные нарушения, но, по мнению ответчика, они не угрожают жизни и здоровью находящихся в здании людей, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные нарушения не устраняются администрацией в течение длительного времени.

В соответствии с ч. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения как в совокупности, так и в частности приводят к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, вспышки инфекционных заболеваний в связи с чем, исковые требования об обязании ответчиков за счет собственных средств устранить выявленные нарушений пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности подлежит удовлетворению в полном объеме.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в случае недостаточности средств у лечебного учреждения мэрия г.о.Тольятти несет субсидиарную ответственность по устранению выявленных нарушений.

Судом установлено, что иск прокурора подан в соответствии с нормами действующего законодательства. В заявлении указано, что выявленные нарушения требований правил пожарной безопасности влияют на распространение огня по зданию, помещениям учреждения у случае пожара, на время оповещения детей и сотрудников о пожаре, затрудняют организацию быстрой эвакуации детей при возникновении пожара, тем самым создают непосредственную угрозу гибели или вреда здоровью детей и сотрудников, находящихся в здании учреждения. Кроме того, нарушение требований санитарно-эпидемиологической безопасности может повлечь за собой вспышку инфекционных заболеваний, угрожающими жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников учебного учреждения. Следовательно, иск прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц необходимо удовлетворить в полном объеме.

В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина* от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая требования п. 1 ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в доход государства подлежит взысканию сумма госпошлины по 2000 руб. с каждого.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 2, 3, 20, 37, 38 ФЗ РФ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г., ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. Конвенции ООН «о правах ребенка 1989г.», ст.ст. 1, 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», руководствуясь ч. 2 ст. 29, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Комсомольского района г.Тольятти- удовлетворить.

Обязать МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные 30.03.2011 года и устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные 30.03.2011 года.

В случае недостаточности средств МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» обязать мэрию г.о.Тольятти выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений.

Взыскать с МОУ ДОД ДЮСШ № 10 «Дружба» и мэрии г.о.Тольятти в доход государства госпошлину в сумме 2000 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение 10 дней в окончательной форме.

Судья Г.А.Бугарь

Мотивированное решение изготовлено 10.05.2011 г.